Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:58, курсовая работа
До 30х годов двадцатого века суть государственной политики сводилась к проведению политики бездефицитного государственного бюджета. Но в период «Великой депрессии», которая имела место в Америке в 1929-1933 гг., представление о том, что действия правительства в области бюджетной политики могут иметь важное стабилизирующее воздействие на экономику, стало приобретать все более широкое признание. И впоследствии, Кейнс Дж. М. доказал, что манипулирование государственными расходами и доходами и создание дефицита государственного бюджета при определенных макроэкономических предпосылках может быть благом для экономики.
План:
Введение. 3
Глава 1. Концепции финансов государства. 5
1.1 Меркантилизм и протекционизм. 5
1.2 Либеральный реформизм и теории благосостояния. 6
1.3 Кейнсианство. 8
1.4 Теория общественного выбора. 8
Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации. 10
2.1 Бюджет: уровни, классификации, принципы. 10
2.2 Бюджетный процесс в РФ. 14
2.3 Исполнение бюджетов. 16
Глава 3. Бюджетная политика – теоретические основы. 18
3.1 Бюджетная политика: основные понятия. 18
3.2 Сбалансированность бюджетов. 19
3.3 Расходы государства. 20
3.4 Доходы государства. 23
3.5 Мультипликатор государственных расходов. 25
3.6 Бюджетная политика в ходе экономического цикла. 26
3.7 Встроенные стабилизаторы. 27
Глава 4. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008г. 29
4.1 Цели и задачи бюджетной политики на 2008г.и среднесрочную перспективу. 29
4.2 Финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов. 30
4.3 Достойная жизнь для граждан 32
Заключение. 37
Список литературы. 38
Приложения 39
Рецензия 41
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно «размывали» эти два понятия - собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы — законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.
Мультипликатор государственных расходов – это коэффициент, выражающий соотношение между приростом ЧНП и порождающим этот прирост увеличением государственных расходов. Теоретически, данный мультипликатор в условиях сбалансированного бюджета равен единице. Это значит, что увеличение государственных расходов на некоторую величину вызывает рост ЧНП на эту же величину. Но, мы уже говорили о том, что в действительности гораздо чаще имеет место ситуация несбалансированного бюджета. В таком случае зависимость выражается в следующей формуле:
ΔЧНП
Где ΔЧНП – прирост ЧНП, ΔG – увеличение государственных расходов, MPC – предельная склонность к потреблению, MPS – предельная склонность к накоплению. Так как MPC + MPS = 1, то, очевидно, что 1 – MPC = MPS величина меньшая единицы. Это означает, что прирост государственных расходов на единицу даст прирост ЧНП более чем на единицу. Таким образом, изменение величины государственных расходов, как один из инструментов бюджетной политики, имеет достаточно сильный эффект. И если прибавить к этому тот факт, что оно непосредственно влияет на совокупный спрос, то становится понятно, почему экономисты считают его одним из самых быстродействующих и эффективных.
Фундаментальная
цель бюджетной политики состоит
в том, чтобы ликвидировать
И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.
При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.
При наличии бюджетного профицита его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование. И таким образом, эти средства уже не окажут никакого инфляционного воздействия. Именно поэтому считается, что полное изъятие дефицитного бюджетного излишка более сдерживающая мера, нежели использование этих средств для погашения государственного долга.
Встроенный
стабилизатор – это любая мера,
которая имеет тенденцию увеличить
дефицит государственного бюджета (или
уменьшить его профицит) во время экономического
спада и увеличить профицит государственного
бюджета (или уменьшить его дефицит) в
период инфляции без необходимости принятия
каких-либо специальных шагов со стороны
правительства. Налоговая система является
именно таким встроенным стабилизатором.
Если сделать предположение, что государственные
расходы G заданы и независимы от величины
ЧНП, то можно рассмотреть действие данного
стабилизатора на следующем графике:
$ Т
Дефицит
ЧНП’ ЧНП0 ЧНП” ЧНП,
Рисунок 5. Встроенная стабильность.
Источник: Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. – М.: Республика, 1995. С. 251.
По мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию профицита. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются и подталкивают государственный бюджет от профицита к дефициту. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП. Все, что они делают, - это ограничение размаха или глубины экономических колебаний.
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента РФ.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности – удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение и т.д.
Основа для решения социальных проблем – высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность, определяющей степень доверия людей к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции.
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимые социальные гарантии осуществляются за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов РФ и бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ.
Расходные обязательства Российской Федерации
При формировании бюджетных проектировок на 2007-2009гг. впервые использовался реестр расходных обязательств РФ, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ расходов.
В первую очередь это важно для выделения «публичных расходных обязательств» - установленных законами и подлежащих безусловному исполнению «прямых» финансовых обязательств государства перед гражданами (пенсий, пособий, компенсаций), которые составляют почти 40% от общего объема расходных обязательств РФ.
Но и все другие виды обязательств должны быть в полном объеме включены в реестр расходных обязательств. Во-первых, это позволит гарантировать их исполнение, а значит, резко повысить ответственность соответствующих ведомств за достижение планируемых результатов.
Во-вторых, появится возможность для принятия в соответствии с целями и приоритетами государственной политики новых расходных обязательств, обеспеченных реальными источниками финансирования не только на очередной финансовый год, но и на среднесрочную перспективу.
Основные параметры федерального бюджета
В 2008г. прогнозируется существенное увеличение возможности государства по реализации общенациональных приоритетов (прил.1). По сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году доходы федерального бюджета возрастут на 746,2 млрд.руб. (12,1%), расходы – на 1 074,9 млрд.руб. (24,5%).
В то же время необходимо отметить, что темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в 2008г. в реальном выражении (17,4%) превышают прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате объем непроцентных расходов федерального бюджета возрастет с 15,4% ВВП в текущем году до 17,0% ВВП в 2008г. и лишь в 2009г. планируется его снижение до 16,8%.
Таким образом, сформулированное в Бюджетном послании требование о том, что в 2008г. и в среднесрочной перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не полностью, что в перспективе может потребовать внесения соответствующих корректив в бюджетную политику.
Принципы формирования и приоритеты бюджетных расходов
Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации и субъектам бюджетного планирования (прил.2) обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
Общими факторами формирования бюджетных расходов является:
Обеспечение жильем
Начиная
с 2006г. решение жилищной проблемы в
основном обеспечивается в рамках приоритетного
национального проекта «
Информация о работе Концепции государственного бюджета и бюджетная политика России