Учет, аудит и анализ издержек обращения в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение методологических вопросов постановки учета издержек обращения в организации, сравнение методики ведения учета конкретной организации с нормативно-законодательной базой, изучение методики проведения аудита издержек обращения, выявление ошибок в учете и предоставление рекомендаций по их устранению, анализ издержек обращения и рассмотрение возможностей по их оптимизации и сокращению.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «ТрансВолгаОйл». Основное направление деятельности организации – оптовая и розничная продажа автомасел. Также ООО «ТрансВолгаОйл» занимается реализацией охлаждающих жидкостей, смазочных материалов, авто-химии, авто-косметики, инструментов и аксессуаров.

Оглавление

Введение
Глава 1. Бухгалтерский учет издержек обращения
1.1. Экономическая сущность, состав и классификация издержек обращения
1.2. Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета издержек обращения
1.3. Аналитический и синтетический учет издержек обращения
Глава 2. Аудит издержек обращения
2.1. Нормативно-правовое регулирование объекта проверки, источники информации для проведения проверки
2.2 Организация проверки издержек обращения
2.3 Аудит издержек обращения на примере данных
2.4 Выявленные в ходе аудита ошибки и рекомендации по их устранению
Глава 3. Анализ состава и структуры издержек обращения
3.1. Теоретические основы анализа издержек обращения в торговле
3.2 Анализ общей суммы издержек обращения
3.3 Анализ издержек обращения по статьям и элементам расходов
3.4 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
3.5 Резервы снижения издержек обращения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 5 файлов

Доклад.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Презентация моя.ppt

— 124.92 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение.xls

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

рецензия.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Чистовик.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

• проведение расчета  и анализ структуры расходов и  сдвигов по отдельным статьям;

• выявление  суммы относительной экономии или  превышения расходов;

• обоснование  и количественное соизмерение факторов изменения, и уровень расходов на продажу.

Для решения  аналитических задач применяется  система статистических показателей, основными из которых являются сумма расходов на продажу, уровень расходов и структура расходов по статьям. Наиболее значимым оценочным показателем служит уровень расходов, он характеризует издержкоемкость продажи товаров. Уровень расходов является обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов: основных и оборотных средств, труда. Оптимальное значение этого показателя соответствует наиболее рациональному сочетанию используемых ресурсов. Но не смотря на привлекательность варианта снизить расходы, при возникновении такой возможности, не всегда следует стремиться к этому, так как это может привести к снижению качества обслуживания и в конечном итоге к снижению объема продаж и как следствие к сокращению прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, в том случае, если это способствует ускорению оборачиваемости товаров, росту объема продаж, повышению привлекательности фирмы для потенциальных клиентов и расширению доли организации на рынке.

Анализ деятельности организаций торговли показывает, что увеличение расходов на маркетинг увеличивает товарооборот в следующих периодах. Изменение суммы и уровня расходов происходит под влиянием как внешних, не зависящих от деятельности организации факторов, так и внутренних.

Внешние факторы  — это инфляционный рост цен на используемые материальные ресурсы и услуги, изменение ставок налоговых отчислений, относимых на себестоимость, изменение и т.д.

Внутренние  факторы — это размеры организации, место расположения, условия транспортировки и хранения товаров, ассортиментная структура товарооборота, формы обслуживания, уровень механизации.

Основной моделью  детерминированного факторного анализа  суммы расходов является мультипликативная  модель зависимости расходов от объема товарооборота и уровня затрат:

И = NР * УИ     (1) 

где И — сумма  расходов на продажу; NР — товарооборот; УИ — уровень расходов (издержкоемкость продаж).

На основе этой модели рассчитывают изменение расходов под влиянием:

•  товарооборота

∆И(NР) = ∆NР * УИ0;

•  изменения  уровня расходов:

∆И(УИ) = ∆УИ * NР1;

Однако модель не учитывает разную степень зависимости  отдельных статей расходов от объема товарооборота. Достоверность информационного  обеспечения процесса управления возрастает, если разделить расходы на продажу  на зависящие от объема товарооборота (условно-переменные) и мало зависящие от товарооборота (условно-постоянные) статьи издержек.

К условно-переменным расходам в торговле относятся:

•  транспортные расходы;

•  расходы  на оплату труда основных категорий  персонала;

•  отчисления на социальные нужды;

•  расходы  на хранение товаров;

•  расходы  на рекламу;

•  потери товаров  и технологические отходы;

К условно-постоянным относятся:

•  расходы  на оплату труда работников аппарата управления, оплачиваемых по должностным  окладам;

•  отчисления на социальные нужды;

•  расходы  на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

•  амортизация  основных средств;

•  расходы  на ремонт основных средств;

Отчисления  на социальные нужды относятся к  условно-постоянным и условно-переменным  расходам,   пропорционально соответствующим суммам расходов на оплату труда.

Группировка расходов на условно-постоянные и условно-переменные позволяет уточнить факторную модель (1)   

И = УИпер * NР + Ипост (2)    

Теоретически  в краткосрочном периоде условно-переменные расходы изменяются пропорционально изменению товарооборота, а сумма условно-постоянных расходов остается неизменной при элиминировании влияния прочих факторов.

Для количественной оценки влияния товарооборота на расходы сумма расходов за базисный период пересчитывается на фактический товарооборот:

И(NP1) = уИпер0 * NP1 / 100 + Ипост0

где И(NP1) — расходы, пересчитанные на фактический товарооборот,

или:

И(NP1) = Ипер0 * Т(NP) + Ипост0

где Т(NP) — темп роста товарооборота.

Изменение расходов на продажу под влиянием товарооборота определяется вычитанием из пересчитанной суммы расходов суммы за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами показывает влияние прочих факторов на расходы.

Изменение суммы  расходов на продажу под влиянием прочих факторов представляет собой сумму относительной экономии или перерасхода издержек.

Изучая динамику расходов на продажу, необходимо абстрагироваться от изменения цен, которое проявляется  двояко: с одной стороны, рост цен  на товары увеличивает влияние товарооборота на сумму расходов на продажу и, таким образом, искажает размер относительной их экономии или перерасхода, с другой стороны, рост цен на услуги и ресурсы завышает величину расходов на продажу по причинам, не зависящим от организации. Поэтому для объективной оценки экономии или перерасхода расходов на продажу необходимо исключить влияние на них цен на услуги, ресурсы и товары. Для этого необходимо определить товарооборот и сумму расходов на продажу в сопоставимых ценах.

Обозначим, индекс розничных цен  в рассматриваемой  организации как IР и средний индекс цен на услуга и ресурсы IР усл. Алгоритмы уточненных аналитических расчетов будет выглядеть так.

Расчет влияния  факторов на сумму расходов на продажу:

1) товарооборот в сопоставимых ценах:

Nс1 = NP1 / IР

2) расходы на  продажу, пересчитанные на товарооборот  за отчетный период в сопоставимых  ценах:

И(Nс1) = уИпер * Nс1/100 + Ипост

3) изменение  расходов на продажу под влиянием  фактического объема товарооборота

∆И(NP1) = И(Nс1) - И(Nр0)

4) расходы в  сопоставимых ценах:

Nс = И1 / IР усл;   (4) 

5) изменение  расходов на продажу под влиянием  цен на услуги:

∆И(русл) = И1 - Ис

6) изменение  расходов на продажу под влиянием  прочих факторов:

∆И (ПР) = ИС - И(Nс1)

7) общая сумма влияния факторов на изменение расходов на продажу.

∆И = ∆И(Nс1) + И(русл) + И(ПР)

Методика расчетов, приведенная выше, основана на предположении, что все переменные расходы зависят  от объема товарооборота и не зависят  от изменения цен на товары. Однако это не всегда справедливо. В отдельных случаях сумма расходов является функцией товарооборота в текущих ценах, например, при определении заработной платы на основе единых расценок за 1000 руб. товарооборота или расходов на рекламу в процентах от объема продаж. Различия в подходах к оценке суммы расходов на продажу, пересчитанных на объем продаж, следует учитывать при анализе затрат по статьям.

Анализ влияния  факторов на уровень расходов на продажу.

В числе прочих факторов, влияющих на расходы, прежде всего, следует выделить структурные сдвиги в ассортименте. Различия в условиях транспортировки, хранения и продажи отдельных товаров, различная скорость обращения по товарным группам обусловливают разный уровень издержкоемкости отдельных групп товаров.

Уровень расходов отдельных товаров (товарные издержки) определяется расчетным путем. Расходы на реализацию товарной группы рассчитывают:

- пропорционально  структуре продаж - при отсутствии  учета прямых затрат по отдельным  товарным группам,

- по данным  выборочного наблюдения за определенные периоды времени.

- при помощи  установление регрессионной зависимости  между общим уровнем затрат  и удельным весом данной товарной  группы в товарообороте:

УИi = f(Di)

Возрастание в  объеме товарооборота удельного  веса издержкоемких товаров и услуг ведет к увеличению уровня расходов, а рост продажи товаров с низкой издержкоемкостью — к их снижению.

Сумму расходов можно выразить следующим образом:

И = УИ(п) * NР(п) + УИ(н) * NР(н),

        где И            — общая сумма расходов на  продажу по всем товарам; 
УИ(п), УИ(н)            — уровень расходов соответственно по продовольственным и непродовольственным товарам;

  NР(п), NР(н)          — товарооборот соответственно продовольственных и непродовольственных товаров.

