Учет и аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств. Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета и аудита основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств.

Оглавление

Учет основных средств…………………………………………………….........5
1.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка ………………5
1.2 Учет поступления основных средств …………………………………… 9
1.3 Учет амортизации основных средств ……………………………………23
1.4 Учет расходов на модернизацию и реконструкцию основных средств..32
1.5 Учет расходов на ремонт основных средств ………………………….34
1.6 Учет аренды основных средств …………………………………………39
1.7 Учет переоценки основных средств …………………………………….47
1.8 Инвентаризация основных средств ……………………………………..50
Аудит основных средств………………………………………………………55
2.1 Понятие и цели аудита …………………………………………………..55
2.2 Методика проведения аудита основных средств ……………………….56
Заключение………………………………………………………………………61
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсач Бух учет2.docx

— 119.72 Кб (Скачать)

2) земельных участков, объектов природопользования, жилищных и библиотечных фондов, объектов лизинга, незавершенного жилищного строительства;

3) имущества, расположенного на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС.

Обязательной  переоценке подлежат числящиеся в бухгалтерском учёте в составе внеоборотных активов основные средства, не завершенные строительством объекты и неустановленное оборудование.

 Наиболее правильный результат  переоценки дают метод прямой оценки и пересчета валютной стоимости имущества. Индексный метод переоценки часто дает завышение стоимости основных средств, а значит, завышение суммы амортизации и себестоимости продукции (работ, услуг) и снижение прибыли. Индексный метод применяется по согласованию с собственником имущества, кроме переоценки не завершенным строительством объектов, полностью самортизированных основных средств или амортизация их завершается в году, следующем за отчетным, основных средств некоммерческих организаций.

При дооценке не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования записи по счетам будут:

Д-т 07,08,10,

К-т 83;

при уценке:

Д-т 07,08,10

К-т 83 - метод  «красное сторно».

 

 

 

1.8 Инвентаризация основных средств

Министерством финансов Республики Беларусь введена  в действие с 1 января 2008 г. № 180 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств.

Для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, выявляются отклонения от учетных данных и принимаются решения по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризаций определяет руководитель организации.

Обязательная  ежегодная инвентаризация должна быть начата не ранее 1 ноября и закончена до 31 декабря отчетного года. Конкретная дата начала инвентаризации устанавливается приказом руководителя. Также приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При значительном объеме имущества, при наличии филиалов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

До начала инвентаризации комиссия проверяет  наличие и состояние инвентарных  карточек (инвентарных книг), технические паспорта и другую документацию. В присутствии должностных и материально ответственных лиц (руководителей цехов, отделов, мастеров) члены комиссии осматривают каждый объект основных средств, его техническое состояние, комплектность, использование основных средств по назначению и записывают в инвентаризационную опись фактическое наличие по наименованиям, инвентарным номерам. При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости проверяется наличие документов, подтверждающих собственность организации.

В отдельную  опись записывают выявленные при  инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления объекты основных средств.

Неучтенные  объекты основных средств отражаются в описи по восстановительной  стоимости с учетом рыночных цен. Сумму их износа комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от восстановительной стоимости.

Инвентаризационные  описи используются в бухгалтерии  для внесения изменений в инвентарные  карточки, машинные регистры по учету основных средств. В заключение инвентаризации составляется сличительная ведомость, в которой указывается наименование объектов по местам их нахождения, выявленные неучтенные объекты, недостающие объекты и их стоимость. Протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации.

По всем расхождениям с учетными данными  материально ответственные лица дают письменные объяснения, а затем принимается решение об отражении в учете всех расхождений.

Излишки основных средств независимо от причин их образования по решению руководителя организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на финансовые результаты.

Недостача основных средств в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц, а если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки списываются на финансовые результаты.

Записи  по счетам бухгалтерского учета при  выявлении излишков (неучтенных) основных средств будут следующие: Д-т01

К-т 92-1 - по рыночной стоимости.

При наличии  износа (амортизации):

Д-т01

К-т 02 и

Д-т01

К-т 92-1.

Бухгалтерские проводки по недостачам и хищению  основных средств см. в § 10.8 «Учет выбытия основных средств».

 При инвентаризации основных средств важно знать некоторые особенности заполнения инвентаризационных описей.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально  с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя (при его наличии), года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные  предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов и их инвентарных номеров.

При инвентаризации основных средств, находящихся на ответственном хранении, аренде, оформляется отдельная опись. Один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.

Основные  средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с их основным назначением. Если активы подверглись восстановлению, реконструкции, модернизации или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное их назначение, ю они вносятся в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если  комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений, модернизация и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также  объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные инвентаризационные описи и включаются недостающие и правильные сведения и технические показатели по этим объектам (по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем - по наружному или внутреннему обмеру, площадь - общая полезная площадь, число этажей без подвалов).

Оценка  выявленных инвентаризацией неучтенных активов должна быть произведена  в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается  по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами.

Основные  средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (н дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), должны быть инвентаризованы до момента их временного выбытия или после проведении инвентаризации.

В актах  инвентаризации незавершенного капитального строительства указывается наименование объекта, объем выполненных работ по этому объекту, и заполняется особая форма акта.

В ходе инвентаризации незавершенного капитального строительства проверяется состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, выявляются причины и основание консервации объектов.

На законченные  строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами или не прошли государственную регистрацию, составляются отдельные акты.

Отдельные акты составляются также на законченные, но не введенные в эксплуатацию объекты. В актах необходимо указать причины  задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному; строительству составляются акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого используются соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи выполненных работ, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Перед инвентаризацией  результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее - НИОКР) проверяется реальность фактически произведенных расходов, выполненных работ по каждой теме, заданию, направлению и оформляется акт.

В ходе инвентаризации результатов НИОКР, не оформленных  в установленном порядке, устанавливается  наличие поданной в соответствии с законодательством заявки (декларации и т.п.) на их правовую охрану, защиту и регистрацию.

На результаты по неоконченным (незавершенным) НИОКР, по полученным отрицательным результатам  НИОКР составляются отдельные акты.

 

 

 

 

 

 

 

2.Аудит основных средств

 

2.1 Понятие и цели аудита

Историческая  смысловая нагрузка слова "аудит", определенная латинским "audire", - "слышать, слушать".

Возникновение аудита связано с разделением  интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто  вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

Потребность в услугах аудитора возникла в  связи со следующими обстоятельствами:

- возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

- зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

- необходимость специальных знаний для проверки информации;

- отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и  ряд других причин привели к возникновению  общественной потребности в услугах  независимых экспертов, имеющих  соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих  достоверность финансовой информации и другие, бухгалтерские и консультационные (юридические, налоговые) услуги.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В Большом  бухгалтерском словаре под "аудиторским  контролем" понимается система независимого контроля порядка осуществления  финансово-хозяйственных операций учета и отчетности предприятия. Основной предпосылкой такого контроля является заинтересованность предприятия  в лице их владельцев (акционеров), государства  в лице налоговой службы и аудитора в обеспечении достоверности  учета и отчетности.

В соответствии с международными стандартами аудиторской  деятельности, изданными комитетом  по основным концепциям аудита Американской бухгалтерской ассоциации, "аудит" - это системный процесс получения  и оценки объективных данных об экономических  действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющих результаты заинтересованному пользователю.

 

2.3 Методика проведения аудита основных средств

Целью проверки операций с основными средствами является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций с основными средствами. Исходя из цели, задачами проверки операций с основными средствами являются:

  • определение эффективности работы системы внутреннего контроля по операциям с основными средствами;
  • соблюдение правильности классификации основных средств;
  • контроль своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию основных средств;
  • установление обоснованности оценки и переоценки основных средств;
  • проверка наличия и сохранности основных средств;
  • контроль операций по восстановлению основных средств; проверка операций по амортизации основных средств;
  • определение правильности и законности выбытия основных средств;
  • проверка организации и ведения аналитического учета в разрезе материально ответственных лиц, мест нахождения (эксплуатации) основных средств;
  • проверка правильности документального оформления, учета и налогообложения операций с основными средствами и др.

Информация о работе Учет и аудит основных средств