Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельности предприятия. Себестоимость - это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим как средство управления прибылью, а прибыль - это главная цель работы коммерческой организации.
Для правильного управления себестоимостью необходимо большую роль отводить вопросам управления затратами на производство. Без правильной оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять эффективностью производства. Процесс управления затратами на производство - это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и кончая реализацией готовой продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты учета затрат на производство
и калькулирование себестоимости продукции.
1.1. Общие положения и определения …………………………………………..6
1.2. Виды и классификация затрат на производство…………………………….8
1.3 Задачи учета затрат на производство………………………………………10
1.4 Нормативно-правовая база…………………………………………………..11
Глава 2. Методика учета затрат
2.1 Организация учета затрат на производство…………………………………13
2.2 Методы учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции……………………………………………………….15
2.3 Характеристика аналитических и синтетических счетов………………….16
2.4 Документальное оформление…………………………………………..19
2.5 Финансово-хозяйственные операции по отражению затрат на
производство и калькулирование себестоимости……………………………....25
Практическая часть……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции..docx

— 96.08 Кб (Скачать)

Счет 46 «Реализация» является сопостовляющим. Он предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках.

На счете 46 формируется  финансовый результат от экономической  деятельности, составляющий основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной  продукции (работ, услуг).

  При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. списывается с кредита счетов 41 «Товары», 44 «расходы на продажу» и др. в дебет счета 46 «Реализация». В  организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 46 «Реализация» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету- их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары» с одновременным сторнированием сумм торговых наценок, в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»

В соответствии с Федеральным  законом от 31.07.1998 №148-ФЗ «О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» ООО Торговый Дом «Смак» перешло на налогообложение  единым налогом на вмененный доход.

С условной суммы выручки  предприятия исчисляют Единый налог  на вмененный доход (по установленной  базовой доходности с 1 м2  торговой площади). Суммы исчисленного налога отражают по дебету счета 44 и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".

Ставка налога 15% .

Исчисленную сумму налога оформляют следующей бухгалтерской  записью:

дебет счета 44 "Расходы  на продажу",

кредит счета 68 "Расчеты  с бюджетом", субсчет "Единый налог  на вмененный доход", после чего расходы списывают на увеличение дебетового оборота по счету 46 «Реализация  товаров»:            Дебет 46     Кредит 44

 

 

Формирование финансового  результата

                   ООО ТД «Смак»

 

 

Счет  46 «Реализация»

(Счет 90) 

Счет       «Прочие  доходы и расходы»    ( счет91)

 

 

Счет80 «Прибыли и убытки»

(Счет 99)

 

 

Счет 81 «нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток»

 

(Счет 84)

 

 

 

 

Общий принцип отнесения  доходов и расходов на указанные  счета следующий:

1. счет 46 «Реализация» - только доходы и расходы по обычным видам деятельности;

2. счет80 «Прибыли и убытки»  только поименованные в Плане счетов расходы и доходы.

Необходимо отметить, что  аналитический учет по счету 80 ведется  при журнально-ордерной форме учета - в журнале-ордере  № 15. В условиях автоматизированного учета на исследуемом  предприятии данные регистры не используют, а получают оборотную ведомость  и ведомость операций по счету 80 .

 

В данном случае бухгалтерский  учет ведется с учетом следующих  моментов:

• НДС, уплачиваемый поставщику за приобретенные материальные ценности (работы, услуги) включается в стоимость приобретенного имущества;

• Источником уплаты Единого налога является чистая прибыль организации.

• Начисления и уплата НДС, налога на прибыль, налога на пользование автодорог, налога на имущество, взносов во внебюджетные фонды и другие аналогичные налоги не производится.

В конце месяца полученное кредитовое сальдо по кредиту счета 46 “Продажи» закрывается на основании  Главной книги или предварительного расчета бухгалтерским счетом 81 “Нераспределенная прибыль отчетного  года”. После этой хозяйственной  операции и составления бухгалтерской  проводки счет 46 становится только операционным, то, есть как по дебету, так и по кредиту на нем отражаются реализованные  товары по продажным ценам. В балансе  этот счет никогда не отражается. при журнально-ордерной форме учета - в журнале-ордере  № 15.

Согласно п.51 Положения  о бухгалтерском учете и отчетности, реализованными считаются отгруженные  товары, расчетные документы об оплате которых предъявлены покупателю (заказчику). Расчетные документы считаются предъявленными покупателю с момента сдачи их в учреждения банка либо передачи покупателю, если это предусмотрено договором. При необходимости предприятие может применять порядок отражения в учете реализации отгруженных товаров по мере оплаты покупателем расчетных документов.

