Выбор стратегии развития предприятия ООО «Раменка-Лада»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 06:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выбор стратегии развития предприятия.
Объектом исследования является автосалон ООО «Раменка-Лада».
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Изучить сущность и виды стратегий развития предприятия. Алгоритм выбора стратегии развития;
2. Охарактеризовать предприятие как объект управления;
3. Сделать анализ внешней и внутренней среды предприятия;

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

Стратегия роста.

Стратегия роста впервые  подробно была разработана Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста  фирмы. Она состоит из пяти этапов:

Стадия планирования. Компания находится в состоянии  готовности к формулированию стратегии роста, то есть существует некоторое совмещение внешних условий и внутренних возможностей.

Начальная стадия. Обычно фирма проходит этот этап очень быстро. В течение этого этапа возникают  и ликвидируются узкие места  в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает.

Стадия проникновения.

Ускоренный рост.

Переходная стадия.

Начальная стратегия

Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.

Стратегия проникновения.

Данная стратегия направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР.

После достижения этих целей  и проведя все необходимые  внутренние перестроения, предприятие  может перейти к следующей  стратегии.

Стратегия ускоренного  роста.

Целью этой стратегии  является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться  как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование  ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попыток разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии.

Стратегия переходного  периода.

Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть, не допуская длительной стагнации.

Стратегия предусматривает  экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.

Сама по себе стратегия  роста может применяться в  различных ситуациях:

начало предпринимательской  деятельности;

молодая компания, борющаяся  за своё выживание;

однопродуктовое специализированное предприятие;

диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации  в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта.

Именно поэтому стратегических альтернатив роста в хозяйственной  практике может быть предложено очень  много. Перечислю лишь некоторые, являющиеся базовыми, стратегические альтернативы: интенсификация рынка, диверсификация, межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность.

Стратегия стабилизации и выживания.

В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами  деловой активности и циклами  развития предприятия последние  могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной в наступательно-оборонительную стратегию - стратегию стабилизации.

Стратегия стабилизации.

Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим  их повышением, то есть с переходом  на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения, предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов:

экономия с чётким намерением быстрого оживления;

сдвиги в продолжительном  спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление;

стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке.

Стратегия выживания.

Стратегия выживания - чисто  оборонительная стратегия и применяется  в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся “антикризисный комитет”, который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко приводит в жизнь следующие программы:

перестройка управления

финансовая перестройка

перестройка маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Правила и процедура разработки стратегии

 

В стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые, также как и стратегии, определяют функционирование компании, но в отличие от стратегии в  явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, другие - достаточно узкий, касающейся отдельной стороны жизни компании либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым её функционирование по пути реализации её стратегий. Многие правила имеют достаточно долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой - то определенной стратегии, или же для обеспечения достижения какой - то определенной цели. Правила сами могут быть объектом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации является изменение её внутренней жизни, организационной культуры и т.д.

Процедура в отличие от правила описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. В известной степени правила и процедуры снижают степень свободы действий сотрудников организации, заставляя их действовать заданным маршрутом. На самом деле камнем преткновения являются не сами правила и процедуры, а то, как они доведены до сведения персонала. Хорошо продуманная последовательность действий при решении проблемных ситуаций не снижает творческий потенциал сотрудников, а способствует более успешному решению проблемы.

Выстраивание  стратегической пирамиды

  • Стратегия организации - это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться. Это средство, достижения желаемых результатов.

  • Выстраивание стратегической пирамиды - это не только задача высшего руководства. На крупных предприятиях решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимается корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных финансовых отделов корпорации в целом или её подразделений (производство, маркетинг и продажи, финансы, трудовые ресурсы и т. д.), менеджерами заводов, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления.

  • Факторы формирования стратегии

    На формирование стратегии  организации оказывают влияние  многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для  каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

    Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;

    Привлекательность отрасли  и условия конкуренции;

    Специфические рыночные возможности и угрозы;

    Сильные и слабые стороны  организации, ее конкурентные возможности;

    Личные амбиции, философия  бизнеса и этические воззрения  менеджеров;

    Ценности и культура компании.

    Следовательно, стратегия  – это:

    1. Собирательное понятие,  объединяющие различные аспекты  деятельности компании и находящие  свое выражение во всем, что  определяет жизнедеятельность организации;

    2. Комплекс мероприятий  по достижению намеченных целей,  уточненных через правила и  процедуры.

    Классификация стратегии по уровням иерархии управления

    В диверсифицированной  компании стратегии разрабатываются  на четырех различных организационных  уровнях. С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:

    Корпоративную стратегию (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом).

    Деловую стратегию (для  каждого отдельного вида деятельности компании).

    Функциональную стратегию (для каждого функционального  направления определенной сферы  деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.

    Операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов)

    На одноотраслевом предприятии  существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. В таблице 1.1 содержатся виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки стратегии.

     

     

     

     

    Таблица 1.1. Виды стратегических действий.

    Уровень стратегии

    Ответственные лица

    Мероприятия, характерные  для каждого уровня.

    Корпоративная стратегия

    Управляющие высшего  ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров)

    · Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным  портфелем структурных подразделений  корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение  деятельности не соответствующей управленческим планам).

    · Достижение синергизма среди родственных структурных  подразделений и превращение  его в конкурентное преимущество.

    · Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных  ресурсов в наиболее привлекательные  сферы деятельности.

    Деловая стратегия

    Генеральные директора, руководители подразделений (решения  обычно принимаются корпоративным  руководством или советом директоров)

    · Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности  и сохранение конкурентных преимуществ.

    · Формирование механизма  реагирования на внешние изменения.

    · Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.

    · Усилия по решению специфических  вопросов и проблем компании.

    Функциональная стратегия

    Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделений)

    · Действия по поддержке  деловой стратегии и достижению целей подразделения.

    · Обзор, пересмотр и  объединение предложений менеджеров на местах.

    Операционная стратегия

    Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб)

    · Действия по решению  узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей  подразделения.


     

    От разработки стратегии к ее внедрению

     

    Разработка стратегии - это длительный и трудоемкий процесс. Но сама по себе стратегия - это только верхушка айсберга. Очень много времени отводится непосредственно на комплекс работ, связанных с внедрением стратегии. Сегодня объективно назрела необходимость в расширении горизонта планирования, в увязке кратко-, средне- и долгосрочных целей развития, в создании своего рода «мостика» между перспективными целями развития предприятия и текущим планированием на год.

    На среднесрочном уровне планирования (3-5 лет) качественные долгосрочные стратегические ориентиры трансформируются в укрупненные финансовые (индикативные), а на оперативном (годовом) уровне - в детализированные показатели развития. Наиболее часто для этих целей используется технология, имеющая на западе название Balanced Score Cards.

    Информация о работе Выбор стратегии развития предприятия ООО «Раменка-Лада»