Учет труда и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности заработной платы и её совершенствование в Республике Беларусь. Для этого ниже приводятся необходимые полагающие задачи:
· анализ функций заработной платы;
· выявления различий в понятиях «стимулирующая роль» и «стимулирующая функция» заработной платы;
· рассмотрение структуры заработной платы отдельного субъекта хозяйствования;
· экономические шаги по оптимизации и совершенствованию уровня заработной платы в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Сущность и функции заработной платы…………………………………….6
1.1 Сущность заработной платы…………………………………………..6
1.2 Функции заработной платы……………………………………………7
2. Образование фонда оплаты труда подразделений ЗАО «Стройформ».13
2.1 Общие сведения об основных показателях начисления фонда
оплаты труда………………………………………………………………..13
2.2 Структура заработной платы…………………………………………. 14
2.3 Порядок начисления фонда оплаты труда……………………………16
3. Совершенствование учета и оплаты труда в Республике Беларусь……19
3.1 Оптимизация уровня заработной платы в ключе государственно-
правовой политики…………………………………………………………19
3.2 Программа социально-экономических реформ Беларуси - залог
стимулирования и совершенствования уровня заработной платы……..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

учет зароботной платы.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

· В зависимости  от финансово-хозяйственных результатов работы А/О месячная отплата труда производится в следующих размерах:

В случае отсутствия прибыли  и объемов реализации продукции выплачиваются 4 минимальные заработные платы установленные  законодательством.

- В случае отсутствия прибили, но получения объемов реализации выплачивается оклад, оговоренный в предыдущем пункте.

- В случае поучения  прибыли и объемов  реализации выплачивается  оклад и % от  прибыли согласно  вышеуказанной пропорции.

Разовые и страховке премии или другие вознаграждения выплачиваются в порядке и размерах определенных другими положениями действующими в А/О.

Рассмотрев  систему оплаты труда  на ЗАО «Стройформ», стоит отметить много  хороших сторон и  явных преимуществ  достигнутых ее организаторами.

Но  для более полного удовлетворения личных и общественных потребностей, решения задачи повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, работников предприятия нужно поставить в такие условия, которые будут побуждать их наращивать высокоэффективную технику, улучшать использование производственных ресурсов. Для этого механизм материального стимулирования целесообразно строить на научно обоснованных критериях оценки деятельности предприятия, структурных подразделений. Речь идет о необходимости использования показателей, отражающих конечный хозяйственный результат труда каждого члена коллектива. [12;54]

Привлечение трудящихся к управлению производством, развитие коллективных форм организации  и оплаты труда  обусловливают необходимость  повышения объективности его оценки, увязки оплаты труда с достигнутыми конечными результатами. Такая оценка должна учитывать количество вложенного труда, изморенного продолжительностью рабочего времени, а также эффективность производства. Разработать такой механизм оценки труда используемый в качестве мерила трудового вклада каждого работника и подразделений - значит найти ключ к решению глобальной задачи сознательного включения закона экономии времени в мотивационный механизм управления. [9;30]

В настоящее время  в области оплаты труда предприятия сложилась такая ситуация, для которой характерно полное расхождение ранее провозглашенных принципов с реальной действительностью. Их материальное благосостояние не только не связано с эффективностью производства, общественной полезностью производимой продукции, но даже с объемом произведенной продукции. Поэтому первым шагом к совершенствованию оплаты труда должно быть изменение в механизме формирования оплаты труда на предприятии.

3. Совершенствование учета и оплаты труда в Республике Беларусь

3.1 Оптимизация уровня  заработной платы  в ключе государственно-правовой  политики

Зарплата госслужащих  и военных увеличится на 20%. Такое  решение принял Президент Беларуси Александр Лукашенко. Рассматривая 6 октября 2004 г. ситуацию с заработной платой по стране в целом, глава государства пообещал бюджетникам увеличить её с 1 ноября. И это обещание будет выполнено.

Вместе с тем, вопрос об увеличении зарплаты госаппарату  на совещании по социальным вопросам остался нерешённым. Тогда Президент Лукашенко счёл требования по оплате труда государственных служащих завышенными и попросил правительство внести соответствующие корректировки. Сегодня же на совещании у главы государства в вопросе совершенствования оплаты труда в Беларуси была поставлена точка. Причём, подчеркнул глава государства, зарплата чиновников ни в коем случае не должна значительно превышать зарплату в народнохозяйственном комплексе.

Глава государства  также обратил внимание на пропорциональность роста зарплаты в госаппарате. Здесь  также не должно быть ситуации, когда у начальника доходы повысятся в значительно большей степени, чем у подчинённого. В целом же, как отметил вице-премьер Андрей Кобяков, система оплаты труда в Беларуси - на должном уровне.

Вопросы совершенствования  оплаты труда государственных служащих рассматриваются часто в последнее время на совещании у президента Беларуси Александр Лукашенко.

Как сообщили ИА «ЭКОПРЕСС» в пресс-службе главы государства, президент отметил, белорусский  чиновник - небогатый человек, получающий в среднем заработную плату, эквивалентную порядка 150 долларам США.

«Если сравнивать в целом с населением, это немного. Если сравнивать с высокооплачиваемыми  категориями работников в стране, банкирами и даже работниками  государственных организаций, это очень мало», - сказал он.

Следует отметить, что, если зарплата работников бюджетных  организаций привязана к минимальной  зарплате и размеру тарифной ставки первого разряда и увеличивается  одновременно с их повышением, на государственных  служащих это правило не распространяется: решение о повышении заработной платы госслужащим производится не автоматически, а в каждом конкретном случае по решению президента.

