Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение теоретических основ порядка формирования и оценки текущего состояния и эффективного использования основных фондов и рассмотрение на практике на примере действующего ГУП «Варгашинский лесхоз».
При написании данной работы ставились следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета основных средств на предприятии;
- сформировать и обозначить законодательно-нормативную базу по регулированию вопросов учета основных средств;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Бухгалтер-кассир занимается организацией учета денежных средств  в кассе и на расчетном счете; организует расчеты с контрагентами  по хозяйственным договорам, с бюджетом и внебюджетными фондами; обеспечивает строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины; контролирует расходование полученных в банке средств по назначению; занимается составлением и выдачей приходных и расходных кассовых ордеров; выписывает чеки.

 Степень ответственности  работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями. Реорганизация и ликвидация бухгалтерской службы проводится на основании приказов директора лесхоза.

 

 

 

 

3 Совершенствование  учета основных средств ГУП  «Варгашинский лесхоз»

 

3.1. Совершенствование учетной политики в части учета основных средств

Учетная политика предприятия  – это совокупность способов ведения  бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей  группировки и итогового обобщения  фактов  хозяйственной деятельности. Со временем эти способы устаревают и требуют обновления.

Так от бумажной рутины в  настоящее время предприятие  перешло на автоматизированную систему  учета.

В учетной политике ГУП  «Варгашинский лесхоз» имеются  недостатки, которые необходимо устранить  для оперативной работы предприятия.

В учетной политике отсутствуют  формы первичных учетных документов  и регистров бухгалтерского учета  по учету основных средств предприятия.

Нет никаких данных о  том, предусмотрена ли для данного  предприятии переоценка основных средств. Предприятие имеет в собственности здания, жилые дома, которые подвергаются капительному и косметическому ремонту, что меняет их стоимость. В этом случае конечно целесообразно проводить переоценку имущества, что положительно скажется на  финансовом положении предприятия.

В учетной политике не указан способ начисления амортизации  основных средств для целей налогового учета. Это серьезное упущение увеличит объем работы для бухгалтерии, так  как начисление амортизации в  бухгалтерском и налоговом учете отличается, а один и тот же способ начисления приводит обычно к тому, что необходимо составлять отложенные налоговые обязательства или отложенные налоговые активы.

Для учета движения объектов основных средств предприятием используется очень узкий круг форм документов. Поступление основных средств любого вида отражается актом формы ОС-1,  но предприятие обладает зданиями и сооружениями, которые целесообразно принимает к учету актами формы ОС-1а. Предприятия обладает значительным количеством техники и транспортных средств, которые время от времени подвергаются ремонту или модернизации, что целесообразно отражать в акте ОС-3. Для списания объектов основных средств используют акт формы ОС-4. Предприятие имеет в собственности транспортные средства, которые целесообразно списывать с баланса актом формы ОС-4а.

Установленные сроки  проведения инвентаризации объектов основных средств – 1 раз в 2 года, не соответствуют  стандартам по учету основных средств. Согласно ПБУ 6/01 инвентаризация основных средств должна проводиться не реже 1 раза в год.

 

3.2 Разработка регистров  бухгалтерского и налогового  учета основных средств ГУП  «Варгашинский лесхоз»

По учету основных средств существует довольно обширный спектр различных учетных регистров  и первичных документов. Каждое предприятие для оперативного учета основных средств может создавать учетные регистры, которые помогают в учете основных средств, делают его значительно проще и понятнее для восприятия окружающих, которые заинтересованы в этой информации.            На ГУП «Варгашинский лесхоз» также существуют учетные регистры, облегчающие учет основных средств. К таким регистрам можно отнести отчет по основным средствам, а также отчет по основным средствам в разрезе начисления амортизации и погашения стоимости. В отчете по основным средствам представлены такие графы, как группировка основных средств по ответственным лицам, данные по основным средствам на начало и конец отчетного периода. Этот регистр представлен в приложении 16. В отчете по основным средствам в разрезе начисления амортизации группировка основных средств представлена группам объектов (здания, машины и оборудование и т.п.), указана балансовая стоимость, амортизация и остаточная стоимость объекта по разделам до проведения документа и после его проведения, так как данные могут отличаться (неточно рассчитана амортизация основного средства, следовательно, и остаточная стоимость). Регистр представлен в приложении 17.

3.3 Разработка  графика документооборота в части основных средств

Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота.          График документооборота - это график или схема, которые описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение. Унифицированной формы графика документооборота нет. Каждое предприятие составляет график самостоятельно, исходя из особенностей деятельности. Разрабатывает график документооборота главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия.      Для предприятия составление графика документооборота имеет большое значение. График устанавливает рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.        Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и обеспечивают своевременность составления отчетности.   Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременную и качественную разработку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации осуществляет главный бухгалтер. Целесообразно вручить каждому работнику выписку из графика документооборота, в которой перечислены документы, относящиеся к сфере его деятельности.       Сегодня многие организации постепенно переходят от бумажного к электронному документообороту. ГУП «Варгашинский лесхоз» также готовиться к процедуре перехода. Схема работы электронного документооборота проста: на сервере создается база данных, в которой хранятся созданные документы. Доступ к базе данных можно осуществлять через браузер (как правило, поддержку браузера определяется создателем программного интерфейса). Доступ к базе документов можно осуществлять как по локальной (внутренней) сети, так и через Интернет. Папки документов распределены в соответствии с иерархической структурой организации. Создавать, редактировать, а также удалять документы имеет право только владелец документов. Данный подход к автоматизации предприятий является одновременно и конструктивным и универсальным, обеспечивая автоматизацию документооборота и всех бизнес-процессов предприятия в рамках единой концепции и единого программного инструментария.    График документооборота ГУП «Варгашинского лесхоза» в части учета основных средств требует некоторых корректировок. Необходимо добавить графу «Назначение первичного документа», в которой раскрывается целесообразность составления данного документа для предприятия. Также можно порекомендовать разделить графу «Срок составления и представления в бухгалтерию» на две графы «Когда составляется» и «Когда предоставляется», так как время составления документа очень часто отличается от той даты, когда его нужно предоставить в бухгалтерию, например Акт на списание основных средств обычно составляется в день принятия решения о выбытии объекта, а в бухгалтерию предоставляется не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным. Разработанный график документооборота в частности учета основных средств ГУП «Варгашинский лесхоз» представлен в Приложении 19.

