Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельности предприятия. Себестоимость - это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим как средство управления прибылью, а прибыль - это главная цель работы коммерческой организации.
Для правильного управления себестоимостью необходимо большую роль отводить вопросам управления затратами на производство. Без правильной оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять эффективностью производства. Процесс управления затратами на производство - это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и кончая реализацией готовой продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты учета затрат на производство
и калькулирование себестоимости продукции.
1.1. Общие положения и определения …………………………………………..6
1.2. Виды и классификация затрат на производство…………………………….8
1.3 Задачи учета затрат на производство………………………………………10
1.4 Нормативно-правовая база…………………………………………………..11
Глава 2. Методика учета затрат
2.1 Организация учета затрат на производство…………………………………13
2.2 Методы учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции……………………………………………………….15
2.3 Характеристика аналитических и синтетических счетов………………….16
2.4 Документальное оформление…………………………………………..19
2.5 Финансово-хозяйственные операции по отражению затрат на
производство и калькулирование себестоимости……………………………....25
Практическая часть……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции..docx

— 96.08 Кб (Скачать)

При учете товаров по продажным  ценам на дебет счета 46 первоначально  записывают стоимость реализованных  товаров по учетным (т.е. продажным) ценам, а не покупным, что не соответствует  экономической сущности данного  счета. В связи с этим приходится корректировать дебетовый оборот, т.е. доводить его до покупной стоимости  реализованных товаров путем  уменьшения первоначального дебетового оборота на сумму торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам. Кроме того, при учете товаров по продажным ценам применяется счет 42 для учета торговой надбавки на поступающие и выбывающие товары. Поэтому, если торговое предприятие реализовало покупателю товары, оно должно списать со счета 42 относящуюся к этим товарам торговую надбавку.

Корректировка дебетового оборота  счета 46 и списание со счета 42 торговой надбавки на реализованные товары осуществляется сторнировочной записью на сумму валового дохода, рассчитанного одним из вышеуказанных способов:

Дебет счета 46 “Реализация  продукции (работ, услуг)”

Кредит счета 42 “Торговая  наценка”.

На списание реализованной  торговой надбавки возможно более простая, но необычная для бухгалтера запись:

Дебет счета 42 “Торговая  наценка” (“черная” сумма)

Дебет счета 46 “Реализация  продукции (работ, услуг)” (“красная”  сумма).

После списания реализованной  торговой надбавки на счете 46 образуется (как при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

В связи с тем, что ТД “Смак” является предприятием розничной  торговли и товары учитываются по продажным  ценам, то валовой доход  от реализации выявляется как кредитовое сальдо счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг). Валовой доход за отчетный месяц сначала определяется как  разница между стоимостью реализованных  товаров и их покупной стоимостью.

Наряду с реализацией  происходит прочее выбытие товаров  из розничных торговых предприятий (потери, недостачи, уценка товаров  и т.п.). Выявляются путем проведения инвентаризации. Согласно действующему Положению о бухгалтерском учете  и отчетности в РФ, утверждающего  приказ Минфина РФ от 26.12.1994 г. №170 количество  инвентаризаций в отчетном году и  сроки их проведения устанавливаются  предприятием самостоятельно, за исключением  случаев, предусмотренных п.17 указанного положения, когда проведение инвентаризации обязательно. Порядок проведения и  документального оформления результатов  инвентаризации определяется в Методических указаниях по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. №49.

Главными задачами бухгалтерской  службы торгового предприятия является:

• Предоставление полной и точной информации руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, а также в нарастающем дефиците денежных средств;

• Осуществление и регулирование расчетных взаимоотношений с дебиторами и кредиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;

• Осуществление контроля за работой материально – ответственных лиц и т.п.

Ответственность за выполнение этих задач несет главный бухгалтер, который должен активно участвовать  в договорной, финансовой, налоговой  и учетной политике предприятия.

 

 

 

 

2.2. Первичная и сводная  документация 

        реализация  товаров.

 

 

  Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется многочисленными документами, однако, это не означает полной его унификации, а лишь устанавливает основные моменты в построении системы учета. Существующая система нормативного регулирования бухгалтерского учета дает возможность выбора варианта ведения учета, по конкретным объектам. Однако имеются объекты учета, нормативное регулирование которых не разработано,  о таких случаях в ПБУ 1/98 сказано, что организация вправе  самостоятельно их разработать и узаконить для себя через механизм учетной политики.

В приказе об учетной политике  ООО Торговый Дом «Смак» от 04.12.1998 года сказано, что

• «…Товары приобретаемые для реализации и сбыта, учитываются по продажной стоимости с применением счета 42 «Торговая наценка»

• Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета:

  Журнал-ордер №1 –  счет50»Касса»

  Журнал-ордер №2 –  счет51 «Расчетный счет» 

  Журнал-ордер №7–  счет71 «Расчеты с подотчетными                                                                                      

                                                          лицами» 

 Журнал-ордер №6 –  счет60 «Расчеты с поставщиками» 

                                                                                   и   т.д.

