Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:58, курсовая работа
До 30х годов двадцатого века суть государственной политики сводилась к проведению политики бездефицитного государственного бюджета. Но в период «Великой депрессии», которая имела место в Америке в 1929-1933 гг., представление о том, что действия правительства в области бюджетной политики могут иметь важное стабилизирующее воздействие на экономику, стало приобретать все более широкое признание. И впоследствии, Кейнс Дж. М. доказал, что манипулирование государственными расходами и доходами и создание дефицита государственного бюджета при определенных макроэкономических предпосылках может быть благом для экономики.
План:
Введение. 3
Глава 1. Концепции финансов государства. 5
1.1 Меркантилизм и протекционизм. 5
1.2 Либеральный реформизм и теории благосостояния. 6
1.3 Кейнсианство. 8
1.4 Теория общественного выбора. 8
Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации. 10
2.1 Бюджет: уровни, классификации, принципы. 10
2.2 Бюджетный процесс в РФ. 14
2.3 Исполнение бюджетов. 16
Глава 3. Бюджетная политика – теоретические основы. 18
3.1 Бюджетная политика: основные понятия. 18
3.2 Сбалансированность бюджетов. 19
3.3 Расходы государства. 20
3.4 Доходы государства. 23
3.5 Мультипликатор государственных расходов. 25
3.6 Бюджетная политика в ходе экономического цикла. 26
3.7 Встроенные стабилизаторы. 27
Глава 4. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008г. 29
4.1 Цели и задачи бюджетной политики на 2008г.и среднесрочную перспективу. 29
4.2 Финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов. 30
4.3 Достойная жизнь для граждан 32
Заключение. 37
Список литературы. 38
Приложения 39
Рецензия 41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
на тему:
«Концепции государственного бюджета
и бюджетная политика России
Научный
руководитель:
До
30х годов двадцатого века суть государственной
политики сводилась к проведению политики
бездефицитного государственного бюджета.
Но в период «Великой депрессии», которая
имела место в Америке в 1929-1933 гг., представление
о том, что действия правительства в области
бюджетной политики могут иметь важное
стабилизирующее воздействие на экономику,
стало приобретать все более широкое признание.
И впоследствии, Кейнс Дж. М. доказал, что
манипулирование государственными расходами
и доходами и создание дефицита государственного
бюджета при определенных макроэкономических
предпосылках может быть благом для экономики.
С тех пор многие государства использовали бюджетную политику для выхода из кризиса либо для борьбы с инфляцией. И теория Кейнса себя полностью подтвердила: бюджетная политика – это эффективный метод при правильном его применении.
Поскольку Россия находится в нестабильном состоянии в течение почти 9 лет, то логично предположить, что Правительство Российской Федерации так же использует бюджетную политику для выхода отечественной экономики из кризиса. После многочисленных спадов, пережитых за это время, похоже, что в 2008 году экономическая ситуация начала стабилизироваться. И, глядя на макроэкономические показатели первой половины текущего года, ведущие экономисты с оптимизмом говорят, что в России, наконец, начался экономический рост.
В данной ситуации весьма полезным представляется изучение бюджетной политики 2008 года в России и понимание того, какие меры способствовали улучшению экономической обстановки. А так же сравнение мер бюджетной политики 2008 года с мерами предыдущих лет.
Поэтому целью своей курсовой работы я вижу изучение теоретической стороны бюджета, и затем изучение фактической ситуации в России в 2008 году. Задачи для выполнения цели будут следующие: изучение инструментов бюджетной политики, их применения в теории и анализ фактических данных для России в 2008 году, изучение бюджетного процесса в России. А так же сравнение основных направлений бюджетной политики 2008 года с направлениями бюджетной политики предыдущих периодов.
Для написания курсовой работы
я постаралась использовать
Статистическая
база для моей работы также была
собрана в аналитических статьях
и, конечно, в законах о бюджете.
Формирование основ финансовой науки происходило в процессе развития европейскими учеными политической экономии, в поисках «золотой середины» между рынком и государством в организации хозяйственной жизни в стране. В первую очередь речь шла о производстве частных и общественных благ, т.е. о функциях рынка и государства в национальной экономике. Другими словами, были помтавлены вопросы о необходимости участия государства в экономике, о границах его вмешательства в хозяйственную деятельность компаний, населения.
В 1615г. Антуан де Монкретьен (1571 – 1621) опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. В фокусе исследований меркантилистов оказались проблемы торгового и платежного балансов, на которые, по их мнению, и должно было активно воздействовать абсолютистское государство.Торговая буржуазия стремилась отождествить свои интересы с национальными, общегосударственными.
Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии. Протекционизм представлял собой экономическую политику государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок. А в широком смысле протекционизм представлен системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей.
Распространение мануфактурного и становление машинного производства заставили классиков политической экономии обратиться к исследованию источников капиталистического богатства и роли государства в его наращивании уже не в сфере обращения, а в сфере производства.
Однако в центре внимания даже лучших представителей классической политической экономии был не сам процесс общественного производства, а государственное вмешательство в создание внешнего его результата – капиталистического богатства.
В отличие от меркантилистов Адам Смит (1723 – 1790) в «Богатстве народов» подчеркивал значение государства с точки зрения , во-первых, охраны и защиты частной собственности от посягательств со стороны как других членов данного общества, так и зарубежных стран и, во-вторых, производства таких благ, которые не выгодны частным производителям. Давид Риккардо (1772 – 1823) посвятил свое основное сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения» анализу основ налогообложения.
Однако в 30-е годы XIX в. либеральная доктрина разделилась на два направления: классическую либеральную, которая отстаивала свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономику, и современную реформистскую либеральную концепцию, которая, не отказываясь от базовых либеральных ценностей, ратовала за активную роль государства. Во главе этого направления стояли И.Бентам, Дж.Милль, Д.С.Милль.
Иеремия Бентам (1748 – 1832) считал, что гармония интересов достижима при разумном законодательстве, поэтому он выступил как последовательный сторонник либеральных реформ в области законодательства. Он критиковал наследственную аристократию и боролся за дальнейшую демократизацию избирательного права. Его концепция общественной политики включала требования к обеспечению государством прожиточного минимума, безопасности, достатка и равенства.
Именно в рамках либерального реформизма была поставлена проблема активного вмешательства государства в экономику как фактора прогрессивного развития. Однако под вмешательством государства в экономику имелась в виду не экономическая политика в современном смысле слова (кредитно-денежная, бюджетно-налоговая), а законодательная деятельность, направленная на регулирование рабочего дня, условий труда, уровня минимальной заработной платы, а также регулирование социальных конфликтов.
По мере того как борьба с феодальной идеалогией отходила на задний план, философия хозяйства вытеснялась практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842 – 1924) отводил государству уже более скромную роль. В частности, анализу государства была посвящена лишь последняя, пятая книга «Принципов экономикс». В ней он освещал традиционные вопросы налогообложения, хотя аспекты выбирал уже новые – проблему перемещения налогового бремени.
Критика вмешательства государства в экономику получила обоснование в трудах Леона Вальраса (1834 – 1910). Он выступает за минимизацию роли государства, функции которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и контролем над монополиями. Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уровень налогов, главными из которых, по мнению Вальраса, должны быть налоги не на доходы, а на собственность.
Итальянский экономист У.Мацолла (1850 – 1899), исследовавший проблемы государственных финансов, фактически первым четко и ясно сформулировал природу общественных благ. Уже в 1896г. шведский экономист Кнут Викселль (1851 – 1926) показал, что разрыв между предельными частными издержками может быть покрыт за счет налогов и государственных расходов, причем определить требуемое количество общественных благ можно лишь политическим путем – через голосование.
Однако
подлинную революцию в
При всех расхождениях подходов в трактовке роли государства ни монетаристы, ни неоклассики, критиковавшие кейнсианцев, не ставили под сомнение надежность самого механизма принятия государством решений в области экономики и финансов. Однако сторонники сформировавшейся в 60-е года теории общественного выбора (Дж.Бьюкенен, М.Олсон, Д.Мюллер) поставили под сомнение результативность государственного вмешательства в экономику, которая проявляется в таких финансовых показателях, как национальный доход, сбалансированный государственный бюджет и т.д.
Последовательно развивая принципы классического либерализма и методы маржинального анализа, они начали активно исследовать политические, юридические области, сделав объектом анализа сам процесс принятия правительственных решений в области перераспределения ВВП, регулирования сферы финансовых операций, получивший название «экономический империализм».
Будучи
сторонниками методологического
По
их мнению, «рациональные политики»
поддерживают прежде всего те программы,
которые способствуют росту их престижа
и повышают шансы победы на очередных
выборах. Таким образом, теория общественного
выбора распространила принципы индивидуализма
не только на всю коммерческую деятельность,
но и на финансовую деятельность самого
государства.
Информация о работе Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России