Обе части уравнения разделим на общий объем товарооборота NР = NР(п) + NР(н):

И/ NР = УИп * (NР(п) / NР) + УИн * (NР(н) / NР)

отсюда:

УИ = УИ(п) * D(п) + УИ(н) * D(н),

где Dп,н - доля каждой товарной группы.

Аналогичным образом  можно представить зависимость  общего уровня расходов от издержкоемкости товаров по всему ассортименту реализуемых товаров:

УИi = ∑nt=1 Уиi * Di

где — количество ассортиментных товарных групп.

Изучая динамику уровня расходов на продажу, необходимо абстрагироваться от влияния изменения цен на товары и услуги. Рост среднего уровня цен на товары снижает уровень, а рост цен на услуги увеличивает его, и соответственно наоборот. Чтобы исключить влияние цен на уровень расходов на продажу, следует отчетный уровень умножить на индекс цен на товары и разделить на индекс цен на услуги и ресурсы. Это выражение получается в результате преобразования формулы расчета уровня расходов на продажу:

УИс = Ис1 / Nс1

где УИс — уровень расходов на продажу с учетом изменения цен;

Ис1 — расходы на продажу отчетного периода в сопоставимых ценах по формуле (4)     

Nс1 — товарооборот отчетного периода в сопоставимых ценах по формуле (3)  , тогда

УИс = (И1 * IР / NР1 * IР усл) * 100% = У1 * IР / IР усл

Размер влияния  на расходы на продажу прочих факторов рассчитывают балансовым методом: из общего отклонения уровня вычитают размер влияния  структурных сдвигов и размер влияния цен.

На уровень  расходов на продажу влияют многочисленные факторы, связанные с организацией торгово-технологического процесса. Показателями качества работы торговой организации являются: нагрузка 1 м2 площади, товарооборачиваемость, производительность труда, фондоотдача основных средств и т.д. Количественно влияние перечисленных факторов на уровень расходов оценивается с применением методов корреляционно-регрессионного анализа. В частности, зависимость уровня расходов от товарооборота на 1 м2 площади обычно моделируется уравнением гиперболы, что отображает наличие оптимального предела концентрации товарооборота, после которого дальнейшее снижение уровня издержек замедляется или прекращается (продление конечного участка S - образной кривой).

Изучение зависимости  уровня расходов от производительности труда показывает наличие логарифмической связи между показателями. Зависимость уровня издержек от скорости обращения товаров характеризуется формой связи, близкой к прямолинейной.

Исходя из практических задач конкретных предприятий могут  быть выявлены и измерены любые другие зависимости абсолютной и относительной величины расходов как в целом по предприятию, так и по отдельным статьям.

Анализ расходов по статьям и элементам расходов.

Конкретные  решения по управлению ресурсами  организации могут быть приняты на основе анализа расходов по статьям и элементам расходов. Такой анализ начинается с оценки структурных сдвигов в составе затрат. По его результатам выявляются статьи, являющиеся объектом наиболее пристального внимания управленцев и предпринимателей и оказывающие наибольшее влияние на совокупное отклонение расходов в динамике. Алгоритмы аналитических расчетов по отдельным статьям различаются по причине их разной зависимости от товарооборота. Поэтому прежде всего следует сгруппировать статьи расходов по степени их зависимости от товарооборота.

При анализе  условно-переменных расходов определяется отклонение расходов в сумме и  по уровню, а также отклонение расходов под влиянием товарооборота в  сопоставимых или текущих ценах, под влиянием цен на услуги и прочих факторов. При анализе условно-постоянных расходов, кроме отклонений, рассчитывается изменение расходов под влиянием цен на услуги и прочих факторов.

Влияние товарооборота  рассчитывают как разность между  суммой расходов, пересчитанных на отчетный товарооборот, и расходами за базисный период; влияние прочих факторов может быть рассчитано тремя способами:

• как разность расходов за отчетный период и расходов, пересчитанных на отчетный товарооборот;

• как произведение величины изменения уровня затрат на отчетный товарооборот;

• как разность между отклонением расходов и  величиной влияния товарооборота  на расходы.

Влияние прочих факторов составляет сумму относительной  экономии или перерасхода затрат.

При анализе  условно-постоянных расходов рассчитывают отклонение расходов в сумме и по уровню. Считается, что сумма и уровень расходов изменяются под влиянием прочих факторов. Анализ условно-постоянных расходов по статьям также позволяет установить, по каким статьям допущен перерасход или достигнута наибольшая экономия.

Более глубокий постатейный анализ предполагает изучение отдельных элементов расходов, включаемых в каждую статью затрат, и факторный  анализ отдельных элементов или  каждого элемента расходов. Выбор  факторов для постатейного и поэлементного  анализа определяется экономическим содержанием и порядком расчета расходов по статьям.

Информация о работе Учет, аудит и анализ издержек обращения в торговле