 

• Вся выручка кассы сдается в подотчет директору предприятия для дальнейших расчетов с поставщиками...»

• План счетов, используемый организацией при ведении бухгалтерского учета реализации товаров,  включает:

Счет41 «Товары»

     41.1 «Товары  на складах»

41.2 «Товары в розничной  торговле»

Счет 42 «Торговая наценка»

Счет 44 «Расходы на продажу»

Счет 46 «Реализация товаров»

    46.1 «Выручка»

   46.2 «Себестоимость  реализованных товаров»

   46.3 «Расходы, уменьшаемые  налогооблагаемую прибыль»

   46.9 «Прибыль/убыток  от продаж»

Счет 81 «Нераспределенная  прибыль отчетного года»

         81.1 «Нераспределенная прибыль прошлых  лет»

Счет88 «Прибыль (убыток) от реализации товаров»

И т.д.

Учет ведется по унифицированным  формам бланков бухгалтерского учета. Отпуск товаров со склада осуществляется материально ответственными лицами, с которыми заключается договор  о полной материальной ответственности. Реализация товаров оформляется  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский учет.

 Первичные документы  должны содержать следующие обязательные  реквизиты: наименование документа  (формы), код формы, дату составления,  наименование организации, от  имени которой  составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностных лиц,  ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления, личные подписи  с их расшифровками.

Первичные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации.

Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных  документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером.

Первичный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это  не представляется возможным, то непосредственно  по окончании операции. Создание документов, порядок и сроки передачи их для  отражения в бухгалтерском учете  производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

В Федеральном законе “О бухгалтерском учете” № 129-Ф3 от 21.11.96г. отмечено следующее: в отдельных  случаях, при наличии соответствующих  технических средств, допускается  сдавать первичные документы  на машиночитаемых носителях информации. При этом должны соблюдаться руководящие  указания о придании юридической  силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники.

В организации розничной  торговли товары поступают главным  образом от поставщиков и оформляются  товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки  грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом-фактурой).

В накладной указывается  номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его  количество (в единицах), цена и общая  сумма (с учетом налога на добавленную  стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Товарно-транспортную накладную  выписывают при доставке товаров  автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

При доставке товаров железнодорожным  транспортом в качестве сопроводительного  документа выступает железнодорожная  накладная. К железнодорожной накладной  могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем  делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном  контейнере» или выписывается счет - фактура.

Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками. Если товары получает материально-ответственное  лицо вне склада покупателя, то необходимым  документом является доверенность, которая  подтверждает право материально  ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения  по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей  на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.

Порядок приемки товаров  и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.

Приемка товаров по количеству в организациях розничной торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным  лицом предприятия розничной  торговли по доверенности. Если товар  находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или  по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество поступившего товара соответствует  указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который  является юридическим основанием для  предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально  ответственные лица организации  розничной торговли, представитель  поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при  согласии поставщика или его отсутствии).

При закупке товара или  его приемке руководителям предприятий  розничной торговли необходимо следить  за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.

Первичные документы по приходу  товаров должны быть пронумерованы  и подшиты в журнал поступления  товаров, который должен содержать  название приходного документа, его  дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

Полученные счета - фактуры  регистрируются в установленном  порядке в книге покупок.

Реализация регистрируется, согласно чеков контрольно - кассовых машин, в книге продаж.

Одним из признаков учета  товаров в организациях розничной  торговли является составление материально  ответственными лицами отчетности о  наличии и движении товаров. Материально-ответственное  лицо на основе фактического получения  товаров и их реализации составляет товарный отчет.

В приходной части товарного  отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и  дата документа, сумма поступивших  товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров  за данный отчетный период, а также  итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного  отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление  выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток  товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и  расхода документы располагаются  в хронологическом порядке. Общее  число документов, на основании которых  составлен товарный отчет, указывают  прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное  лицо. Товарный отчет составляют под  копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке  последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии  материально-ответственного лица проверяет  товарный отчет и расписывается  в обоих экземплярах о приемке  отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально- ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета. В ООО ТД "Смак" товарный отчет составляется ежемесячно материально-ответственным лицом, а затем передается в бухгалтерию для его проверки. На практике применяются для учета поступления товаров - товарные отчеты (форма №ТОРГ-29), составляемые товароведом до 5 числа месяца следующего за отчетным, приходная часть, которых, совмещается с учетом по счету 60, а расходная - с учетом по счету 41. Итоговые данные отчетов - регистров за месяц используют для составления накопительной ведомости с аналитикой по конкретным учетным торговым точкам (Приложение №1). Применение таких товарных отчетов-регистров позволяет устранить необходимость перенесения многих сведений из товарных отчетов в регистры бухгалтерского учета и тем самым сократить объем счетной работы.

Информация о работе Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции