Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение теоретических основ порядка формирования и оценки текущего состояния и эффективного использования основных фондов и рассмотрение на практике на примере действующего ГУП «Варгашинский лесхоз».
При написании данной работы ставились следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета основных средств на предприятии;
- сформировать и обозначить законодательно-нормативную базу по регулированию вопросов учета основных средств;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Для обобщения  информации о наличии и движении собственных основных средств ГУП  «Варгашинский лесхоз» используется счет 01.1 «Основные средства в организации». Синтетическим регистром учета поступления и наличия основных средств является оборотно-сальдовая ведомость (карточка счета) по счету 01.1., представлена в приложении 10.

Стоимость приобретенных основных средств отражается проводкой Дт 08 Кт60. Стоимость затрат на изготовление объектов основных средств отражается – Дт08 Кт10,69,70. Веден объект в эксплуатацию – Дт01.1 Кт08.

При приобретении основного средства НДС отражается на счете 19.1 «НДС при приобретении основных средств». Начисляется – Дт 19.1 Кт68, возмещается – Дт68 Кт19.1.

Стоимость объектов основных средств погашается путем  начисления амортизации. На ГУП «Варгашинский  лесхоз» амортизация начисляется  линейным способом ежемесячно в автоматизированном режиме. Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев, но стоимостью менее 20 000 рублей списываются на дату принятия к бухгалтерскому учету по мере отпуска их в эксплуатацию без оприходования в качестве объекта основного средства.

Для отражения  начисленной амортизации по объектам основных средств используется счет 02.1. «Износ основных средств». Синтетическим  регистром учета начисления амортизации  по основным средствам является оборотно-сальдовая  ведомость по счету 02.1. Амортизация начисляется за счет счетов затрат, относящихся на счет 20 «Основное производство» проводкой Дт20 Кт02.1. Списание сумм начисленной амортизации отражается Дт 01.1. Кт 02.1.

Объекты основных средств имеют длительный срок службы и, в процессе их эксплуатации, часто возникает необходимость в их ремонте. По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонт основных средств, характеризующиеся разной сложностью, объемом и сроками выполнения. Поскольку на предприятии не создается резерв на ремонт основных средств, то расходы на ремонт производственных основных средств учитываются в том периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Дт 20 Кт 10,69,70.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить периодическую проверку наличия числящегося на балансе имущества, его сохранности и правильности хранения, т.е. инвентаризацию. Цель инвентаризации – выявить фактическое наличие и полное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию, уточнить данные бухгалтерского учета.

Инвентаризация  основных средств на ГУП «Варгашинский  лесхоз» проводится 1 раз в 2 года по состоянию на 1 ноября. Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя (Приложение 11), которая осуществляет проверку правильности использования и хранения основных средств. В результате проведения инвентаризации составляется Инвентаризационная опись ИНВ – 1, в 1 экземпляре по каждому местонахождению ценностей и по каждому материально ответственному лицу (приложении 12). Описи подписываются членами инвентаризационной комиссии, материально ответственными лицами и передаются в бухгалтерию. Если в ходе инвентаризации выявлены расхождения фактического наличия с данными бухгалтерского учета, то составляется сличительная ведомость ИНВ – 18. При этом излишки объектов основных средств приходуются записью Дт01.1. Кт 91.1., а недостачи списываются на виновных лиц по остаточной стоимости – Дт91.2. Кт01.1. и удерживаются из заработной платы Дт70 Кт 73.3.

В процессе деятельности ГУП «Варгашинский лесхоз» может  происходить выбытие основных средств  в результате ликвидации за счет ветхости и устаревания, уничтожения при стихийных бедствиях, передачи основного средства другому подразделению предприятия и вследствие реализации объекта при его ненадобности.

Списание объектов основных средств осуществляется комиссией  путем составления акта на списание основного средства ОС – 4 (Приложение 13). На основании акта, утвержденного директором, бухгалтерия делает отметку о выбытии объекта основного средства в инвентарной карточке.

В акте указывается  дата списания, наименование основного  средства, причина списания, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации основного средства.

Для обобщения  информации о выбывающем объекте  ГУП «Варгашинский лесхоз» использует счет 01.2. «Выбытие основных средств».

Синтетическим учетным регистром по основным средствам  является оборотно-сальдовая ведомость (карточка счета)по счету 01.2., представлена в приложении 14.

Списание первоначальной стоимости выбывающего объекта  отражается проводкой Дт 01.2. Кт 01.1., а остаточной стоимости – Дт 91.2. Кт 01.2. При ликвидации основного  средства могут остаться запасные части, материалы, которые приходуются проводкой Дт10 Кт91.1. Списание суммы начисленной амортизации по выбывающему объекту отражается Дт 02.1. Кт01.2.  Выручка от реализации объекта отражается Дт62 Кт 91.1. Начисление НДС на стоимость реализованного объекта отражается проводкой ДТ91.2. Кт 68.2., а списание НДС – Дт68.2. Кт19.1.