Согласно п.16 “Основных  положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)” выручка от реализации продукции  определяется по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов, Метод  определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятиями  на длительный срок (ряд лет), исходя из условий хозяйствования и заключаемых  договоров.

Финансовое положение  предприятия характеризуется системой показателей. Для его оценки необходимо изучить выполнение финансового  плана, прибыль, рентабельность, использование  прибыли, обеспеченность и эффективность  использования основных производственных фондов и оборотных активов, их состав, структуру, динамику, источники формирования основного и оборотного капитала, ликвидность баланса, финансовую устойчивость предприятия, разработать стратегический прогноз потребности в финансовых ресурсах и дать оценку долгосрочной платежеспособности. В заключение проводятся обобщение результатов анализа  финансового состояния предприятия, выявление и мобилизация прогнозных резервов повышения эффективности использования экономического потенциала.

Прежде чем исследовать  финансовую устойчивость, финансовое положение предприятия, необходимо определить период, за который будет  проводиться анализ, подобрать и систематизировать аналитическую информацию, проверить взаимосвязь изучаемых показателей и оценить их сопоставимость. В процессе анализа используется информация, характеризующая экономическое состояние предприятия за определенный интервал времени.

При анализе динамики показателей  хозяйственной деятельности предприятия  важно определить базисный год. Он, в частности, может быть начальным  для развития определенной тенденции, оказывающей значительное влияние  на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организационно-структурные  изменения в составе предприятия, и т.п.

Как уже было сказано выше на счете 46 «реализация» формируется  финансовый результат от экономической  деятельности, составляющей основную цель создания организации. Ежемесячно составлением совокупного дебетового оборота по дебету счета46 и кредиту  счета 81 «Прибыли и убытки» - случае прибыли, и по Дебету счета 81 и кредиту  счета 46 – в случае убытка.

Таким образом, по окончании  каждого месяца (а в ООО ТД «Смак» - квартала, т.к. учет ведется поквартально) синтетический счет 46 «Реализация» сальдо на начало каждого месяца (квартала) не имеет.

Однако все субсчета этого  счета имеют дебетовое и кредитовое сальдо, величина которого накапливается, начиная с января отчетного года.

До конца отчетного  года никаких списаний, по субсчетам, как правило, быть не должно.

По окончании отчетного  года все субсчета открытые к счету 46 «Реализация» кроме субсчета 46.3 «Прибыль/убыток от продаж», закрывается внутренними  проводками на субсчет    46.3 «Прибыль/убыток от продаж» (Приложение №4)

Сумму нераспределенной прибыли  отчетного года списывают в дебет  счета 80 “Прибыль и убытки” и  в кредит счета 88 “Нераспределенная  прибыль/непокрытый убыток прошлых  лет»

 

2.5. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА  РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.

Эффективное применение возрастающего  объема экономической информации при  наименьших затратах на ее получение  возможно только на базе внедрения  высокопроизводительной вычислительной техники. При этом важно автоматизировать учет таким образом, чтобы все операции по выписке, обработке и передаче первичных документов осуществлялись автоматически.

Правильный выбор программного продукта и фирмы разработчика - первый и определяющий этап автоматизации  бухгалтерского учета. Для этого  пользователь должен хорошо ориентироваться  в классификации бухгалтерских  программ. По функциональным возможностям и областям применения их можно условно  разделить на несколько типов:

8 мини-бухгалтерия;

8 интегрированная бухгалтерия;

8 комплексный учет;

8 сетевая система бухгалтерского учета.

В каждой из выше предложенных программ имеют место отражение  все хозяйственные операции совершаемые на предприятии, т.к. программы разбиты на отдельные задачи (подсистемы), что позволяет внедрять ее по частям. В программах предусмотрен расчет реализации продукции в зависимости от принятой учетной политики. Это особенно важно при ведении учета реализации по мере оплаты, так как ручной расчет при таком способе учета наиболее трудоемок для бухгалтера. Важное место в бухгалтерском учете занимает определение дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе дебиторов и кредиторов. В программах имеется гибкий механизм списания дебиторской и кредиторской задолженности, при автоматическом учете реализации товаров.

В последнее время из-за неплатежей к бухгалтерским программам  стали предъявлять требования проведения взаимозачетов между предприятиями.