 

Заключение

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов, т.е. средств труда и материальных условий процесса труда. К средствам труда относятся станки, рабочие машины, оборудование, а к материальным условиям процесса труда – производственные здания и сооружения, транспортные средства и т.п.

В ходе написании курсовой работы были изучен порядок формирования и оценки текущего состояния и  эффективного использования основных фондов и рассмотрен на практике на примере действующего ГУП «Варгашинский лесхоз».

Основные средства –  материально-вещественные ценности, служащие более 1 года, которые в течение  срока их службы не меняют своей  первоначальной формы и частями переносят свою стоимость на реализованную продукцию в виде амортизационных отчислений.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства и сохранения первоначального внешнего вида в течение длительного периода.

Точность показателей  объема, состояния и движения основных средств, качественной характеристики во многом зависят от того, насколько  правильно и достоверно проведена  их оценка. Неправильная оценка основных средств прежде всего негативно сказывается на деятельности всего предприятия и может вызвать такие ошибки и неточности, как:

- неточное начисление  амортизации, а отсюда себестоимости  и отпускных цен продукции,  следовательно, доходности, рентабельности  и прибыльности;

-  неправильное отражение остаточной стоимости основных средств в бухгалтерском балансе;

- неверное исчисление  ряда технико-экономических показателей,  характеризующих использование  основных средств: износ, коэффициенты  выбытия и обновления, фондоотдача  и т.п.

Поэтому правильность отражения в учете операций с основными средствами в настоящих условиях приобретают для предприятия очень большое значение.

Движение основных средств  связано с осуществлением хозяйственных  операций по поступлению, внутреннему  перемещению и выбытию основных средств. По данным актов и инвентарных карточек определяют основные направления поступления и выбытия основных средств.

Теоретические аспекты  учета основных средств на предприятии раскрыты в первой главе. Представлена полная база законов и нормативных актов, которые непосредственно регулируют вопросы учета основных средств в целом в РФ. В значительной степени раскрыт вопрос организации первичного, синтетического и аналитического учета  основных средств на предприятии, представлен перечень форм бухгалтерской отчетности основных средств, а также широко раскрыта классификация основных средств. Также освещен учет операций по движению основных средств на предприятии с стороны налогового учета.

Вторая глава наибольшая по объему информации раскрывает организационную характеристику ГУП «Варгашинский лесхоз». Представлена краткая характеристика предприятия, в которой имеются данные о местонахождении, форме собственности, видам деятельности лесхоза и другие данные. Дана полная оценка организации бухгалтерского учета на предприятии, указаны все замечания, и неточности в части учета основных средств, выявленные в ходе исследования предприятия. Представлена организационная структура и структура бухгалтерии, прослежены функциональные связи между работниками и аппаратом управления, дана краткая характеристика каждому виду профессии и роду занятий. Также рассмотрена организация бухгалтерского учета основных средств на ГУП «Варгашинский лесхоз», изучена нормативная база предприятия, особенности бухгалтерского учета.

В третьей главе сделаны выводы по организации учета основных средств в части учетной политики предприятия. Разработаны предложения по улучшению и повышению эффективности учета основных средств на ГУП «Варгашинский лесхоз», а именно:

- выявлены противоречия  в учетной политике, связанные с нормативными актами, предложен комплекс мер по их устранению;

- представлены учетные  регистры учета основных средств,  разработанные работниками бухгалтерии  ГУП «Варгашинский лесхоз»;

- учтены все неточности  графика документооборота и предложен более целесообразный его вариант для ГУП «Варгашинский лесхоз».

В приложении представлена классификация основных средств  по основным направлениям, основные проводки по учету объектов основных средств, а также копии документов по учету  основных средств, применяемые на предприятии.

В целом в ходе исследования была собрана и обработана полная и современная информация в части  учета основных средств на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

I Нормативно-правовые документы

1. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ, принят ГД ФС РФ 22.12.1995; (ред. от 25.12.2008) – 139 с.

2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ № 91н от 13 октября 2003 г.

3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.95.

4. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.07.1998; (ред. от 30.12.2008) – 354 с.

5. Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 26 декабря 1994 г. № 359.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н.

7. Постановление Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

8. Приказ Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. №106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.

9. Приказ Министерства  финансов РФ от 6 июля 1999 г. №43н  «Об утверждении Положения по  бухгалтерскому учету «Бухгалтерская  отчетность организации» ПБУ  4/99.

10. Приказ Министерства  финансов РФ от 30 марта 2001 г.  №26н «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

 

11. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996.

12. Федеральный закон от 14.11.2002г. № 161-ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

 

II Научно-методическая литература

13. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский  и налоговый учет: учеб. – 3-е  изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 848 с.

14. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов. - М.: Омега-Л,2005.-656с.

15. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в торговле. Учебное пособие / Под ред. С.А. Новикова, Г.И. Покровской – М.: А - Приф, 2007 – 352 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учет основных средств