Упрощенная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.

От старого к новому

Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.

Практически 20 лет назад, в марте 1992 г., приказом Минфина России № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Файлы: 1 файл

бух1.docx

— 51.49 Кб (Скачать)

Как предусмотрено и действующими положениями, изложенными в п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ, учетная политика должна применяться последовательно, из года в год.

Изменение учетной  политики может производиться при следующих условиях:

изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; –

разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского – учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

существенного изменения условий деятельности экономического субъекта. –

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Первичные учетные документы. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗкаждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом.

Отметим, что перечень обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, аналогичен перечню реквизитов, содержащемуся в ст. 9 Закона № 129-ФЗ:

наименование  документа; –

дата составления  документа; –

наименование  экономического субъекта, составившего документ; –

содержание факта  хозяйственной жизни; –

величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; –

наименование  должности лица (лиц), совершившего (совершивших) – сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

подписи лиц, предусмотренных  выше, с указанием их фамилий – и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Новшеством, на которое следует обратить внимание, является отсутствие обязанности применять первичные учетные документы из альбома унифицированных форм.

С 01.01.2013 согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора (к которым относятся автономные учреждения) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, как и с 01.01.2011, автономные учреждения при оформлении хозяйственно-финансовых операций руководствуются первичными учетными документами, утвержденными Приказом Минфина РФ № 173н[3].

По-иному звучит в новом законе норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах. В силу п. 7 ст. 9 Закона № 402-ФЗ они допускаются только в случаях, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Так, в соответствии с п. 10 Инструкции № 157н принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

Хранение документов бухгалтерского учета. Как установлено и ст. 17 Закона № 129-ФЗ, организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, утверждаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года.

При этом п. 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ уточняется, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (п. 3 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

Инвентаризация активов и обязательств. В соответствии со ст. 11 Закона № 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При этом в п. 3 данной статьи установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Как указано в п. 20. Инструкции № 157н, инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Требования установлены ст. 13 Закона № 402-ФЗ. Главное ее предназначение – обеспечить достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В соответствии с п. 2 указанной статьи каждый экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации, включая  его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности производятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами. Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, осуществляется вместе с аудиторским заключением.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой отчетности) определен  в ст. 14 Закона № 402-ФЗ. В силу п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав отчетных форм для организаций государственного сектора определяется в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Для автономных учреждений состав отчетных форм определен Инструкцией № 33н[4].

В соответствии с п. 12 Инструкции № 33н в состав бухгалтерской отчетности включаются следующие формы отчетов:

Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730); –

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725); –

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710); –

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737); –

Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738); –

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721); –

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760); –

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830); –

Отчетный период, отчетная дата. Согласно ст. 15 Закона № 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Заметим, что аналогичные регламентации содержит ст. 14 Закона № 129-ФЗ, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Особенности составления  отчетности при реорганизации юридического лица регламентированыст. 16 Закона № 402-ФЗ. Отметим, в действующем Законе № 129-ФЗ таких разъяснений не содержится.

В соответствии с п. 1 данной статьи последним отчетным годом для реорганизуемой организации, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения (п. 2 ст. 16 Закона № 402-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 16 Закона № 402-ФЗреорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.

При этом в п. 8 указанной статьи сообщается, что порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Отчетность при ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 17 Закона № 402-ФЗ отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения этой записи. Она составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Внутренний контроль в организации

О необходимости осуществления внутреннего контроля в учреждении говорилось на страницах нашего журнала неоднократно. При этом четкой нормы не было ни в одном правовом документе. После вступления в силу Закона № 402-ФЗ экономический субъект будет обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Закона № 402-ФЗ). В связи с этим рекомендуем уже сейчас заняться разработкой Положения о внутреннем контроле в учреждении. Структурой данного документа будут предусмотрены следующие основные разделы:

порядок контроля отдельных операций; –

обязанности исполнителей; –

обязанности контролеров; –

обработка и контроль документов; –

отчетность по контролю; –

рассмотрение  жалоб и предложений. –

В каждом из перечисленных разделов следует выделить подразделы, в которых будет осуществлен переход от общих норм к особенностям контроля отдельных операций с учетом видов деятельности.  

  1. Инструкция  по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  2. Инструкция по применению бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
  3. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
  4. Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Информация о работе Упрощенная система