Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа
В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.
От старого к новому
Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.
Практически 20 лет назад, в марте 1992 г., приказом Минфина России № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.
Комментарии к
Федеральному закону от 6 декабря 2011 г.
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.
От старого к новому
Принятие Закона
№ 129-ФЗ стало важным событием тех
лет, так как впервые в истории
России был принят специальный нормативный
акт, устанавливающий общие правила
ведения бухгалтерского учета. До принятия
этого Закона существовали и сменяли
друг друга Положения о ведении
бухгалтерского учета, но никогда ранее
порядок учета не был установлен
на высоком законодательном
Практически 20 лет
назад, в марте 1992 г., приказом Минфина
России № 10 было утверждено Положение
о бухгалтерском учете и
Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.
Бухгалтерский учет, существовавший в условиях централизованно планируемой экономики, был обусловлен общественным, государственным характером собственности. Главными потребителями информации, получаемой на основе бухгалтерского учета, были отраслевые министерства и ведомства, органы планирования, статистики, а также финансовые органы. На долю государственного контроля выпадала задача выявлять отклонения от предписанных моделей в деятельности экономических хозяйствующих субъектов.
Коренное изменение
системы общественных отношений, рождение
рыночной экономики, появление частной
собственности привели к
В развитие Закона
№ 129-ФЗ в 1998 г. была разработана Концепция
бухгалтерского учета в рыночной
экономике России, которая нашла
свое отражение в Программе
Но уже в 2004 г. возникла необходимость разработать новую концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности[2], направленную на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
В качестве цели
развития бухгалтерского учета и
отчетности на среднесрочную перспективу
(2004—2010 гг.) было определено создание приемлемых
условий и предпосылок
В качестве основных проблем, которые остались нерешенными в рамках предыдущей программы 1998 г., были обозначены:
отсутствие официального
статуса бухгалтерской
формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
неоправданно
высокие затраты хозяйствующих
субъектов на подготовку консолидированной
финансовой отчетности по МСФО путем
трансформации бухгалтерской
недостаточное участие профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
низкий уровень
профессиональной подготовки значительной
части бухгалтеров и аудиторов,
а также недостаточность
Новая программа
на среднесрочную перспективу
При этом функции регулирования бухгалтерского учета на федеральном уровне выполняются государственными органами с привлечением профессиональных сообществ, негосударственных саморегулируемых организаций. В задачи последних должны входить также разработка и утверждение рекомендаций и указаний по бухгалтерскому учету.
Основные принципы Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, такие как:
повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
создание инфраструктуры применения МСФО;
изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
существенное
повышение квалификации специалистов,
занятых организацией и ведением
бухгалтерского учета и отчетности,
аудитом бухгалтерской
были в полной мере реализованы в новом Законе о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, принятом Государственной Думой в декабре 2011 г., а также в документах, которые были разработаны и приняты в 2011 г. К ним можно отнести:Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации[3];
Федеральный закон от 27 июля 2011 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».
Сравнительный анализ некоторых положений нового и старого (действующего) Закона
Сфера действия Закона
В отличие от
Закона № 129-ФЗ, который предусматривал
освобождение организаций, перешедших
на упрощенную систему налогообложения,
от обязанности вести
В сферу действия
нового Закона включены и индивидуальные
предприниматели (в том числе
адвокаты, нотариусы), а также филиалы,
представительства и иные структурные
подразделения организаций
Однако наряду с обязанностью ведения бухгалтерского учета в силу Закона № 402-ФЗ указанные лица имеют право не вести учет, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения согласно законодательству РФ о налогах и сборах (п. 2 ст. 6). В этой же статье отдельным пунктом (п. 4) освобождаются от ведения бухгалтерского учета организации, получившие статус участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 8 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
По сравнению со старым Законом сфера действия Закона № 402-ФЗ распространяется:
на бюджетные организации — по учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учету операций, изменяющих указанные активы и обязательства;
в отношении доверительных управляющих — по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;
на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;
на участников
процесса выполнения соглашения о разделе
продукции.
Положения нового
Закона о бухгалтерском учете
не применяются при создании информации,
необходимой для составления
экономическим субъектом
Цели, определения и понятия, применяемые в Законе
В новом Законе
в качестве цели поименовано установление
единых требований к бухгалтерскому
учету, в том числе бухгалтерской
(финансовой) отчетности, а также
создание правового механизма
Также новым является и тот факт, что в определении бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности появляется еще информация о движении денежных средств за отчетный период (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Это говорит о том, что наряду с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках значимой является такая форма отчетности, как «Отчет о движении денежных средств», порядок составления которой отдельно описан в ПБУ 23/2011[4].
Новым Законом о бухгалтерском учете с 2013 г. вводятся абсолютно новые понятия регламентов, которыми будет регулироваться бухгалтерский учет и которые ранее не применялись. Это международный и отраслевой стандарты и стандарт бухгалтерского учета. При этом определения понятий международного стандарта и стандарта бухгалтерского учета даны в п. 1 ст. 3, а термин «отраслевой стандарт» хотя и широко применяется в Законе, но содержание его не раскрыто.
Кроме нового смысла понятия «стандарт» в Законе № 402-ФЗ есть и другие новшества:
понятие «хозяйственные операции» заменено понятием «факты хозяйственной жизни», которое более четко описывает сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, в частности операции, которые операциями как таковыми не являются (например, отражение отложенных активов и обязательств, оценочных обязательств, условных активов и обязательств);
вводится понятие «отчетный период» — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 3). В Законе № 129-ФЗ есть только понятие «отчетный год»;
определение «руководитель организации» будет заменено на определение «руководитель экономического субъекта» — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;