Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель работы: теоретическое исследование дебиторской задолженно-сти, как объекта бухгалтерского наблюдения; анализ учета дебиторской задолженности на предприятии ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса; выработка методический решений и практических рекомендаций по совершенствованию учета дебиторской задолженностью, а так же внутреннего контроля ее состояния.
Достижение поставленной цели потребует решение ряда конкретных задач:
1. рассмотрение сущности дебиторской задолженности, выделение ее важнейших функций в современных условиях;
2. исследование проблем учета, налогооблажения и анализа деби-торской задолженности;
3. раскрытие теоретико – методологических основ учета и аудита дебиторской задолженности;
4. характеристика и анализ финансового состояния предприятия ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса;
5. оценка текущего состояния расчетов по дебиторской задолжен-ности на предприятии ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса;
6. раскрытие способов ведения учета и контроля за состоянием дебиторской задолженности на предприятии ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса ;
7. выработка методический решений и практических рекомендаций по совершенствованию учета.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета дебиторской задолженности. 3
1.1. Понятие, состав дебиторской задолженности и задачи ее учета. 3
1.2. Нормативно – правовое регулирование учета дебиторской задолженности. 3
1.3. Актуальные проблемы учета дебиторской задолженности, рассматриваемые в экономической литературе 3
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса 3
2.1. Экономическая характеристика ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса 3
2.2. Организация учётной работы в объекте исследования. 3
Глава 3. Учет дебиторской задолженности 3
3.1. Анализ состояния дебиторской задолженности 3
3.2. Учет дебиторской задолженности 3
3.2.1. Учет расчетов c поставщиками по авансам выданным ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса 3
3.2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса 3
3.2.3. Учет расчетов с учредителями 3
3.2.4. Учет расчетов с подотчетными лицами 3
3.2.5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами 3
3.2.6. Учет расчетов по займам и кредитам 3
3.3 Инвентаризация расчетов с дебиторами 3
3.4. Бухгалтерская отчетность 3
Глава 4.Совершенствование учета 3
Заключение 3
Список литературы: 3
Рассмотрим ведение учета расчетов с подотчетными лицами по Главной книге:
Д 08 – К 71 - отражены расходы подотчетных лиц, связанные с приобретением внеоборотных активов;
Д 10, 15, 41 - К 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена оплата подотчетными лицами приобретенных материальных ценностей;
Д 20, 23, 25, 26, 44 -К 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена оплата подотчетными лицами расходов по производству продукции (работ, услуг), продаже продукции, товаров, управлению;
Д 91.1 «Прочие расходы»- К 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражена оплата подотчетными лица работ (услуг), не связанных с извлечением дохода от обычных видов деятельности;
Д 50 - К 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражен остаток аванса, внесенный в кассу подотчетным лицом;
Д 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - К 50 - выданы из кассы денежные средства подотчетному лицу.
Для обобщения информации о расчетах но имущественному и личному страхованию; по претензиям; по депонированным суммам оплаты труда; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений в судебных органах; и др. предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Счет 76 — активно-пассивный, счет расчетов. По дебету счета начисляется дебиторская задолженность отдельных лиц и организаций, а также отражается погашение кредиторской задолженности отдельных лиц и организаций, по кредиту — погашение дебиторской задолженности и начисление кредиторской. Сальдо по счету 76 в балансе показывается развернуто.
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» рекомендуется открывать следующие субсчета:
76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» - отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала, в котором организация выступает страхователем. Страхование имущества обеспечивает организации возмещение затрат, связанных с приобретением нового имущества взамен утраченного или поврежденного, неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств дебиторами, убытков в результате производственной деятельности и т.д. Страхование гражданской ответственности позволяет организации избежать дополнительных финансовых затрат. Личное страхование позволяет предоставить работникам организации материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности.
76-2 «Расчеты по претензиям»- на данном субсчете отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным штрафам, пеням и неустойкам. Общий порядок составления и предъявления претензий действующим законодательством не определен, однако ГК РФ регулируются отдельные принципы этого порядка. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. Претензия может предъявляться продавцу в течение гарантийного срока.
76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»- здесь учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.
76-4 «Расчеты по депонированным
суммам» - на данном субсчете
учитываются расчеты по
Рассмотрим отражение операций по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по Главной книге предприятия:
Д 26, 44 - К 76.2 «Расчеты по претензиям» — претензии, предъявленные подрядчикам за возникшие по их вине брак и простой, не подлежащие взысканию, учтены в составе общепроизводственных расходов; или платежи по страхованию учтены в составе общепроизводственных расходов;
Д 10 - К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями по доставке материалов;
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - К 51, 50 - перечислены страховые платежи с расчетных счетов и кассы; или депонирована заработная плата работников организации;
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - К 71 - Подотчетные лица погасили задолженность перед кредиторами организации ;
Д 50, 51 - К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет - получены страховые возмещения наличными денежными средствами, зачислением на расчетные и валютные счета;
Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - К 91.1 «Прочие доходы и расходы» — сумма дивидендов и доходов по ценным бумагам отражена в составе выручки от продажи (если получение таких доходов является обычным видом деятельности организации); или суммы признанных пеней, штрафов и неустоек, начисленные за нарушение хозяйственных договоров, учтены в составе прочих доходов; или депонированные суммы учтены в составе прочих доходов в связи с истечением срока исковой давности, в течение которого они подлежат взысканию; или учтены в составе прочих доходов начисленные суммы дивидендов, причитающихся к получению организацией.
