Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение теоретических основ порядка формирования и оценки текущего состояния и эффективного использования основных фондов и рассмотрение на практике на примере действующего ГУП «Варгашинский лесхоз».
При написании данной работы ставились следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета основных средств на предприятии;
- сформировать и обозначить законодательно-нормативную базу по регулированию вопросов учета основных средств;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

- и иные виды деятельности, не запрещенные законом для  данного вида предприятия на  территории РФ.

Имущество предприятия  формируется за счет:

- имущества, закрепленного  за предприятием, на праве хозяйственного ведения Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области;

- доходов предприятия  от его деятельности;

- иных не противоречащих  законом источников.

Плоды деятельности, продукция и  доходы от использования имущества  находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, является собственностью учредителя и поступает в хозяйственное ведение предприятия.

Размер уставного фонда предприятия  составляет 500 000 (пятьсот тысяч) рублей. Источниками его формирования являются имущество, переданное предприятию по передаточному акту от ГУ «Варгашинский лесхоз» и прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности.

Предприятие не вправе передавать принадлежащее  ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества предприятия.

Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется предприятием в установленном порядке на следующие цели:

- внедрение, освоение новой техники  и технологий;

- создание фондов предприятия,  в том числе предназначенных  для покрытия убытков;

- строительство, пополнение, реконструкцию и обновление основных производственных фондов;

- создание фондов для материального  стимулирования, обучения и повышения  квалификации работников предприятия.

Предприятие создает резервный  фонд, который составляет не ниже 15% уставного фонда предприятия, если иное не установлено законодательством РФ. Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений в размере 15% от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного настоящим пунктом Устава.

Предприятие осуществляет оперативный  и бухгалтерский учет результатов  финансово-хозяйственной деятельности, ведет статистическую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в  соответствующие органы в порядке  и в сроки, установленным действующим законодательством. Не позднее 1 апреля направлять Учредителю копию годового баланса с приложениями. Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным направлять Учредителю копию бухгалтерского баланса Ф-1 и отчета о прибылях и убытках Ф-2.

 

2.2 Организационная структура предприятия и структура управления

Структура  организации  – упорядоченная совокупность её отдельных элементов. Общая организационная  структура образована составляющими  данную организацию подразделениями.

Организационная структура  управления – совокупность управленческих звеньев, расположенных  в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющими и управляемой системой. Структура состоит из отдельных элементов – звеньев (отделов), уровней (ступеней). К звеньям управления относятся структурные подразделения, отдельные специалисты. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии.

В качестве одной  из форм организации выступает структура  подразделений. Необходимо структурировать  основные задачи лесхоза и разделить  их между менеджментом (руководством), администрацией и подразделениями. Менеджмент отвечает за стратегическую направленность лесхоза, администрация – за надзор за выполнением бесхозяйственных задач и оборот денежных средств внутри лесхоза. Лесничества и перерабатывающие подразделения работают максимально независимо. Внедрение структуры подразделений не подразумевает потерю власти у директора. Ответственность и компетенция делегируются, но контролирующие функции остаются за директором, менеджментом и лесной администрацией.

Организационная структура управления ГУП «Варгашинский  лесхоз» представлена в виде схемы  на рисунке 1.

Данная организационная  структура является линейно-функциональной и имеет бюрократический тип  управления. Охарактеризуем звенья данной структуры.

В управленческий аппарат входят директор лесхоза и непосредственно его заместители:  главный лесничий, главный инженер, главный механик, главный бухгалтер, заместитель директора по кадровым вопросам и главный экономист. Аппарату управления подчиняются соответствующие отделы, которые руководят в свою очередь определенными видами деятельности лесхоза. Теперь разберем подробнее кто, чем занимается в лесхозе.

 

Рисунок 1 –  Схема организационной структуры  управления ГУП «Варгашинский лесхоз»

 

Директор лесхоза  – это главный руководитель, управляющий предприятием в соответствии с его уставом, обеспечивающий потребности и интересы владельца лесного хозяйства, вырабатывающий политику предприятия и способствующий её практической реализации, имеющий право первой подписи на денежных документах и обладающий правом приема и увольнения с работы сотрудников. Лесхоз занимается довольно обширным кругом деятельности, и как следствие, директор не может одновременно продуктивно и эффективно управлять всем предприятием, поэтому ему необходим штат его заместителей. Они обеспечивают реализацию политики для функционирования предприятия, разработанную высшим руководством, отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов и за их исполнение.

Главный бухгалтер – должностное лицо предприятия, обеспечивающее организацию бухгалтерского учета, контроль  и отражение  на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, предоставление оперативной информации руководителю, составление промежуточной и итоговой бухгалтерской отчетности предприятия.

Заместитель директора по кадрам, информации и социальным вопросам  выполняет обязанности по подбору  сотрудников и предоставлению их резюме руководителю предприятия, предоставляет  информацию о деятельности предприятия заинтересованным лицам, а также занимается вопросами социального характера.

Главный лесничий – должностное  лицо государственного органа управления лесным хозяйством, осуществляющее руководство  непосредственно ведением лесного  хозяйства в лесах лесничества, являющегося основным структурным подразделением лесхоза. Лесничества в свою очередь занимаются восстановлением леса после вырубки, уходом за ним, лесоразведением и другими лесохозяйственными мероприятиями, повышающими продуктивность леса; отводят лесосеки, осуществляют охрану леса от пожаров, порубок, вредителей и болезней.

Главный инженер занимается руководством над процессами обработки  спиленного леса и валежника, а также  руководит строительными работами на участках.

