Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа
В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.
От старого к новому
Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.
Практически 20 лет назад, в марте 1992 г., приказом Минфина России № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.
из перечня
понятий в новом Законе исключены
понятия синтетического и аналитического
учета, дополнительно введены понятия
«уполномоченный федеральный
Главный бухгалтер, его функции и квалификация
В Законе № 129-ФЗ
порядок организации
«Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично».
В соответствии
с п. 3 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском
учете:
«Руководитель
экономического субъекта, за исключением
кредитной организации, обязан возложить
ведение бухгалтерского учета на
главного бухгалтера или иное должностное
лицо этого субъекта либо заключить
договор об оказании услуг по ведению
бухгалтерского учета. Руководитель кредитной
организации обязан возложить ведение
бухгалтерского учета на главного бухгалтера.
Руководитель субъекта малого и среднего
предпринимательства может
Особые требования
предъявляются новым Законом
к главным бухгалтерам открытых
акционерных обществ (за исключением
кредитных организаций), страховых
организаций и
И этот список не
ограничен: дополнительные требования
к главному бухгалтеру или иному
должностному лицу, на которое возлагается
ведение бухгалтерского учета, могут
устанавливаться другими
Юридическое лицо,
оказывающее услуги бухгалтерского
учета и заключившее с
К главным бухгалтерам других организаций, скорее всего, квалификационные требования останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет[5].
Первичные документы и регистры бухгалтерского учета. Хранение документов
Хорошей новостью явилось закрепление в Законе № 402-ФЗ положения о том, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9). Это говорит об упразднении понятия «унифицированные формы», теперь все формы первичных документов организации разрабатывают самостоятельно. Чтобы формы первичных документов, на основании которых фиксируется факт осуществления хозяйственной операции, стали легитимными, они должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики) и иметь обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 нового Закона. В целом они повторяют обязательные реквизиты, поименованные в Законе № 129-ФЗ, отличаясь лишь уточненными формулировками.
Новым Законом
также предусматривается
А вот требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче. Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10). Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты (п. 3 ст. 10).
И если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.
Так же как и в случае с первичными учетными документами, если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета (п. 9 ст. 10).
С точки зрения
установления сроков хранения документов
Законом № 402-ФЗ принципиальных новшеств
не внесено, уточнено лишь, что первичные
учетные документы, регистры бухгалтерского
учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность
подлежат хранению экономическим субъектом
в течение сроков, устанавливаемых в соответствии
с правилами организации государственного
архивного дела, но не менее пяти лет после
отчетного года. А документы учетной политики,
стандарты экономического субъекта, другие
документы, связанные с организацией и
ведением бухгалтерского учета, в том
числе средства, обеспечивающие воспроизведение
электронных документов, а также проверку
подлинности электронной подписи, подлежат
хранению экономическим субъектом не
менее пяти лет после года, в котором они
использовались для составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности в последний раз.
Это означает, что учетная политика для целей бухгалтерского учета будет храниться не пять календарных лет, а еще на пять лет дольше срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден в этой учетной политике. Например, если объект амортизируется с 2011 по 2015 г., то учетная политика должна быть сохранена до 2020 г.
Обратите внимание: в перечень внутренних локально-нормативных документов наряду с учетной политикой включены стандарты экономического субъекта — понятие, введенное новым Законом.
Из текста нового Закона исчезла фраза о том, что содержание бухгалтерских регистров является коммерческой тайной, при этом появилась фраза: «В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны» (п. 11 ст. 13).
Оценка и инвентаризация активов и обязательств
В отношении
регулирования вопросов оценки и
проведения инвентаризации активов
и обязательств экономического субъекта
в новом Законе приведены лишь
основные требования с дальнейшей ссылкой
на соответствующие нормы
Исходя из этого же принципа в новом Законе определена лишь обязанность проведения инвентаризации, а вот случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11).
В соответствии
с новым Законом выявленные при
инвентаризации расхождения между
фактическим наличием объектов и
данными регистров
Бухгалтерская отчетность
Согласно новому
Закону годовая бухгалтерская (финансовая)
отчетность, за исключением случаев,
установленных этим Законом, состоит
из бухгалтерского баланса, отчета о
финансовых результатах и приложений
к ним. Это положение приведено в соответствие
с приказом Минфина России № 66н[6], в котором
говорится, что приложениями к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках
являются отчет о движении денежных средств
и отчет об изменениях капитала, а также
иные приложения (пояснения), которые составляются
в текстовой или табличной форме, т.е. пояснительная
записка.
В составе отчетности
не поименовано аудиторское
Отметим, что
по новым правилам бухгалтерская
отчетность считается составленной
после подписания ее экземпляра на
бумажном носителе руководителем экономического
субъекта (п. 8 ст. 13). Пока еще согласно
п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская
отчетность подписывается руководителем
и главным бухгалтером
В отношении
промежуточной отчетности в новом
Законе даны более четкие определения
отчетного периода составления
такой отчетности, при этом исключены
наименования «месячная» и «квартальная
промежуточная отчетность», поскольку
в действительности вся отчетность
составляется нарастающим итогом. Отчетным
периодом для промежуточной
В Законе № 402-ФЗ закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, поскольку порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.
В отношении
даты и места представления
обязательный
экземпляр составленной годовой
бухгалтерской (финансовой) отчетности
представляется не позднее трех месяцев
после окончания отчетного
В отличие от ныне действующего Закона новый Закон не содержит требования, обязывающего организации представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность другим органам исполнительной власти, кроме органов государственной статистики. Это может означать лишь то, что сдача бухгалтерской отчетности в органы ФНС России теперь не обязательна. Аналогичный вывод можно сделать и из анализа сроков представления отчетности, которые указывают только на срок представления годовой бухгалтерской отчетности. А как известно, в органы государственной статистики представляется только годовая, но не промежуточная, отчетность.
При этом положения Налогового кодекса РФ (подп. 5 п. 1 ст. 23) обязывают представлять в налоговый орган по местонахождению организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации на основании указанного Закона не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Теперь, когда новый Закон о бухгалтерском учете не устанавливает такой обязанности, положения НК РФ о представлении бухгалтерской отчетности не совсем понятны. По всей видимости, законодатель должен со временем внести соответствующие изменения в указанную статью НК РФ.
Внутренний контроль
В соответствии со ст. 19 нового Закона экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).