Депонированные суммы оплаты труда на следующий день после истечения сроков хранения сдаются на расчетный счет в кредитные организации, и на сданные суммы оформляется расходный кассовый ордер. Аналитический учет депонированных сумм осуществляется в книге учета депонированной заработной платы, которая открывается на год. Для каждого депонента в ней отводится отдельная строка, по которой указываются табельный номер, фамилия, имя и отчество работника, депонированная сумма, а в дальнейшем делается отметка о ее выдаче.
Не востребованные работниками депонированные суммы хранятся в течение трех лет (до истечения срока исковой давности) и выдаются в течение этого периода по первому требованию работника.
По истечении срока исковой давности невостребованные суммы депонированной оплаты труда списываются на основании данных проведенной инвентаризации и приказа руководителя организации следующим образом:
ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» - списаны депонированные суммы по истечении срока исковой давности.
Организации вправе осуществлять кредитные операции, предоставляя друг другу в собственность по договору займа денежные средства или другое имущество, обладающее родовыми признаками. Предоставление займа за счет собственных средств не приравнивается к банковской операции. Поэтому лицензия на такую деятельность организации не требуется даже в том случае, когда она носит систематический характер и займы предоставляются под определенные проценты.
Для передающей стороны такие операции рассматриваются в учете как финансовые вложения. К ним не могут относиться сделки займа с иностранной валютой, поскольку таковые являются прерогативой уполномоченных кредитных организаций, имеющих лицензию ЦБ РФ.
Для систематизации информации
о кредитных операциях
Аналитический учет кредитов и займов ведется в разрезе каждого кредитора по оборотно – сальдовым ведомостям. По данным Главной книги за 2009 год на предприятии были совершены следующие операции:
Д 66 – К 50 – погашена задолженность по краткосрочным кредитам;
Д 66 – К 51 – погашена задолженность по краткосрочным кредитам с расчетного счета;
Д 51 – К 66 – получены краткосрочные займы;
Д 66 – К 58 – погашен кредит за счет финансовых вложений;
Д 67 – К 51 – переведены денежные средства с расчетного счета в счет погашения долгосрочных кредитов.
Передача другого вида имущества (кроме денежных средств) в заем меняет по своему содержанию характер расчетных взаимоотношений между участниками договора займа. Исходя из требований п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ такую хозяйственную ситуацию следует рассматривать как оборот по продаже, поскольку:
а) имеет место смена собственника конкретного вида материально-производственных запасов или другого имущества путем перехода права собственности;
б) компенсация осуществляется другим имуществом, хотя и обладающим теми же родовыми признаками;
в) исходя из принципа имущественной обособленности — один участник сделки (заимодавец) списывает со своего баланса предмет займа как вид имущества, а другой (заемщик) принимает на баланс это имущество.
Эти аргументы дают основание
считать, что следствием операции по
передаче отдельных видов имущества
в виде займа должен быть финансовый
результат, который является объектом
налогообложения в части
Иногда организация выдает отдельным работникам вместо заработной платы займы. Однако последние нередко не возвращаются, а служат для них дополнительным источником дохода: по действующему законодательству эти суммы не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Кроме того, и сама организация в свою очередь не производит никаких отчислений с этих сумм в различные внебюджетные фонды.
Не погашенные в установленный срок кредиты и займы в учете отражаются обособленно. Эти непогашенные обязательства по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, но обеспеченные просроченными векселями, продолжают учитываться на соответствующих счетах учета дебиторской задолженности.
Таким образом мы рассмотрели учет дебиторской задолженности на предприятии ВНИИ кормов им. В.Р.Вильямса по каждому счету. Теперь считаем целесообразным рассмотреть инвентаризацию и отражение дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности предприятия.
3.3 Инвентаризация расчетов с дебиторами
Для обеспечения достоверности учетной информации о наличии и движении расчетов организации должны регулярно осуществлять инвентаризацию этих объектов, которая представляет собой способ проверки соответствия фактического наличия финансовых обязательств данным бухгалтерского учета. В этих целях проводится сопоставление данных бухгалтерского учета и результатов инвентаризации и в случае необходимости корректируются данные бухгалтерского учета.[12]
Инвентаризация имущества
и обязательств – процедура, обязательная
для всех хозяйствующих субъектов,
установленная Федеральным
Сроки проведения инвентаризации устанавливаются руководителем организации с учетом требований законодательства, согласно которым в обязательном порядке инвентаризация проводится:
Для инвентаризации денежных средств и расчетов издается приказ о ее проведении (форма ИНВ - 22), в котором указываются состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дата начала и окончания инвентаризации.
Цели проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности заключаются в подтверждении объема обязательств, установлении характера задолженности для формирования достоверной информации в бухгалтерской отчетности. Сроки проведения инвентаризации, устанавливаемые руководителем организации, должны быть ориентированы на процедуру формирования годовой бухгалтерской отчетности. В связи с этим инвентаризация обязательств должна осуществляться не реже одного раза в год и даты ее проведения должны быть приближены к отчетной дате.
Инвентаризация задолженности включает в себя проверку правильности расчетов по всем дебиторам и кредиторам. Особенность инвентаризации обязательств состоит в том, что она в отличие от инвентаризации ТМЦ проводится на основе не фактического подсчета, обмера, взвешивания и т.д., а путем документального анализа. Действенный и эффективный метод инвентаризации – процедура подтверждения задолженности, проводимая посредством отправки писем – подтверждений, в которых указываются сумма задолженности на отчетную дату, основания возникновения задолженности и договоры, в соответствии с которыми совершались операции.