Учет и аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств. Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета и аудита основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств.

Оглавление

Учет основных средств…………………………………………………….........5
1.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка ………………5
1.2 Учет поступления основных средств …………………………………… 9
1.3 Учет амортизации основных средств ……………………………………23
1.4 Учет расходов на модернизацию и реконструкцию основных средств..32
1.5 Учет расходов на ремонт основных средств ………………………….34
1.6 Учет аренды основных средств …………………………………………39
1.7 Учет переоценки основных средств …………………………………….47
1.8 Инвентаризация основных средств ……………………………………..50
Аудит основных средств………………………………………………………55
2.1 Понятие и цели аудита …………………………………………………..55
2.2 Методика проведения аудита основных средств ……………………….56
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсач Бух учет2.docx

— 119.72 Кб (Скачать)

 

1.5 Учет расходов на ремонт основных средств

Если  модернизация и реконструкция относятся к работам капитального характера, то текущий, средний и капитальный ремонты, а также технический осмотр и уход относятся к работам некапитального характера.

Ремонт - это совокупность работ по поддержанию основных средств в рабочем состоянии, т.е. восстановление исправности или работоспособности объекта основных средств или его составных частей, предотвращения их интенсивного износа. В процессе ремонта производится восстановление физико-технических показателей основных средств, замена или восстановление отдельных частей объекта.

Расходы на все виды ремонтов (текущий, средний и капитальный) объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а в торговых организациях - в издержки обращения.

До начала ремонта, а также модернизации и  реконструкции, руководитель организации своим приказом назначает состав технической службы для предварительного обследования объектов основных средств и составления акта формы ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования», на основании которого после утверждения руководителем составляется сметно-техническая документация и график работ. Должна быть оформлена вся документация по ремонту: требования на отпуск материалов, лимитно-заборные карты, накладные, акты приемки- сдачи работ и др.

Капитальный ремонт проводится в соответствии с планом ремонта. Во время капитального ремонта оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборки агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов, сборка, регулирование и испытание объекта. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные конструкции и детали. Прием объектов по окончании капитального ремонта производится по акту о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3). На сумму капитального ремонта первоначальная стоимость объектов основных средств не увеличивается.

Аналитический учет расходов по капитальному ремонту ведется отдельно по каждому объекту основных средств и в разрезе статей затрат.

Фактические затраты по ремонтным работам, включаемым в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в бухгалтерском учете записями по дебету счетов 20  «Основное производство», 23 «Вспомогательное производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию» и других в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - при осуществлении работ под- рядным способом и по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других - при осуществление работ хозяйственным способом.

Ремонт  основных средств может проводиться в соответствии с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемым организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин.

При проведении капитального ремонта учет затрат ведется по отдельным объектам или группам основных средств.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции, связанные с ремонтом основных средств, отражаются:

  • по дебету счетов учета затрат - по мере осуществления работ, связанных с ремонтом;
  • по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» - в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в состав себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с законодательством:
  • при образовании резерва расходов на ремонт основных средств;
  • при создании ремонтного фонда для проведения особо сложных ремонтов в течение ряда лет;
  • по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с равномерным их включением в течение отчетного периода в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с законодательством.

Образование резерва расходов на ремонт основных среда и предусматривается учетной  политикой организации.

Для учета  формирования и использования резерва  расходов на ремонт основных средств  в бухгалтерском учете используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Формирование резерва в бухгалтерском учете отражается записями по дебету счетом учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов». При образовании резерва расходов па ремонт основных средств фактические расходы на ремонт списываются за счет этого резерва и отражаются в бухгалтерском учете записью по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» н корреспонденции с кредитом затратных счетов (при выполнении ремонтных работ хозяйственным способом) и счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при выполнении работ подрядным способом).

Правильность  образования и использования  сумм резерва расходов на ремонт на конец года проверяется и при необходимости корректируется:

  • если фактические затраты превышают начисленный резерв расходов на ремонт, то сумма превышения относится на затраты. Исключение составляют случаи, когда срок окончания ремонтных работ приходится на следующий отчетный год (январь). Тогда в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;
  • излишне начисленная сумма резерва по окончании ремонтных работ корректируется методом «красное сторно».

Учетной политикой организации  в соответствии с отраслевыми нормативными документами предусматривается порядок формирования ремонтного фонда, нормативы производимых отчислений.

Отчисления  в ремонтный фонд отражают в издержках  производства или обращения в соответствии с законодательством.

Образование ремонтного фонда в соответствии с установленными организацией нормативами отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Ремонтный фонд».

При неизменной учетной политике организации остаток  образованного ремонтного фонда в конце года не сторнируется.

Расходы по неравномерно проводимому ремонту  в течение отчетного периода  могут отражаться на счете 97 «Расходы будущих периодов». На конец отчетного года расходы, отраженные на счете 97 «Расходы будущих периодов», списываются в состав издержек производства (обращения) или могут быть отражены на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» в пределах числящегося резерва на проведение ремонтных работ.

Записи  по счетам будут следующие.

