Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельности предприятия. Себестоимость - это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим как средство управления прибылью, а прибыль - это главная цель работы коммерческой организации.
Для правильного управления себестоимостью необходимо большую роль отводить вопросам управления затратами на производство. Без правильной оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять эффективностью производства. Процесс управления затратами на производство - это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и кончая реализацией готовой продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты учета затрат на производство
и калькулирование себестоимости продукции.
1.1. Общие положения и определения …………………………………………..6
1.2. Виды и классификация затрат на производство…………………………….8
1.3 Задачи учета затрат на производство………………………………………10
1.4 Нормативно-правовая база…………………………………………………..11
Глава 2. Методика учета затрат
2.1 Организация учета затрат на производство…………………………………13
2.2 Методы учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции……………………………………………………….15
2.3 Характеристика аналитических и синтетических счетов………………….16
2.4 Документальное оформление…………………………………………..19
2.5 Финансово-хозяйственные операции по отражению затрат на
производство и калькулирование себестоимости……………………………....25
Практическая часть……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции..docx

— 96.08 Кб (Скачать)

 

В условиях автоматизации  бухгалтерского учета реквизиты  первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов, а  подписи лиц, ответственных за составление  могут быть заменены паролем. Если рабочее  место бухгалтера автоматизировано, то проводки делаются автоматически, в  зависимости от вида программы.  На рассматриваемом предприятии, ООО  ТД «Смак» которое ведет учет в  автоматизированном режиме при помощи программы “1С:бухгалтерия”, заполнение первичных документов осуществляется на компьютере.

Обработка первичных документов также делается в автоматизированном режиме.

 

 

 

2.3. Синтетический и аналитический  учет 

      реализации  товаров.

 

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и инструкции по его применению,  для  обобщения  информации о процессе реализации, а также для определения финансового  результата применяется счет 46 “Реализация» по субсчетам:

• 46-1 «Выручка»

• 46-2 «Себестоимость продаж»

• 46-3 «Расходы,  уменьшаемые налогооблагаемую прибыль»

• 46-9 «Прибыль/убыток от продаж»

 

 Счет предназначен  для выявления объема выручки  от продажи товаров или товарооборота;  себестоимости проданных товаров;  валовой прибыли и формирования  результатов от продаж.

Для правильной организации  синтетического учета реализации товаров  на предприятиях торговли, важным является знание назначения и структуры счета, на котором отражается реализация товаров; продажных цен; момента реализации.

 В ООО ТД «Смак», осуществляющем розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, стоимость проданных товаров отражается по кредиту счета 46 «Реализация» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов, а по дебету – их учетная стоимость (включая покупную стоимость, расходы на продажу) и налоги (в корреспонденции со счетом 41.2 «Товары в розничной торговле»). Суммовой учет в бухгалтерии по счету 41 ведут в накопительной  ведомость товарных отчетов. Итоги накопительной ведомости сверяют с журналами – ордерами.

Как уже было замечено ранее, ООО ТД «Смак» торгует товарами множества  наименований, торговая надбавка на них  по целому ряду причин устанавливается  в большинстве случаев разная; более того, на один и тот же товар  в зависимости от конъюнктуры  рынка размер торговой надбавки часто  меняется. Кроме того, ООО ТД «Смак» пока не располагают необходимыми техническими средствами для учета товарооборота  в разрезе отдельных товаров.

Когда в организации используется натурально- стоимостной метод учета товаров, имеется возможность списывать конкретные реализованные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по продажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию реализованного товара.

 

Рассмотрим учет реализации товаров ООО ТД «Смак» составив журнал хозяйственных операций за IV квартал 2001 года:

 

Таблица1. Учет реализации товаров

 

Хозяйственная операция Сумма Корреспонденция счетов

Д К

1. Оприходована выручка  от реализации товаров 11131493,7 50 46

2.Учтены товары на складе  по ценам приобретения, в т.ч.     

 от подотчетных лиц 299174,99 41,1 71

от поставщиков 476293,3 41,1 60

3. Товары переданы в  розничную торговлю 775468,19 41,2 41,1

4. Сделана торговая наценка  на переданные  в розничную  торговлю товары. 180911,09 41,2 42

5.Стоимсть товаров списана по продажным ценам 971778,32 46 41,2

6.Списаны  наложения  торговой наценки на реализацию  товаров 159715,34 42 41,2

7. Списаны расходы на  продажу 54542,84 46 44

 

 

На основании хозяйственных  операций по реализации продукции составим схему  счета 46  «Реализация товаров, работ, услуг». Реализованная продукция, работы, услуги учитываются на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Особенностью его является отражение  по дебету и кредиту счета одинакового  количества (объема) реализованной  продукции в разных оцен¬ках: по дебету - в сумме фактических затрат и налога на добав¬ленную стоимость, а по кредиту - в сумме выручки, предъявлен¬ной к оплате вместе с налогом на добавленную стоимость. Эта особенность и позволяет использовать счет 46 для расчета фи¬нансового результата хозяйственной деятельности организации как разницу между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток как результат работы, а превышение оборота по кредиту - прибыль. Счет 46 сальдо не имеет, так как ежеме¬сячно закрывается в корреспонденции со счетом 80 «Прибыли и убытки».

 

Схема учетных записей  по счету                                                                   46 "Реализация товаров, работ, услуг"

 

Таблица 2.

 

Дебет  Кредит 

с Кредита счетов Наименование

операции сумма в Дебет счетов Наименование операции сумма 

41,2 Списана стоимость товаров по продажным ценам 971778,32 50 Оприходована выручка от реализации 1131493,66 

44 Списаны расходы на продажу 54542,84      

итого:  1026321,16    1131493,66 

 

 

 

Когда  в организациях не ведется натурально – стоимостной учет реализации или невозможно определить точный ассортимент проданных товаров, возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем.

В автоматизированном варианте, с применением программы 

«1С:Бухгалтерия» по счету 46 составляется оборотная ведомость , результаты которой автоматически переносятся в главную книгу. Также по счету 46 составляют ведомость операций.

Важным показателем деятельности промышленных предприя¬тий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рын¬ке. Высокий уровень качества продукции способствует повыше¬нию спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не толь¬ко за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует па¬раметрические, эксплуатационные, потребительские, техноло¬гические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандар¬тизации и унификации, надежность и долговечность. Различа¬ют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо от ее вида и назначения:

 

 

 

 

 

 

 

 

а) удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции  высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент  сортности;

    д) удельный  вес аттестованной и не аттестованной  продукции;

    е) удельный  вес сертифицированной продукции;

   ж) удельный вес  продукции, соответствующей мировым  стандартам; 

Индивидуальные (единичные) показатели качества

продукции характеризуют  одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержа¬ние железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических  решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это  штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

ООО ТД «Смак» при приобретении товаров у поставщиков  товаровед  смотрит на наличие сертификатов качества реализуемой продукции, причем документы должны быть представлены предприятию с подлинной «живой»  печатью. Качество реализуемой продукции  не отображается  в регистрах  аналитического учета, что могло  бы дать дополнительную информацию менеджеру  предприятия. Задача анализа - изучить  динамику перечислен¬ных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качес¬тва продукции.

Определенная работа по улучшению  качества про¬дукции и повышении ее конкурентоспособности даст предприятию увеличение удельного веса продукции высшей кате¬гории качества и поднимет репутацию предприятия в сфере обслуживания населения, что, несомненно, приведет к увеличению валового оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4Выявление финансовых  результатов и порядок закрытия

                      счетов реализации товаров.

 

Положение о бухгалтерском  учете и отчетности представляет предприятиям право выбора метода определения  выручки от реализации продукции (работ, услуг) при принятии учетной политики на отчетный год: либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по поступлении средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждениях  банков, а при расчетах наличными  деньгами – по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

Так, в период, известный, как время становления принципов  бухгалтерского учета на Западе, виднейший  американский бухгалтер Джордж Мэй писал: “Очевидно, что если процесс производства и продажи завешается возникновением прибыли, то эта прибыль на момент, когда продажа совершилась, может быть только условной”.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности являются:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

- определение влияния  как объективных, так и субъективных  факторов на объем реализации  продукции и финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения объемов реализации продукции и суммы прибыли;

- оценка работы предприятия  по использованию возможностей  увеличения объема реализации  продукции, прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий  по использованию выявленных  резервов.

 

Финансовый результат  представляет собой разницу от сравнения  сумм доходов и расходов организации. Превышение доходов над расходами  означает прирост имущества организации  – прибыль, а расходов над доходами – уменьшение имущества – убыток. Прибыли и убытки соответственно приводят к увеличению или уменьшению капитала организации.

Конечный финансовый результат  от реализации товаров, основных средств  и иного имущества  и доходов  от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Выручка от реализации товаров определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетов – по поступлению средств за товары на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу), либо по отгрузке товаров и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

Метод определения выручки  от реализации товаров устанавливается  предприятием торговли на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.

 Особенность определения  финансового результата от продаж  в торговых организациях состоит  в  предварительном исчислении  валового дохода, который представляет  собой сумму реализованной торговой  наценки. Для определения финансового  результата торговой организации  от продаж из суммы ее валового  дохода вычитается величина издержек  обращения, относящиеся  к проданным  товарам и списанная с кредита  счета 44 «Расходы на продажу»  на дебет счета 46 «Реализация»

 

                           Дебет46 Кредит 44 – 157057 рублей

 

Вопрос разработки методики отражения в бухгалтерском учете  реализации товаров, отвечающей требованию допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни (принцип  соответствия) и одновременно позволяющей  формировать информацию о состоянии (степень реализации в денежные средства или иные товары) прибыли предприятия, остается открытым.

Согласно принятой учетной  политики ТД “Смак»” определяет выручку  от реализации продукции по мере ее оплаты. Поэтому сумма полученной прибыли от реализации может быть подсчитана только после оплаты отгруженной продукции. Результат от реализации товаров представляет собой разницу между выручкой, равной договорной стоимости товара и суммой платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, издержками обращения и другими расходами относящиеся к расходам по реализации товаров.

 Для обобщения информации  о формировании конечного финансового  результата деятельности ТД “Смак”  применяется активно-пассивный синтетический  счет 80 “Прибыли и убытки”. По  кредиту этого счета отражаются  прибыли предприятия, а по дебету - убытки.

Как уже указывалось, для  обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, а  также для определения финансового  результата предназначен счет 46 “Реализация  продукции (работ, услуг). Путем сопоставления  оборотов дебета и кредита счета 46 получают финансовый результат от реализации продукции. Если кредит счета 46 окажется выше, чем дебет, то предприятием получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на счет 80. Указанная проводка составляется в справке – расчете по закрытию счета 46 «Реализация»:

 

 

Так, за 2001 год ТД “Смак” получил прибыль от реализации продукции  в сумме 486090,65 рублей, что отражено в учете следующей проводкой:

 Д-т 46  К-т 80 - на сумму 486090,65  рублей.

 

 

Реализационный финансовый результат от продаж определяется  в конце каждого отчетного  периода. Если в качестве финансового  результата предприятие получило прибыль, то она отражается по кредиту  счета 81 «Прибыли и убытки» в корреспонденции  с  дебетом счета 80 «прибыль от продаж»

Информация о работе Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции