Учет и анализ материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов и исследование организации учета материально-производственных запасов на ОАО ПО Алтайский шинный комбинат.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- исследовать нормативно - законодательную базу, регулирующую учет материально-производственных запасов;

- обобщить экономическую сущность и методы организации учета материально- производственных запасов;

- провести анализ существующих подходов к автоматизации учета материально-производственных запасов;

- рассмотреть организацию бухгалтерского учета движения материально – производственных запасов в исследуемой организации;

- разработать предложения по усовершенствованию организации учета материально-производственных запасов, улучшению сохранности и повышению эффективности их использования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 7

1.1. Сущность, оценка и классификация материально-производственных запасов 7

1.2. Документальное оформление движения материально-производственных запасов 16

1.3. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 25

1.4. Анализ существующих подходов к автоматизации учета материально-производственных запасов 34

ГЛАВА 2. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА СКЛАДАХ И В БУХГАЛТЕРИИ ОАО ПО АЛТАЙСКИЙ ШИННЫЙ КОМБИНАТ 39

2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО ПО Алтайский шинный комбинат 39

2.2. Учет материально-производственных запасов на складах и в бухгалтерии ОАО ПО Алтайский шинный комбинат 45

2.3. Документальное оформление движения материально-производственных запасов в ОАО ПО Алтайский шинный комбинат 60

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОАО ПО АЛТАЙСКИЙ ШИННЫЙ КОМБИНАТ 65

3.1. Порядок учета поступления и списания материально-производственных запасов в ОАО ПО Алтайский шинный комбинат 65

3.2. Автоматизация учета материально-производственных запасов в ОАО ПО Алтайский шинный комбинат 69

3.3. Пути совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ОАО ПО Алтайский шинный комбинат 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Файлы: 1 файл

Диплом Шин.зав.doc

— 550.50 Кб (Скачать)

       Как уже говорилось выше в состав МПЗ  помимо производственных запасов входят также готовая продукция и товары.

       Балансовая  оценка готовой продукции (себестоимость), как следует из Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  и Методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, может быть двух типов: фактическая и нормативная (плановая). [7]

      Причем  себестоимость может включать как  всю сумму затрат (полная себестоимость), так и лишь прямые затраты (сокращенная  себестоимость).

      Какой именно  из указанных видов оценки будет использоваться при составлении отчетности, предприятие должно установить в своей учетной политике.

       Если  выбран вариант, связанный с исчислением  нормативной себестоимости, необходимо также утвердить ее значение по каждому  наименованию выпускаемой продукции.

       Продукция может выпускаться и отгружаться  покупателям с первых дней месяца, а ее фактическая себестоимость  определится намного позднее. Поэтому  в течение месяца движение готовой  продукции также как и материалов отражается с использованием учетных  цен. В качестве таких цен могут выступать фактическая себестоимость прошлого периода, нормативная себестоимость, договорные цены и т.п. Выбор конкретного варианта учетной цены остается за организацией. [32]

       Применение  оценки готовой продукции по нормативной себестоимости согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Преимуществами этого способа являются удобство при  осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.

       Товары  при поступлении в организацию  оцениваются по стоимости их приобретения (по покупным ценам). Покупной ценой считается уплаченная за товар фактическая величина денежных средств (или ее эквивалента). В случаях предоставления скидок поставщиками покупателям товары учитываются по фактической себестоимости (по цене приобретения за минусом предоставленных скидок). [17]

       Расходы по доставке товаров в зависимости  от условий поставки (франкировки) могут  включать в стоимость приобретения товаров либо в состав расходов на продажу.

       Организациям, занимающимся розничной торговлей, разрешается отражать товары в бухгалтерском учете, как по покупным, так и по продажным ценам с выделением торговых надбавок. 

       1.2. Документальное оформление движения  материально-производственных запасов 

       Первичные документы по поступлению и расходу  производственных запасов являются основной организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением и сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

       Первичные документы по движению должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи  лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения за соблюдением движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

       Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы  в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, собственного производства.

       Поступающие в организацию материалы оформляются бухгалтерскими документами в следующем порядке.

       Вместе  с отгрузкой материально-производственных запасов, поставщик высылает покупателю расчетные документы и другие сопроводительные документы: товарно–транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной, счет – фактуры. Расчетные документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

       По  поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и другим договорным условиям. С целью осуществления контроля за поступлением грузов все поступающие материальные ценности в организацию регистрируются в Журнале учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, номер транспортного документа, дату и сумму расчета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемки запроса о розыске груза.

       В случае приемки экспедитором материальных ценностей на станции прибывшие материалы проверяются по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребность от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест и массы, повреждения груза, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщикам.

       Для получения материалов со склада иногородних  поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в котором указывается перечень материалов подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

       Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятиям и сдает заведующим складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами.

       Материальные  ценности приходуют в соответствии единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

       При отсутствии расхождений между данными  поставщиков и фактическими данными  разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика ставят штамп, в оттиске которого содержится основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

       В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад не соответствует данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензий поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель не заинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступающих на предприятия без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

       Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из служит основанием для списания материалов получателя; второй – для оприходования материалов получателя; третий – расчетов автотранспортной организацией и является приложением к счету за оплату перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно–транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения поступивших грузов с данной накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

       Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства оформляют одно – или многострочными требованиями – накладными, которые выписывают цехи – сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов цеха – сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного ордера. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

       Подотчетные лица приобретают материалы в  организациях торговли за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт, составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственных операций с указанием, места и даты покупки, наименованием и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

       Рассмотрим  документальное оформление расходы  материальных запасов. Материалы отпускаются  со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

       Для обеспечения контроля за расхождением материалов правильного документального  его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, является их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются планово-экономическими службами организации на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

       Все службы организации должны иметь  список должностных лиц, которым  предоставлено право подписывать  документы на получение и отпуск со складов материалов, а также  выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и посчитаны.

       Порядок документального оформления отпуска  материалов прежде всего зависит  от организации производства, направления  расхода и периодичности их отпуска.

       Расход  материалов, отпускаемых на производство и на другие нужды ежедневно, оформляют  лимитно-заборными картами. Они выписывают в двух или трех экземплярах на один или насколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться квартальные лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операции; номер склада; номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов; единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

       Один  экземпляр лимитно-заборной карты  вручают цеху – получателю, другой – остается на складе. Кладовщик  записывает количество опущенного материала  и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха – получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

       Лимитно-заборная карта может выписываться в одном  экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

       Отпуск  материалов со склада производит в  пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим оформляют выпиской отдельного требования – накладной на замену. При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись: «Замена, смотри требование №…» и уменьшают остаток лимита. Не использованные и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без каких либо дополнительных документов.

       Применение  лимитно-заборных карт значительно  сокращают количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка  лимитно-заборных карт на современных  вычислительных машин позволяют  повысить обоснованность исчисляемых  лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

       Если  материалы со склада отпускаются  нечасто, то их отпуск оформляют одно – или многострочными требованиями – накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом получателем  в двух экземплярах: первый с распиской  кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя у кладовщика.

       Для учета движения материалов внутри предприятия  применяют однострочные и многострочные  требования – накладные. Накладные  составляют материально ответственные  лица участка, отпускающие материальные ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте (с распиской получателя), а второй (с распиской лица, отпускающего ценности) передается получателю ценностей.

       Отпуск  материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенными за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, третий – в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

       При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяется товарно-транспортная накладная.

Информация о работе Учет и анализ материально-производственных запасов