Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа
В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.
От старого к новому
Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.
Практически 20 лет назад, в марте 1992 г., приказом Минфина России № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.
Вопросы по итогам
принятия нового Закона
Закон № 402-ФЗ демонстрирует
принципиально новый подход к
разработке законодательных актов.
Он обеспечивает публичное и открытое
принятие нормативных документов, обеспечивает
доступ каждого к их обсуждению и
внесению в них изменений, дает возможность
задействовать высокий
Однако на дату
принятия Закона № 402-ФЗ остались вопросы,
которые, по мнению многих профессионалов,
могут создать трудности при
практической реализации этого Закона.
Что это за трудности?
Во-первых, это
представленное в ст. 4 понятие: «Законодательство
Российской Федерации о бухгалтерском
учете состоит из настоящего Федерального
закона, других федеральных законов
и принятых в соответствии с ними
нормативных правовых актов».
Прямое толкование
этой фразы приводит к выводу, что
положения любого федерального закона,
будь то Закон об акционерных обществах,
или Закон о финансовой аренде
(лизинге), или же НК РФ, будут иметь
приоритет перед Положениями
по бухгалтерскому учету в случае
наличия между ними каких-либо противоречий.
Также непонятен состав «других
нормативных актов».
Во-вторых, при
достаточно детальной проработке порядка
принятия федеральных стандартов остался
совсем нераскрытым вопрос о порядке
принятия отраслевых стандартов при том,
что Законом № 402-ФЗ установлено требование
о непротиворечивости этих стандартов.
Каков механизм
инициации, разработки и принятия отраслевых
стандартов, урегулирования спорных
вопросов?
На практике
при разрешении противоречий специальная
норма в большинстве случаев
рассматривается как
В-третьих, встает
вопрос о статусе существующих нормативных
документов по бухгалтерскому учету
в свете той классификации, которая
дается в ст. 21 Закона.
Эти и некоторые
другие вопросы ждут своего разрешения,
и остается надежда, что к 1 января
2013 г., т.е. к дате вступления Закона
№ 402-ФЗ в силу, ответы на них будут
получены.
Законом № 402-ФЗ
введено новое понятие —
Но с принятием нового Закона наличие внутренних стандартов организации — уже требование законодательства, а это значит, что каждая организация обязана будет иметь в составе внутренних локально-нормативных документов такие документы, как:
учетная политика;
стандарты учета (стандарт по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.);
инструкции и регламенты по формированию и заполнению первичных учетных документов и график документооборота;
регламенты закрытия периода;
положение о
порядке формирования финансовой (бухгалтерской)
отчетности.
Создание таких
документов — процесс трудоемкий,
который требует серьезной
Компания «ФБК»
готова оказать помощь при создании
внутренних локально-нормативных
Также компания
«ФБК» имеет богатый опыт разработки
и внедрения системы
После выхода действующего в настоящее время Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) прошло 15 лет, за это время устарели многие его положения. Кроме того, при анализе правопрменительной практики были выявлены значительные пробелы норм действующего законодательства, что и послужило основанием для разработки нового правового акта.
Закон № 402-ФЗ направлен на приведение норм, регламентирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с современными условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации об их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.
Рассмотрим отдельные положения нового нормативного документа.
Сфера действия Закона № 402-ФЗ и понятийный аппарат
В соответствии со ст. 2 Закона № 402-ФЗ его действие, в частности, распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.
Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности.
Заметим, если в настоящее время в силу ст. 4 Закона № 129-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов, то ст. 2 нового закона такой нормы не содержит.
С учетом современных экономических условий законодатель скорректировал понятия, используемые в законе. Для сравнения приведем их в виде таблицы.
|
Впервые введены
определения стандарта
Уточнено, какие
организации относятся к
государственные (муниципальные) учреждения; –
государственные академии наук; –
государственные органы; –
органы местного самоуправления; –
органы управления государственных внебюджетных фондов; –
органы управления
территориальных
Таким образом, в целях применения данного закона автономные учреждения относятся к организациям государственного сектора.
Общие требования к бухгалтерскому учету
Впервые в законе, регулирующем ведение бухгалтерского учета, дано определение объекта учета. В соответствии со ст. 5 Закона № 402-ФЗ к объектам учета отнесены:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Организация ведения бухгалтерского учета. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель экономического субъекта.
В силу п. 3 данной статьи руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Заметим, что на основании действующего Закона № 129-ФЗ руководители организаций могут осуществлять ведение бухгалтерского учета лично, в новом законе такого положения нет.
Пункт 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ предусматривает, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:
данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются – (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя организации, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным – бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Отметим, что аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 7 Закона № 129-ФЗ, в соответствии с которым всю ответственность в случае разногласий по совершению хозяйственно-финансовой операции и отражению ее в учете несет руководитель организации.
Учетная политика организации. Статья 8 Закона № 402-ФЗ раскрывает основные требования, предъявляемые к учетной политике. В силу п. 2 данной статьи учетную политику формирует субъект бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Автономные учреждения формируют свою учетную политику, руководствуясь инструкциями № 157н[1] и 183н[2].
Согласно п. 6 Инструкции №157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных – (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
методы оценки
отдельных видов имущества и
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; –
правила документооборота и технология обработки учетной – информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых – для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные указанной инструкцией;
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финанс –ового контроля;
иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета. –