 

2.4 Оценка системы  бухгалтерского учета на ГУП  «Варгашинский лесхоз»

При оценке эффективности  и надежности системы бухгалтерского учета ГУП «Варгашинский лесхоз» были подвергнуты проверке следующие стороны хозяйственной деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта:

  • учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
  • организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности – структура бухгалтерии;
  • распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;
  • организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
  • порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
  • порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
  • критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажения бухгалтерской отчетности особенно высок.

Оценка системы  бухгалтерского учета ГУП «Варгашинский  лесхоз» для наглядности представлена в приложении 15.

При проверке использовалась законодательно-нормативная база по бухгалтерскому учету. В её состав входят: ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, НК РФ, ГК РФ, План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, Методические рекомендации. Организация системы бухгалтерского учета соответствует действующим нормативным документам лишь в практической его части, а на нормативном уровне допущены неточности в учетной политике ГУП «Варгашинский лесхоз».

Система бухгалтерского учета ГУП «Варгашинский лесхоз» является эффективной, так как в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются все необходимые требования:

  • операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
  • операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
  • операции правильно и в соответствии с действующим законодательством и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;
  • зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
  • ограничена возможность появления злоупотреблений.

В ходе оценки системы  бухгалтерского учета было проведено  ознакомление с внутренними документами  ГУП «Варгашинский лесхоз», которые  касаются организации, постановки и  ведения бухгалтерского учета и  были выявлены нарушения и неточности, а в частности:

  • учетная политика организации не совсем соответствует нормативному стандарту ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», а именно: приказа об утверждении учетной политики составлен не верно, нет четкого разделения на организационно-технический раздел и на разделы для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • в пункте 6 учетной политики ГУП «Варгашинский лесхоз» указано, что инвентаризация основных средств проводится один раз в два года, что противоречит нормативному стандарту ПБУ 6/01 «Учет основных средств», где прописано что инвентаризация объектов основных средств на предприятии должна проводится не реже одного раза в год;
  • в учетной политике не существует приложения с формами первичных учетных документов, хотя в пункте 5 это указано;
  • приказ об утверждении учетной политики ГУП «Варгашинский лесхоз» отдан от 20 марта 2009 года, а все приложения к учетной политике констатируются 2002 годом, что не целесообразно для данного нормативного документа;
  • в учетной политике опущен тот пункт, где должно быть указано, как проводиться начисление амортизации (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).

Система бухгалтерского учета – совокупность конкретных форм и методов, зафиксированных  в учетной политике предприятия, обеспечивающих возможность для  данного предприятия вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении путем сплошного, непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов.

За организацию  бухгалтерского учета на предприятии отвечает директор. Он назначает на должность главного бухгалтера, а тот в свою очередь создает бухгалтерию.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ГУП «Варгашинский лесхоз» на правах службы и подчиняется непосредственно  директору лесхоза.

Бухгалтерская служба в своей деятельности руководствуется  действующими нормативными правовыми  актами, регулирующими бухгалтерский  и налоговый учет, приказами, распоряжениями и указаниями руководителя предприятия  по основной деятельности и по личному составу, а также положением о бухгалтерской службе.

Основными задачами бухгалтерской службы являются ведение  бухгалтерского и налогового учета  финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей.

В штатный состав бухгалтерской службы входят главный  бухгалтер, бухгалтер – кассир, бухгалтер  материального стола и заместитель  главного бухгалтера, функциональная структура которого представлена на рисунке 2.

 

 


 




 

 

 

 

Рисунок 2 – Схема бухгалтерской  службы ГУП «Варгашинский лесхоз»

 

Всю полноту ответственности  за качество и своевременность выполнения возложенных на бухгалтерскую службу задач и функций несет главный  бухгалтер предприятия. Также главный бухгалтер лесхоза устанавливает служебные обязанности работников бухгалтерии в должностных инструкциях, утверждаемых руководителем предприятия по предоставлению главного бухгалтера. Непосредственно в обязанности главного бухгалтера входит начисление и выплата заработной платы; организация налогового учета доходов, расходов, имущества и иных объектов; систематизация положений, инструкций и других нормативных актов по вопросам организации и ведения бухгалтерского и налогового учета; составление и представление в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетности, отчетности в государственные социальные внебюджетные фонды, налоговых деклараций и пояснений к ним.

Заместитель главного бухгалтера осуществляет предварительный контроль за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций, отражение этих операций на счетах бухгалтерского учета и в отчетности; участвует  в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; осуществляет мероприятия по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ; обеспечивает контроль за хранением бухгалтерских документов, регистров учета, иных документов, связанных с деятельностью бухгалтерской службы и бухгалтерского архива.

Бухгалтер материального стола занимается организацией бухгалтерского учета основных фондов, материально-производственных запасов и других ценностей предприятия; принимает меры к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений; проводит инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении; осуществляет контроль за своевременным проведением инвентаризации активов и обязательств предприятия и присутствует лично, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Информация о работе Учет основных средств