Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Одним из видов деятельности предприятий сферы торговли являются
услуги общественного питания.
Согласно Инструкции по классификации торговых объектов
общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от
08.01.2004 № 1, различают следующие типы предприятий: ресторан,
кафе, бар, столовая, закусочная, буфет, кафетерий, магазин (отдел)
кулинарии, заготовочный цех.
УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И ТОВАРООБОРОТА
В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
Одним из видов деятельности
предприятий сферы торговли
услуги общественного питания.
Согласно Инструкции по классификации торговых объектов
общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от
08.01.2004 № 1, различают следующие типы предприятий: ресторан,
кафе, бар, столовая, закусочная, буфет, кафетерий, магазин (отдел)
кулинарии, заготовочный цех. При определении типа объекта
общественного питания учитываются следующие факторы: ассортимент
реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
техническая оснащенность (материальная база, инженерно-техническое
оснащение и оборудование; состав помещения и т.д.); методы и
качество обслуживания; квалификация персонала; номенклатура
предоставленных потребительских услуг.
При отнесении торгового
объекта общественного
соответствующей наценочной категории юридическое лицо,
индивидуальный предприниматель или уполномоченное ими лицо
направляют в адрес Минторга РБ, Белкоопсоюза заявление о присвоении
предприятию наценочной категории люкс, высшая.
При открытии предприятия
обратиться в орган управления торговлей, общественным питанием
областного (Минского городского) исполнительного комитета,
облпотребсоюз (по принадлежности).
Определение типа торгового
объекта общественного
присвоение второй, третьей наценочных категорий осуществляется
юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и оформляется в
виде приказа юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Для успешного функционирования предприятий общественного
питания любого типа и наценочной категории требуется рационально
организованный бухгалтерский учет и контроль, обеспечивающий
получение точных данных о выпуске продукции и товарообороте по видам
реализации в натуральном и денежном измерениях.
Особенность товарооборота предприятий общественного питания
состоит в том, что здесь процессы производства, реализации и
потребления продукции тесно связаны между собой. Они происходят
ежедневно и совершаются в одном месте - столовой, ресторане, кафе
и т.д. Реализуемая продукция общественного питания включается в
состав розничного товарооборота. Кроме того, в соответствии с
Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в
торговле, утвержденной постановлением Минстата РБ от 02.07.2002 № 59
(далее - Инструкция № 59), в розничный товарооборот общественного
питания включается реализация покупных товаров через обеденный зал
или буфет, через магазины и отделы кулинарии, палатки и другую
торговую сеть; стоимость питания, доставленного на дом по заказам
населения, отпуск питания работникам своей организации с последующим
удержанием его стоимости из заработной платы; отпуск питания
работникам других организаций, учащимся, студентам по абонементам,
талонам; стоимость питания, входящая в цену проживания в гостинице;
продажа цветов, сувениров, табачных изделий и других
непродовольственных товаров.
Согласно Инструкции № 59 в
розничный товарооборот
питания не включается:
продажа по безналичному расчету продукции собственного
производства, покупных товаров непосредственно юридическим лицам и
их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям,
включая продажу этой продукции и товаров организациям социального
назначения, а именно: лечебным и лечебно-оздоровительным
учреждениям, детским дошкольным и внешкольным учреждениям, домам
(интернатам) для инвалидов и престарелых;
отпуск продукции собственного производства, покупных товаров по
товарообменным (бартерным) операциям или в порядке взаиморасчетов
между организациями;
стоимость питания и обслуживания на банкетах, презентациях и
других подобных мероприятиях, оплаченного по безналичному расчету
юридическими лицами и их обособленными подразделениями,
индивидуальными предпринимателями;
стоимость питания, отпущенного бесплатно (за счет средств
бюджета) учащимся организациями общественного питания,
подведомственными Минобразования РБ;
стоимость питания, входящая в цену путевок в санатории,
санатории-профилактории, лагеря труда и отдыха, детские
оздоровительные лагеря и другие организации социального назначения;
выручка за изготовление
и стоимость сырья заказчика (давальческое сырье);
внутренний отпуск продукции собственного производства, покупных
товаров в пределах организации общественного питания
(внутрисистемный отпуск);
стоимость возвращенной
выручка за просмотр концертных программ, выручка бильярдных,
танцевальных, игровых залов, видеосалонов;
входная плата в рестораны, бары и другие организации
общественного питания, кроме стоимости блюд, входящих в цену
входного билета.
Для обеспечения сохранности
сырья, других материальных и денежных ресурсов в каждом предприятии
(столовой, кафе, ресторане и т.д.) должен быть организован строгий
контроль за движением сырья и продуктов в кладовых и в производстве,
правильным применением торговой надбавки и наценки общественного
питания и установлением продажных цен на продукцию кухни и
кулинарные изделия, своевременным оприходованием выручки и сдачей ее
в банк.
Предприятиям общественного
формирования и применения цен и тарифов, утвержденному
постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43, предоставлено
право формирования продажных цен на продукцию собственного
производства
на основе себестоимости и
Значительная часть продукции потребляется покупателями
непосредственно в обеденных залах. Поэтому выпуск продукции в
первичных документах не отражается, ее реализация оформляется
кассовыми чеками, абонементными талонами и др. Указанные особенности
общественного питания создают необходимость учета объема розничного
товарооборота и объема производства.
Стоимость сырьевого набора блюд является важной частью общей
совокупности издержек, но при планировании и учете к издержкам
предприятий общественного питания не относится. Она отражается в
производственно-торговом плане обособленно, а поэтому и учитывается
отдельно на счете 20 «Основное производство». Такое четкое
разграничение двух важнейших элементов продажной цены продукции
общественного питания позволяет организовать систематический
контроль как за соблюдением сметы издержек производства и обращения,
так и за сохранностью сырья, находящегося в производстве (на кухне)
в подотчете у материально ответственных лиц.
По дебету счета 20 «Основное
производство» отражается
поступившего на кухню сырья (продовольственные товары и
полуфабрикаты), а по кредиту счета - главным образом стоимость
сырья, списанного в расход, как использованное для производства
проданной и отпущенной продукции. Сальдо по счету 20 «Основное
производство» показывает стоимость нереализованной готовой
продукции, остатка необработанного сырья и полуфабрикатов,
находящихся в производстве (на кухне).
Учет продажи собственной продукции и покупных товаров
осуществляется в суммарном выражении. В количественном выражении (в
блюдах) учитывается только обеденная продукция. Этот учет ведется
оперативным путем по видам блюд на основании чеков, абонементных
талонов, дневных заборных листов и других документов.
На счете 90 «Реализация» отражается сумма товарооборота за
отчетный период и выявляется валовой доход столовых, ресторанов,
кафе и т.д. При этом по дебету субсчета 90-2 «Себестоимость
реализации» учитывается покупная стоимость продовольственных товаров
Информация о работе Учет производства продукции и товарооборота в общественном питании