Таблица 5.1- Учет расходов на ремонт основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

Стоимость материалов, используемых для  ремонта основных средств хозяйственным  способом

23-3

10

Расходы по оплате труда

23-3

70

Отчисления в Фонд социальной защиты населения и в Белгосстрах

23-3 23-3

69-1

76-2

Прочие расходы на ремонт основных средств

23-3

25,26

Списание расходов на ремонт на себестоимость  продукции (работ, услуг)

20

23-3

Списание расходов на ремонт на счет «Расходы будущих периодов»

97

23-3

Списание расходов на ремонт за счет резерва «Ремонтный фонд»

96

23-3


 

Исходя  из бухгалтерских проводок видно, что  расходы на ремонт основных средств в соответствии с приказом руководителя организации об учетной политике могут списываться путем:

  1. включения в себестоимость отчетного периода;
  2. за счет созданного резерва для ремонта;
  3. с отнесением на расходы будущих периодов с ежемесячным списанием на себестоимость.

Ремонт  основных средств (особенно транспортных) может производиться подрядным  способом за счет тех же источников.

 

Таблица 5.2- Учет расходов на ремонт основных средств подрядным способом

Содержание операции

Дебет

Кредит

Расходы по проведению ремонта по счету  подрядчика

20

60

НДС по счету подрядчика

18-31

60

Списание расходов по ремонту за счет резерва НДС

96-1

60

подрядчика

18-31

60

Отнесение расходов по ремонту на счет 97 НДС

97

60

подрядчика

18-31

60

Перечисление платежа подрядчику (с НДС)

60

51

НДС «оплаченный»

18-32

18-31


 

На себестоимость  относятся расходы на ремонт предприятий  общественного питания и медицинских  учреждений, обслуживающих рабочих и служащих данной организации.

По непроизводственным основным фондам стоимость ремонтов на себестоимость не относится, а списывается за счет внереализационных доходов:

  1. Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйство» К-т 10,70,69 и др.;
  2. Д-т 92 К-т29.

 

1.6 Учет аренды основных средств

В условиях рыночной экономики широко распространяется аренда основных средств. В практике применяются две формы аренды:

    1. обыкновенная (текущая) аренда отдельных объектов основных средств без права выкупа имущества (помещения, оборудование);
    2. финансовая, или долгосрочная, аренда предприятий, цехов, оборудования, которая предполагает передачу имущества арендатору в полное владение с последующим выкупом по остаточной (выкупной) стоимости основных средств или передача без выкупа и создание арендных предприятий на базе государственных. Выкупная стоимость определяется обеими сторонами и фиксируется в договоре аренды.

К сведению, в зарубежной практике по срокам действия аренда делится:

1) на краткосрочную (рентинг) - до 1 года;

2) среднесрочную (хайринг) - от 1 года до 3 лет;

3) долгосрочную (лизинг) - свыше 3 лет.

В нашей  экономике широкое распространение получила финансовая аренда - лизинг, когда арендодатель за счет своих средств приобретает для арендатора по заявке последнего необходимое для его производственных целей оборудование у определенного поставщика и передает во временное владение и пользование, сохраняя за собой право собственности.

Аренда  допускается во всех отраслях народного  хозяйства и в отношении движимого  и недвижимого имущества: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, земельные участки, обособленные природные объекты.

Передача  имущества во временное владение и пользование оформляется договором  аренды (имущественного займа), в котором указываются необходимые данные об имуществе, передаваемом в аренду (наименование, состав, себестоимость, срок аренды, сумма арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон (начисление амортизации основных средств, проведение ремонтов), уплата земельного налога, уплата коммунальных услуг по зданиям и др.).

Имущество, предоставленное в аренду или полученное, должно отражаться в бухгалтерском учете отдельно.

Передача  объекта в аренду оформляется  актом (накладной) приема-передачи основных средств.

Основные  средства у арендодателя как его  собственность продолжают числиться  на счете 01 «Основные средства». Бухгалтерия арендодателя делает отметку в инвентарной карточке объекта о передаче его в аренду, и копия инвентарной карточки передается арендатору, который зачисляет объект аренды на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» без использования двойной записи по счетам, т.е. получение отражается по дебету счета 001, а при возврате их арендодателю - по кредиту этого счета.

Амортизацию по переданному в аренду объекту при текущей аренде начисляет арендодатель, но относит ее не на затраты своего производства, а в уменьшение дохода от аренды, т.е. в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы» и в кредит счета 02 «Амортизация основных средств», если аренда не является основной деятельностью предприятия.

Если  же передача основных средств, нематериальных активов является основным видом деятельности, то амортизация по переданным в аренду объектам отражается в составе расходов по обычным видам деятельности:

Д-т 20, 23,25, 26,44 К-т 02.

Основным  видом экономической деятельности организации является такой вид  деятельности, который вносит наибольший вклад, удельный вес в показатель объема производства, объема реализации продукции (работ, услуг) и составляет более 50% от данных показателей. Тогда  бухгалтерия арендодателя будет  отражать начисленную арендную плату как реализацию продукции (работ, услуг):

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 «Реализация».

Если  сдача имущества в аренду не является основным видом экономической деятельности, то арендная плата у арендодателя должна учитываться как операционные доходы на счете 91 «Операционные доходы и расходы»:

Информация о работе Учет и аудит основных средств