Учет денежных средсв

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Учет денежных средств.doc

— 550.50 Кб (Скачать)

Таблица 2

Операции  по приобретению и выдаче денежных документов

Первичные документы Содержание  операций Корреспондирующие счета
дебет кредит
Счет, авансовый отчет Оприходованы  в кассу денежные документы, приобретенные  за наличный расчет 50-3 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Счет (накладная) Оприходованы  в кассу денежные документы, приобретенные  в безналичном порядке (оплаченные с расчетного счета) 50-3 76 (60) ««Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»» («Расчеты с поставщиками и подрядчиками»)
Ведомость выдачи путевок, приказ руководителя организации, бухгалтерская справка-расчет Выдана путевка  работнику организации за полную стоимость или с частичной оплатой:    
— в части денежных средств, внесенных  работником 73  «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 50-3
— на суммы стоимости путевки, оплачиваемой за счет организации 91-2 «Прочие доходы и расходы» субсч. «Прочие расходы» 50-3
Журнал учета приема и выдачи денежных документов Выданы проездные  документы работнику, направляемому  в командировку 71«Расчеты с подотчетными лицами» 50-3
Журнал  учета приема и выдачи денежных документов Выданы под  отчет почтовые марки, марки государственной пошлины и др. для использования указанных документов по назначению 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 50-3
Инвентаризационная  опись (форма ИНВ-16), бухгалтерская  справка Отражена сумма  выявленной недостачи при инвентаризации денежных документов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 50-3
Инвентаризационная  опись (форма ИНВ-16), бухгалтерская  справка Отражена сумма  потерь денежных документов в связи  с чрезвычайными обстоятельствами 99 «Прибыли и убытки» 50-3
 

   Бланки  строгой отчетности — это документы определенной формы, в которых предусмотрены необходимые реквизиты. Их унификация и стандартизация способствует ускорению и упрощению процессов составления документов.

   К бланкам строгой отчетности План счетов бухгалтерского учета относит  квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т. п. Они учитываются  на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке до момента выдачи под отчет. Операции, связанные с бланками строгой отчетности представлены в таблице 4

    Таблица 4

   Операции, связанные с бланками строгой  отчетности

      Первичный документ Содержание  операций Корреспондирующие счета
      дебет кредит
      Накладная типографии, приходный ордер Отражено получение  бланков билетов из типографии 006  
      Отчет кассира о проданных билетах, бухгалтерская справка-расчет Отражено списание бланков, использованных при продаже  билетов   006
 
 
 

   2.1.3 Инвентаризация кассы

   В сроки, установленные руководителем  предприятия, а также при смене  кассиров на каждом предприятии производится инвентаризация кассы с полным полистным  пересчетом денежной наличности и проверкой  других ценностей, находящихся в кассе (бланков ценных бумаг, бланков документов строгой отчетности).

   Для производства инвентаризации кассы  приказом руководителя предприятия  назначается комиссия. Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ подписывается руководителем организации, регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23) и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

   В ходе инвентаризации проверяется правильность оформления кассовых документов; ведения  кассовой книги; соблюдения лимитов остатка наличных денежных средств, установленных обслуживающими организацию учреждениями банков; применения контрольно-кассовой техники.

   При осуществлении наличных расчетов с  применением контрольно-кассовой техники  инвентаризация денежных средств начинается с проверки их фактического наличия в операционных кассах. На каждый объект ККТ должны быть в наличии документы, связанные с его приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию.

   Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста (форма № КМ-4). При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста. При проведении инвентаризации оформляется акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули (форма № КМ-1).

   Результаты  инвентаризации денежных средств в  операционных кассах определяются путем  сверки фактического наличия денежных средств, указанных в журналах кассира-операциониста, с данными учета по счету 50 «Касса», субсчет «Операционная касса». Результаты инвентаризации денежных средств, находящихся в основной кассе организации (в том числе иностранной валюты), определяются путем сверки фактического наличия денежных средств в кассе с учетными данными по счету 50 «Касса».

     Для   оформления   инвентаризации   применяют   формы   первичной   учетной   документации,  к  ним  относятся:

  • ИНВ – 15  «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;
  • ИНВ – 16  «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»;
  • КМ – 9   «Акт  о  проверке  наличных  денежных   средств   кассы».

   Результаты  инвентаризации оформляются актом  в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй — остается у материально ответственного лица.

   При смене материально ответственных  лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально  ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

   Во  время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.

   Не  допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и  помарок в описях не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указываются их сумма и обстоятельства возникновения.

     На  оборотной стороне акта материально  ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия — решение по результатам инвентаризации. Результаты   ревизии   отражаются  в  акте  о  проверке  наличных   денежных  средств   кассы  (форма № КМ – 9). Отражение инвентаризации денежных средств оформляются следующими  бухгалтерскими проводками:

  1. Обнаружены излишки денежных средств:

               Дебет    50 « Касса », 

               Кредит  91« Прочие  доходы  и   расходы », 

                                  субсчет 1 «Прочие   доходы»;

  1. Обнаруженные в результате инвентаризации недостачи взыскиваются           с   кассиров:

        Списание   недостающих   денег   в  кассе:

               Дебет    94  « Недостачи   и потери   от   порчи   ценностей », 

               Кредит  50 «Касса»;

     Предъявление   иска   кассиру:

               Дебет счета 73 «Расчетов с персоналом  по прочим операциям»    

                     субсчет 2 «Расчетов по возмещению  материального ущерба», 

               Кредит  94  « Недостач и потерь  от порчи ценностей »;

  1. По мере взноса кассира в возмещении недостач делаются записи:

              Дебет   50 «Касса», 

                           51 «Расчетный   счет», 

                           70 «Расчеты  с   персоналом  по  оплате  труда»,

             Кредит счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям»

                     субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба». 

   2.2 Учет денежных  средств на расчетном  счете

   Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в  соответствии с требованиями Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П.

   При операциях с наличными средствами используются: чек денежный и объявление на взнос наличными. Для получения денег со своего расчетного счета в банке предприятию выдается чековая книжка.

   Чек  денежный - является приказом предприятия банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Чек может выписываться на сумму, не превышающую остатка денежных средств на расчетном счете.

   Чек выписывается от руки чернилами или шариковой ручкой, при этом Ф.И.О. получателя средств и сумма пишутся с заглавной буквы, обязательно с начала строки, а свободные места в строках прочеркиваются сплошной чертой. Никакие поправки и помарки в чеках не допускаются. Испорченные чеки  из чековой книжки не удаляются. Наименование владельца счета, номер счета и наименование кредитной организации в чеках могут обозначаться штампами.

   Чеки  выписываются на имя конкретного  получателя средств. Одновременно с  заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом. Чек действителен в течение 10 дней со дня его выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, указанной на документе.

   Клиент  банка обязан указать на обороте  денежных чеков назначении сумм платежа, сведения о которых заверяются подписями чекодателя.  Предприятия, организации и  учреждения, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают свои расходы, представляют в кредитные организации денежные чеки без указания назначения сумм платежа.

   При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.

   На  денежных чеках, на основании которых  выдаются деньги и другие ценности, должны делаться отметки о предъявлении паспорта или заменяющего его документа получателя.

Информация о работе Учет денежных средсв