Однако в последнее  время темпы роста заработной платы госслужащих стали существенно  отставать от темпов роста оплаты труда в других сферах. Государственная служба становится все менее привлекательной для белорусов, и, как следствие, усиливается отток квалифицированных кадров, в том числе в коммерческие структуры. Все меньше молодых людей выбирают карьеру госслужащего.

В этой связи президент  еще год назад поручил выработать оптимальную систему оплаты деятельности госслужащих по всей Республике. Однако до сих пор нет конкретных результатов: многие чиновники при решении  этой проблемы преследуют лишь свои узковедомственные интересы, разрабатывая документы под себя.

«Все свелось  к тому, что где-то что-то отштукатурили, подшлифовали, кому-то добавили, кому-то больше полномочий дали, и на этом поставили  точку. Такие документы я принять  не могу», - заявил президент.

На сегодняшний  день, подчеркнул Президент, зарплата белорусских чиновников в 10-15 раз  ниже, чем в России и Украине, хотя темпы развития Беларуси являются самыми высокими на постсоветском пространстве, и это признано во всем мире.

Условия оплаты труда  работников бюджетной сферы в настоящее время достаточно полно разработаны, и система оплаты труда работников данной сферы проходит этап совершенствования, связанный с необходимостью как повышения благосостояния работников, так и усиления зависимости размера заработной платы от результатов труда.

В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы и системы оплаты труда работников организаций, финансируемых  из бюджета и пользующихся государственными дотациями, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда -- Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Базой формирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы является размер тарифной ставки первого разряда, которая  устанавливается Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В целях поэтапного совершенствования заработной платы  работников бюджетной сферы с 1 апреля 2005 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2005 г. № 330 в Республике Беларусь повышена тарифная ставка первого разряда, применяемая для оплаты труда работников бюджетной сферы, с 48 000 до 51 000 руб.

Во исполнение п. 2 постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. № 2070 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями Министерство труда Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь приняло постановление от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями, которое является основополагающим документом формирования оплаты труда работников бюджетной сферы.

Законодательное и практическое установление основ  оплаты труда основных отраслей бюджетной  сферы:

Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об  образовании» с последующими изменениями  и дополнениями определено, что государственная политика направлена на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава -- не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня.

Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» с последующими изменениями и  дополнениями установлено, что заработная плата медицинских и фармацевтических работников государственных организаций  здравоохранения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно Закону Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности»  с последующими изменениями и  дополнениями оплата труда научного работника в государственных  научных организациях осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учетом результатов его научной деятельности и научной квалификации.

Оплата труда  членов временных научных коллективов  осуществляется на договорной основе.

Научный работник, работающий в государственной научной организации, имеет право работать во временных научных коллективах и по совместительству с дополнительной оплатой.

Кроме того, определена необходимость поэтапного повышения  среднемесячной заработной платы научным и научно-педагогическим работникам с тем, чтобы она была как минимум в полтора раза выше среднемесячной заработной платы в промышленности.

В соответствии с  Законом Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. № 832-ХII «О культуре в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями государство обеспечивает гарантированный уровень оплаты труда научных работников и ее дифференциацию в зависимости от квалификации и результатов труда.

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания  мер государственного воздействия с системой договоров. Государственное регулирование оплаты труда должно включать:

законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РБ;

налоговое регулирование  средств, направляемых на оплату труда  предприятиями, а также доходов физических лиц;

установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

установление государственных  гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральными, территориальным, коллективными, индивидуальными договорами (контрактами). [25;19]

Существуют три  типа политики в области доходов  и заработной платы:

контроль за инфляцией  с помощью налогов и фискальных мер;

регулирование доходов  на основе государственных правил и  положений;

политика трехстороннего сотрудничества.

Все их элементы имеют  место в Беларуси. Но при чрезмерной дифференциации заработной платы, централизованная политика в области оплаты труда  вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок.

Поэтому главная  надежда - политика сотрудничества, в  частности, по вопросам утверждения  уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда. [28;23]

3.2 Программа социально-экономических реформ Беларуси - залог стимулирования и совершенствования уровня заработной платы

Парламентом Беларуси, в соответствии с Указом Президента «О подготовке программы социальных реформ», приняло постановление  «О программе социальных реформ в  РБ на период 2005 - 2015гг.».

Эти постановлением главными задачами в сфере совершенствования труда и трудовых отношений определяются:

создание экономических  и социальных условий для значительного  повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы;

внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями  всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда, в том числе по своевременной  и полной оплате труда, социальному  страхованию, охране, условиям и режиму труда.

В соответствии с  этим постановлением предполагается проведение реформ в сфере оплаты труда. Так:

1. Заработная плата  лиц, работающих по найму, является  основным, а для подавляющего  большинства из них - единственным  источником доходов.

За годы реформирования экономики уровень реальной оплаты труда работников снизился более  чем в 2 раза, доля начисленной заработной платы в совокупных денежных доходах  населения упала с 70 до 44 процентов. Возникла необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально - квалификационным группам работающих, по предприятиям, отраслям, регионам страны. Соотношение средней заработной платы 10 процентов наиболее оплачиваемых и такой же доли наименее оплачиваемых работников сейчас составляет 1:24. В условиях резкого сокращения уровня реальной оплаты труда угрожающий характер приняли задержки с выплатой заработной платы.

Информация о работе Учет труда и заработной платы