Упрощенная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.

От старого к новому

Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.

Практически 20 лет назад, в марте 1992 г., приказом Минфина России № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Файлы: 1 файл

бух1.docx

— 51.49 Кб (Скачать)

Комментарии к  Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»  

В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет  происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.

От старого  к новому

Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех  лет, так как впервые в истории  России был принят специальный нормативный  акт, устанавливающий общие правила  ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли  друг друга Положения о ведении  бухгалтерского учета, но никогда ранее  порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.

Практически 20 лет  назад, в марте 1992 г., приказом Минфина  России № 10 было утверждено Положение  о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее  Положение о бухгалтерском учете  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации.

Но только с  изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный  акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся  работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Бухгалтерский учет, существовавший в условиях централизованно  планируемой экономики, был обусловлен общественным, государственным характером собственности. Главными потребителями  информации, получаемой на основе бухгалтерского учета, были отраслевые министерства и  ведомства, органы планирования, статистики, а также финансовые органы. На долю государственного контроля выпадала задача выявлять отклонения от предписанных моделей в деятельности экономических  хозяйствующих субъектов.

Коренное изменение  системы общественных отношений, рождение рыночной экономики, появление частной  собственности привели к необходимости  адекватной трансформации бухгалтерского учета, следствием которой стало  бы появление и дальнейшее существование  правил и норм, предопределяющих возможность  получать достоверную и надежную информацию, оперативно контролировать сохранность собственности, что  в совокупности необходимо для благоприятного инвестиционного климата в РФ.

В развитие Закона № 129-ФЗ в 1998 г. была разработана Концепция  бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая нашла  свое отражение в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности[1]. Программа была рассчитана на период с 1998 по 2004 г. и в качестве основной цели определяла «приведение  национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности». В рамках этой программы были сделаны  серьезные шаги в формировании нормативной  базы в части разработки новых  стандартов, методических рекомендаций и инструкций, которые содержали  в себе основы, заложенные Законом  № 129-ФЗ.

Но уже в 2004 г. возникла необходимость разработать  новую концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности[2], направленную на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности, и обеспечение  гарантированного доступа к ней  заинтересованным пользователям.

В качестве цели развития бухгалтерского учета и  отчетности на среднесрочную перспективу (2004—2010 гг.) было определено создание приемлемых условий и предпосылок последовательного  и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике  России. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих  субъектов, полезной для принятия экономических  решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной  власти, управленческим персоналом хозяйствующих  субъектов и др.). В этой связи  суть дальнейшего развития заключается  в активизации использования  МСФО для реализации названной функции  путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

В качестве основных проблем, которые остались нерешенными  в рамках предыдущей программы 1998 г., были обозначены:

отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой  инфраструктуры применения МСФО;

формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих  субъектов ко многим категориям, принципам  и требованиям бухгалтерского учета  и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

неоправданно  высокие затраты хозяйствующих  субъектов на подготовку консолидированной  финансовой отчетности по МСФО путем  трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

недостаточное участие профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей  бухгалтерской отчетности, в регулировании  бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской  и аудиторской профессии;

низкий уровень  профессиональной подготовки значительной части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков  использования информации, подготовленной по МСФО.

Новая программа  на среднесрочную перспективу провозглашает  принцип либерализации бухгалтерского учета, когда хозяйствующим экономическим  субъектам предоставляется существенно большая самостоятельность в установлении методов и правил ведения бухгалтерского учета, в выборе технической реализации, инструментария ведения системы бухгалтерского учета, технологии обработки учетной информации.

При этом функции  регулирования бухгалтерского учета  на федеральном уровне выполняются  государственными органами с привлечением профессиональных сообществ, негосударственных  саморегулируемых организаций. В задачи последних должны входить также разработка и утверждение рекомендаций и указаний по бухгалтерскому учету.

Основные принципы Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную  перспективу, такие как:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

существенное  повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской  отчетности,

были в полной мере реализованы в новом Законе о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, принятом Государственной Думой  в декабре 2011 г., а также в документах, которые были разработаны и приняты в 2011 г. К ним можно отнести:Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации[3];

Федеральный закон  от 27 июля 2011 г. № 208-ФЗ «О консолидированной  финансовой отчетности»;

приказ Минфина  России от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений  Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

Сравнительный анализ некоторых положений нового и старого (действующего) Закона

Сфера действия Закона

В отличие от Закона № 129-ФЗ, который предусматривал освобождение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности вести бухгалтерский  учет (п. 3 ст. 4), новым Законом такое  освобождение не предусматривается.

В сферу действия нового Закона включены и индивидуальные предприниматели (в том числе  адвокаты, нотариусы), а также филиалы, представительства и иные структурные  подразделения организаций иностранных  государств (п. 4, 5 ст. 2).

Однако наряду с обязанностью ведения бухгалтерского учета в силу Закона № 402-ФЗ указанные лица имеют право не вести учет, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения согласно законодательству РФ о налогах и сборах (п. 2 ст. 6). В этой же статье отдельным пунктом (п. 4) освобождаются от ведения бухгалтерского учета организации, получившие статус участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 8 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

По сравнению  со старым Законом сфера действия Закона № 402-ФЗ распространяется:

на бюджетные  организации — по учету активов  и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а  также учету операций, изменяющих указанные активы и обязательства;

в отношении  доверительных управляющих —  по тем операциям, которые связаны  с имуществом, переданным им в доверительное  управление;

на участников договора простого товарищества юридических  лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;

на участников процесса выполнения соглашения о разделе  продукции. 

Положения нового Закона о бухгалтерском учете  не применяются при создании информации, необходимой для составления  экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей.

Цели, определения  и понятия, применяемые в Законе

В новом Законе в качестве цели поименовано установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также  создание правового механизма регулирования  бухгалтерского учета, о котором  будет сказано ниже.

Также новым  является и тот факт, что в определении  бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности появляется еще информация о движении денежных средств за отчетный период (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Это  говорит о том, что наряду с  бухгалтерским балансом и отчетом  о прибылях и убытках значимой является такая форма отчетности, как «Отчет о движении денежных средств», порядок составления которой  отдельно описан в ПБУ 23/2011[4].

Новым Законом  о бухгалтерском учете с 2013 г. вводятся абсолютно новые понятия  регламентов, которыми будет регулироваться бухгалтерский учет и которые  ранее не применялись. Это международный  и отраслевой стандарты и стандарт бухгалтерского учета. При этом определения  понятий международного стандарта  и стандарта бухгалтерского учета  даны в п. 1 ст. 3, а термин «отраслевой  стандарт» хотя и широко применяется  в Законе, но содержание его не раскрыто.

Кроме нового смысла понятия «стандарт» в Законе № 402-ФЗ есть и другие новшества:

понятие «хозяйственные операции» заменено понятием «факты хозяйственной жизни», которое более  четко описывает сделки, события, операции, оказывающие или способные  оказать влияние на финансовое положение  экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, в частности  операции, которые операциями как  таковыми не являются (например, отражение  отложенных активов и обязательств, оценочных обязательств, условных активов  и обязательств);

вводится понятие  «отчетный период» — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 3). В Законе № 129-ФЗ есть только понятие «отчетный год»;

определение «руководитель  организации» будет заменено на определение  «руководитель экономического субъекта»  — лицо, являющееся единоличным  исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное  за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции  единоличного исполнительного органа;

Информация о работе Упрощенная система