Главный механик – главный специалист, отвечающий за эксплуатацию механического оборудования, за своевременный ремонт технических и автотранспортных средств на территории лесного хозяйства.

Главный экономист  отвечает за разработку системы бюджетирования предприятия, осуществляет контроль исполнения бюджета, а также за подготовку периодической  и управленческой отчетности.

Аппарату управления подчиняются  специалисты – это сотрудники, обладающие специальными знаниями, имеющие среднее или высшее образование. К ним относятся лесничие, механики, инженеры, экономисты и бухгалтеры.

Главный бухгалтер  управляет штатом бухгалтеров, который  образует такое структурное подразделение  как бухгалтерия. Сюда входит бухгалтер материального стола, бухгалтер-кассир и заместитель главного бухгалтера по заработной плате.

В подчинении у  главного лесничего находятся лесничие, занимающиеся деятельностью на отдельных  отведенных участках лесхоза. Лесничие осуществляют уход за лесом, занимаются лесоохотничьим хозяйством, а также  побочным лесопользованием и сельским хозяйством. Также в подчинении лесничего находится питомник – хозяйство, занятое выращиванием посадочного материала (сеянцев и саженцев)  лесных древесных и кустарниковых пород.

В подчинении у  главного инженера находится штат инженеров. В их обязанности входит прием спиленного леса на лесопунктах и, если это валежник, на лесоучастках; контроль над ведением работы с лесов в цехе деревообработки и поступлении готовой продукции на склад; контроль на этапах строительства на строительных участках.

Главный механик  осуществляет руководство над отделом  механиков. Механики в свою очередь  ведут осуществление и контроль над выполнением работ в ремонтно-механических мастерских, гаражных работ, транспортным хозяйством и энергохозяйством лесного  хозяйства.

В подчинении у  главного экономиста находится производственно-экономический  отдел, который включает в себя отдел  сбыта и маркетинга (занимается предложением и продажей готовой продукции  оптовым и розничным покупателям), отдел планирования и нормативная  группа (занимается исследованием, планированием и экономическим сопровождением финансово-хозяйственной деятельности предприятия), а также центральный склад лесного хозяйства (занимается приемом, хранением и отпуском покупателю готовой продукции).

К третьей категории работников относятся технические исполнители – это люди, обслуживающие процесс управления (секретари, подсобные рабочие, сторожа, курьеры, дровосеки). Они имеют специальную профессиональную техническую подготовку  и выполняют вспомогательные функции.

Все категории  работников тесно взаимодействуют  для обеспечения оптимального достижения цели организации.

Организационная структура ГУП «Варгашинский лесхоз» предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она является эффективной так как максимально препятствует попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций.

 

2.3 Организация  бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  на ГУП «Варгашинский лесхоз», законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель лесного хозяйства Мартынов Анатолий Николаевич.

Ведение бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной  деятельности ГУП «Варгашинский  лесхоз», исходя из приказа руководителя, Осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Нормативной базой  для ведения бухгалтерского учета  на предприятии является учетная политика (Приложение 3), в которой утверждается:

- рабочий план  счетов, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета (Приложение 4);

- формы учетных  регистров бухгалтерского учета,  предназначенные, в соответствии  с п. 1 ст. 10 ФЗ № 129-ФЗ, для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, а также для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности операций, возникших в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые ведутся автоматизированным способом;

- график документооборота (Приложение 5);

- порядок контроля  за хозяйственными операциями.

Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме с использованием бухгалтерской  программы 1-С: Бухгалтерия 7.7.

         Упорядочиванию и облегчению всей учетной работы, а также своевременности оформления и отражения в учете операций способствует разработанный график документооборота. 

Учет основных средств на предприятии ведет  главный бухгалтер. К основным средствам  относятся средства, срок полезного использования которых более 12 месяцев, стоимость более 20000 рублей, приносят доход в течение срока полезного использования и не предназначены для продажи.  К основным средствам ГУП «Варгашинский лесхоз» относятся здания и сооружения, земельные участки и объекты природопользования, транспортные средства, передаточные устройства машины и оборудование, вычислительная техника, производственный и хозяйственный  инвентарь.

Все основные средства ГУП «Варгашинский лесхоз» принадлежат  Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области и переданы лесхозу на праве хозяйственного ведения.

В ГУП «Варгашинский  лесхоз» основные средства принимаются  к учету по первоначальной стоимости, их переоценка не производится, а в  бухгалтерском балансе отражаются по остаточной стоимости за минусом амортизации.

Единицей учета  основных средств на предприятии  является инвентарный объект, т.е. устройство, предмет или комплекс предметов, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. Для обеспечения контроля над сохранностью основных средств каждый инвентарный объект имеет свой инвентарный номер, который сохраняется за ним весь срок нахождения на предприятии. Например, трактор Белорус МТЗ 82, находящийся в ведении лесхоза, имеет инвентарный номер М000000024.

Основные средства на предприятие могут поступать  от поставщиков, создаваться самой  организацией подрядным или хозяйственным  способом, могут быть получены безвозмездно.

Принятие к  учету основных средств оформляется  актом приемки-передачи основных средств ОС – 1 (Приложение 6) или актом приемки-передачи здания, сооружения (Приложение 7). Акт составляется автоматизированным способом на каждый объект основных средств. К акту прилагается техническая документация (например, кадастровый паспорт здания представлен в приложении 8), которая после открытия инвентарной карточки ОС – 6 (Приложение 9) передается в соответствующий отдел по месту эксплуатации. В акте указывается наименование объекта, дата его изготовления, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, дата принятия его к учету, краткая характеристика объекта, заключение комиссии об его состоянии, пригодности и другие сведения.

Информация о работе Учет основных средств