Кроме того важное место  в автоматизации бухгалтерского учета занимают автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ представляет собой функционально независимую, специализированную диалоговую систему, которая включает совокупность видов  обеспечения - технического (электронно-бухгалтерские  машины или персонольные ЭВМ), программного, информационного, инструктивно-методологического и организационно-технологического.

АРМ чаще всего организуется на базе ПВЭМ, которая может использоваться либо автономно, либо во взаимосвязи  с другими ЭВМ. В первом случае организуется АРМ с замкнутым циклом обработки данных, во втором- информационный обмен обеспечивается между отдельными АРМ на уровне документа, машинного носителя или автоматический информационный обмен на уровне создания локальной вычислительной сети.

При автоматизации бухгалтерского учета реализации товаров должно обеспечиваться отражение:

: контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей на складах;

: поступление денег на расчетный и другие счета в банке за отгруженную продукцию;

: отгрузка продукции по покупателям;

: задолженность покупателей за полученную продукцию;

: суммы авансовых платежей за продукцию;

: выписка документов на отгрузку продукции;

: суммовое выражение отгруженной продукции;

сумма реализованной продукции  по покупной и продажной стоимости 

для исчисления налоговых  и неналоговых платежей Для ТД «Смак» наиболее оптимальным вариантом автоматизации бухгалтерского учета является полная автоматизация всех участков учета, приведенная на схеме 2.5.1.

 

 

 

Рис 2.5.1. Автоматизация бухгалтерского учета.

 

При выборе программного продукта для бухгалтерии «Смака» необходимо проанализировать перечень услуг по автоматизации учета, качество документации и пособий, предоставляемых фирмой-разработчиком, функциональные возможности программного продукта, что определит успех  внедрения комплексной системы  бухгалтерского учета.

 

 

Применение компьютерной техники позволяет отказаться от ведения карточек складского учета, вести учет отгрузки и реализации продукции, оперативный контроль за выполнением договоров поставок т прибыли. При этом сокращается дублирование в учете и снижается трудоемкость учетных работ.

В сетевой системе ПЭВМ рассчитанной на много пользователей  является наиболее емкой по составу  задач подсистема “Учет товаров  и расчетов с поставщиками” В  нее включаются следующие задачи:

1.  Контроль за заключением договоров на поставку товаров. Информация о заключении договоров с поставщиками товаров вводится в компьютер товароведом. Реквизиты по расчетам заполняются в таблице - регистрационном журнале. В числе обязательных реквизитов индетификационный номер.

2.  Складской (оперативный) и бухгалтерский стоймостной учет товаров и тары.

Источником информации являются первичные документы о поступлении  и выбытии товаров и тары: товарно- транспортные накладные, счета- фактуры, расходные накладные на отпуск товаров в торговые секции, акты переоценки товаров и списания товаров по причинам порчи, боя, лома и т.п. Информация вводится материально ответственным лицом. При получении товаров сверяются реквизиты в документах поставщиков с данными регистрационного журнала заключенных договоров. Составляется реестр продажных (розничных) цен, который представляется на утверждение руководителю предприятия. Утвержденные и зафиксированные в реестре продажные (розничные) цены указываются в расходной накладной на отпуск товаров в торговые секции.

     Товаровед  контролирует соблюдение установленных  цен в торговых секциях. По коду операции вводимом материально ответственными лицами, автоматически делаются записи по счетам бухгалтерского учета, а по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” записи в аналитические счета. Товарные отчеты с первичными документами представляются в бухгалтерию, бухгалтерия контролирует правильность записей на счетах бухгалтерского учета, в необходимых случаях вносит изменения, дополнения, составляет сводные итоги за месяц. Сводная информация о движении товаров и тары в кладовой содержится в компьютере и используется бухгалтерией для составления бухгалтерской отчетности.

Отчеты о движении товаров  в секциях составляются в ручную, заведующей гастрономического отдела СабадырьС.Л. записи в приходную часть отчета, производятся на основании счетов- фактур, товарно- транспортных накладных и др. Документов, в расходную часть отчета на основании оприходованной выручки в кассы. Отчет сдается в бухгалтерию, для проверки и бухгалтерской обработки. Сводные итоги по отчетам о движении товаров в торговых секциях с отражением на счетах бухгалтерского учета передаются бухгалтеру,  Потыбенко М.В., для ввода в ПЭВМ. На предприятии используется бухгалтерская программа 1С: Бухгалтерия. Эта программа позволяет вести синтетический и аналитический учет товаров и тары.

Информация о работе Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции