Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:48, дипломная работа
Цель исследования – разработка мероприятий по улучшению организации учета и системы внутреннего контроля операций с наличными денежными средствами в организации на основании проведения анализа действующей учетной работы по учету и контролю наличных денежных средств на предприятии в современных условиях на материалах ООО «Смоленский комбинат хлебобулочных изделий».
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты организации учета и системы контроля наличных денежных средств в организациях в современных условиях;
дать правовую и организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия ООО «Смоленский комбинат хлебобулочных изделий»;
охарактеризовать организацию учетной и экономической работы на рассматриваемом предприятии в настоящее время;
провести характеристику организации учета и контроля денежных средств;
разработать мероприятия по улучшению организации учета и системы внутреннего контроля денежных средств для данного предприятия.
Введение….………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты организации учета и контроля операций
с наличными денежными средствами в коммерческой организации……………….....6
1.1 Денежные средства предприятия: понятие, значение и сущность………………...6
1.2 Нормативно-правовая база учета наличных денежных средств…………………...9
1.3 Порядок учета наличных денежных средств на предприятии…………..………..17
1.4 Система контроля операций с наличными денежными средствами…………......28
Глава 2. Характеристика организации учета и контроля операций с наличными
денежными средствами в ООО «Смоленский комбинат хлебобулочных изделий»…35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………………..35
2.2 Особенности организации бухгалтерского учета на предприятии…………….....49
2.3 Оценка организации учета наличных денежных средств на предприятии……....58
2.4 Контроль операций с наличными денежными средствами на предприятии…….66
Глава 3. Мероприятия по улучшению организации учета операций с наличными
денежными средствами в ООО «Смоленский комбинат хлебобулочных изделий»..72
3.1 Недостатки учета денежных средств и пути их устранения на предприятии……….72
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля
наличных денежных средств на предприятии………………………………………....76
Заключение……………………………………………………………………………….83
Список используемых источников…….……….……………………………………….88
Приложения……………………………………………………………………………....91
1.2 Нормативно-правовая база учета наличных денежных средств
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления[1, ст.71].
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1998г. № 283 (в редакции от 12.11.2010г.) и Распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998г. № 382 – Р (в редакции от 15.08.2010г.)[22, с.19].
С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерского учета в период перехода к рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в декабре 1997г., в которой были сформулированы принципы построения российской системы бухгалтерского учета в ближайшие десять или пятнадцать лет.
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень — законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других Федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете». Сюда относится: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (в редакции № 339-ФЗ от 28.11.2011г.) «О бухгалтерском учете» и другие законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы учета и отчетности в Российской Федерации.
Второй уровень — Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые Правительством России. В настоящее время издано двадцать Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета по финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по их применению.
Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые носят обязательный характер. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной политики.
Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации[22, с.20].
Нормативно-правовые документы отражают реальные процессы, происходящие в Российской Федерации, и способствуют соответствию отечественного учета международным стандартам финансовой отчетности.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении России. Это означает, что порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления[1, ст.71].
Правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998г. № 283 (в редакции от 12.11.2010г.) и Распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998г. № 382-Р (в редакции от 15.08.2010г.)[22, с.19].
Министерство финансов РФ, в частности находящийся в его составе Департамент по методологии бухгалтерского учета и отчетности, разрабатывает положения, регулирующие вопросы методологии ведения бухгалтерского учета в организациях.
Приказом Минфина России от 29.07.1998г. № 34н (в редакции № 186-н от 24.12.2010г.) было утверждено Положение «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Положение включает шесть разделов: общие положения, основные правила ведения бухгалтерского учета, основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, основные правила сводной бухгалтерской отчетности, хранение документов бухгалтерского учета.
В первом разделе – дается понятие бухгалтерского учета, его объектов, задач, отмечается, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, перечисляются основные вопросы, которые должны включаться в приказ об учетной политике организации.
Второй раздел – включает требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, порядок документирования хозяйственных операций и ведения регистров учета, порядок оценки имущества и обязательств, проведения инвентаризации.
В третьем разделе – устанавливаются правила составления и представления отчетности: требования к отчетности и ее содержание, правила оценки статей бухгалтерской отчетности: незавершенное капитальное строительство, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал и резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) предприятия.
В четвертом разделе – регламентирован порядок представления бухгалтерской отчетности: кому представлять отчетность, состав форм, входящих в отчетность, сроки представления отчетности, порядок ее утверждения, публикация отчетности (в случае если это предусмотрено соответствующим законодательством)[31, с.22].
В пятом разделе – излагаются основные правила сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия, у организации дочерних и зависимых обществ, а также в министерствах и других федеральных органах исполнительной власти по унитарным предприятиям, по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размеров доли).
Сводная годовая отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляется Министерству финансов РФ, Министерству экономики, Госкомстату РФ: по унитарным предприятиям — не позднее 25 апреля следующего за отчетным годом, по акционерным обществам и товариществам — не позднее 01 августа следующего за отчетным годом.
В шестом разделе – приводится порядок хранения бухгалтерских документов, установленный в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (но не менее пяту лет). Отмечается, что первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации[31, с.23].
Помимо данного Положения, организация бухгалтерского учета на предприятиях, а также учета денежных средств осуществляется на основании документов:
Указанные документы отражают реальные процессы, происходящие в Российской Федерации, и способствуют соответствию учета международным стандартам финансовой отчетности[22, с.21].
В последние годы в системе ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики предприятие должно обязательно исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций и писем Министерства Финансов РФ и других нормативных документов, плана счетов.
Бухгалтерский учет денежных средств на предприятии ведется на основании следующих основных нормативно-правовых документов:
Перечисленные федеральные законы и нормативно-правовые документы регулируют деятельность предприятий любых организационно-правовых форм в целом, организацию и ведение бухгалтерского учета на них, порядок ведения и составления отчетности на предприятиях[26, с.17].
Непосредственно отражение учета денежных средств осуществляется в ПБУ:
1. Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская
В данном положении отражается установление состава, содержания и методических основ формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
Положение не применяется при формировании: отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения[34, с.11].
2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999г. № 32-н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 08.11.2010г. № 144-н.
В положении отражается установление правил формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации признают доходы от предпринимательской и иной деятельности[34, с.12].
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.1999г. № 33-н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 27.04.2012г. № 55-н.
В данном положении отражается установление правил формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации[34, с.12].
Помимо перечисленных документов, существуют также нормативно-правовые документы, регулирующие непосредственно учет расчетных операций на предприятии:
Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Советом директоров Центрального Банка России (в редакции Указаний ЦБ РФ от 30.10.2002г. №1201-У); Положением «О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 04.10.1993г. № 18 и др. Эти нормативные документы предусматривают: наличие специально оборудованного помещения кассы, оснащенного охранной сигнализацией; ведение кассовой книги и других кассовых документов установленной формы; прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (Правительством РФ утвержден перечень отдельных категорий организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин); хранение свободных денежных средств в учреждениях банков; расходование наличных денег, полученных из банков, строго на цели, указанные в чеке; хранение наличных денег в кассе в пределах лимитов, установленных банком после согласования с руководством. Исключение составляют денежные средства, взятые в банке для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий, которые могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке[16, с.24].
Информация о работе Учет и контроль операций с наличными денежными средствами