Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа
В развитии бухгалтерского учета на протяжении последних 20 лет происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был и пока еще остается Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но уже с 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, в котором аккумулированы и представлены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.
От старого к новому
Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне.
Практически 20 лет назад, в марте 1992 г., приказом Минфина России № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо всем знакомое и ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Но только с изданием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.
Система внутреннего контроля на предприятии — это прежде всего:
среда контроля;
организация информационных потоков;
применяемые контрольные процедуры;
идентификация и управление рисками;
влияние на финансовую
отчетность.
Принципы регулирования бухгалтерского учета в редакции нового Закона
В новом Законе
о бухгалтерском учете вопросам
регулирования посвящена
Указанная глава,
как и Закон в целом, содержит
ряд концептуально важных, отвечающих
интересам государства и
Принцип либерализации бухгалтерского учета, широкое участие профессиональной общественности в принятии законодательных директив наглядно представлены именно в главе 3 «Регулирование бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ.
Рассмотрим эти
положения подробнее.
1. Определены
принципы регулирования
соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
единство системы требований к бухгалтерскому учету;
упрощение способов
ведения бухгалтерского учета, включая
упрощенную бухгалтерскую (финансовую)
отчетность, для субъектов малого
предпринимательства и
применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
федеральные стандарты;
отраслевые стандарты;
рекомендации в области бухгалтерского учета;
стандарты экономического субъекта.
определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета;
требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
план счетов
бухгалтерского учета и порядок
его применения, за исключением плана
счетов бухгалтерского учета для
кредитных организаций и
состав, содержание
и порядок формирования информации,
раскрываемой в бухгалтерской (финансовой)
отчетности, в том числе образцы
форм бухгалтерской (финансовой) отчетности,
а также состав приложений к бухгалтерскому
балансу и отчету о финансовых
результатах и состав приложений
к бухгалтерскому балансу и отчету
о целевом использовании
условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
2. Поименованы
и классифицированы документы,
регламентирующие
3. Разграничены
полномочия основополагающих
Рекомендации
в области бухгалтерского учета
принимаются в целях
Стандарты экономического
субъекта предназначены для упорядочения
организации и ведения им бухгалтерского
учета.
Федеральные и
отраслевые стандарты не должны противоречить
Закону № 402-ФЗ. Отраслевые стандарты
не должны противоречить федеральным
стандартам. Рекомендации в области
бухгалтерского учета, а также стандарты
экономического субъекта не должны противоречить
федеральным и отраслевым стандартам.
4. Определены
субъекты регулирования
Правительство РФ, которое осуществляет общее методологическое руководство;
органы, которым
федеральными законами предоставлено
право регулирования
-планы счетов
бухгалтерского учета и
-положения (стандарты) по бухгалтерскому учету,
-другие нормативные
акты и методические указания
по вопросам бухгалтерского
организации, которые, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В состав субъектов регулирования в новом Законе включены:
органы государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ — уполномоченный федеральный орган и Банк России;
саморегулируемые
организации (СРО), в том числе СРО предпринимателей,
иных пользователей бухгалтерской (финансовой)
отчетности, аудиторов, заинтересованные
принимать участие в регулировании бухгалтерского
учета, а также их ассоциации и союзы и
иные некоммерческие организации, преследующие
цели развития бухгалтерского учета.
5. Обозначены
функции субъектов
утверждение программы разработки федеральных стандартов в порядке, установленном Законом № 402-ФЗ;
утверждение федеральных стандартов и в пределах его компетенции отраслевых стандартов и обобщение практики их применения;
организация экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета;
утверждение требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
участие в установленном порядке в разработке международных стандартов;
представление РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
осуществление иных функций, предусмотренных Законом № 402-ФЗ и иными федеральными законами.
К функциям Банка России в пределах его компетенции относятся:
утверждение отраслевых стандартов и обобщение практики их применения;
участие в подготовке и согласовании программы разработки федеральных стандартов;
участие в экспертизе проектов федеральных стандартов;
участие совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
осуществление
иных функций, предусмотренных Законом
№ 402-ФЗ и иными федеральными законами.
Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:
разрабатывает
проекты федеральных
участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;
разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
участвует в разработке международных стандартов.
6. Определен
регламент разработки
По настоящему
регламенту инициаторами и основными
разработчиками стандартов (федеральных,
отраслевых) являются СРО предпринимателей,
иных пользователей бухгалтерской
(финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные
принимать участие в
Негосударственные органы во время публичного обсуждения стандартов:
принимают от заинтересованных лиц замечания в письменной форме;
проводят обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
составляют перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения.
Только в случае
отсутствия инициаторов разработки
стандартов из числа негосударственных
органов эта функция
Порядок разработки федеральных стандартов не носит стихийный характер, а основывается на Программе разработки федеральных стандартов (ст. 26), которая ежегодно уточняется в целях обеспечения соответствия стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.
Уполномоченный федеральный орган обеспечивает доступность разработки федеральных стандартов Банку России, субъектам негосударственного регулирования и иным заинтересованным лицам для ознакомления.
Сам порядок
принятия стандартов является публичным
и предполагает проведение обсуждений,
которые должны длиться не менее
трех месяцев после дня
Доработанный
проект федерального стандарта вместе
с перечнем полученных в письменной
форме замечаний
Состав, порядок
работы и функции Совета по стандартам,
который создается для