Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование значения трансфертной цены в деятельности хозяйствующих субъектов, раскрытие содержания трансфертных цен и методов трансфертного ценообразования. Механизм трансфертного ценообразования активно используется сегодня в России и российскими, и зарубежными компаниями.

Оглавление

Введение .……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и основные особенности трансфертного ценообразования……………………………………………………………… 5
1.1 Понятие трансфертного ценообразования и его цели………………….5
1.2.Исторический аспект возникновения трансфертного ценообразования………………………………………………………………11
Глава 2. Организация трансфертного ценообразования в системе управленческого учета……………………………………………………….12
2.1.Факторы, влияющие на установление трансфертных цен…………….12
2.2.Методы трансфертного ценообразования……………………………...13
2.3.Отражение операций в системе трансфертного ценообразования на счетах управленческого учета и в управленческой отчетности…………………..16
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………….33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Метод распределения экономии затрат. В  соответствии с этим методом внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости  и экономии затрат на единицу полуфабриката.

    Метод распределения суммы покрытия по существу аналогичен первому, только вместо себестоимости первым слагаемым  трансфертной цены выступают переменные затраты, а вместо прибыли — величина покрытия.

    2.3. Отражение операций в системе трансфертного ценообразования на счетах управленческого учета и в управленческой отчетности.

    Трансфертное  ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности  изделиями (услугами), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная трансфертная цена будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

    Эти задачи могут быть реализованы при  соблюдении двух условий:

    - совпадении целей менеджеров  различных уровней управления  и организации в целом;

    - предоставлении руководителям центров  ответственности необходимой финансовой  и хозяйственной самостоятельности.

    На  практике применяются три метода расчета трансфертной цены:

    1)на  основе рыночных цен ;

    2)на  основе себестоимости (переменной  или полной), по принципу «себестоимость  плюс»3 ;

    3)на  основе договорных трансфертных  цен, сформированных под воздействием  рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги).

    Особую  популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и трансфертное ценообразование не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности ( прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.

    Однако  применение первого метода имеет  свои ограничения: необходимо наличие  развитого рынка продукции и  услуг, производимых центров ответственности. Кроме того, организация несет дополнительные расходы по сбору информации об уровне рыночных цен на них. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий эту продукцию (услугу) для ее последующей переработки и потребления. При формировании трансфертного ценообразования на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:

    1)центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), покупает ее внутри фирмы до тех пор, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри фирмы

    2)если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию (услугу) центр ответственности может приобрести ее на стороне.

    В том случае, если какое-либо из условий  установления рыночных трансфертных ценообразований невыполнимо, то применяется второй метод – на основе себестоимости, и здесь существуют различные варианты. В основу трансфертного ценообразования может быть положена:

    а)полная фактическая себестоимость ;

    б)нормативная  себестоимость ;

    в)переменная себестоимость.

    В любом случае трансфертное ценообразование  рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в трансфертном ценообразовании  на продукцию передающего подразделения  закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный  в виде процента размер прибыли этого центра ответственности. Например, трансфертное ценообразование может рассчитываться по формуле «110% полной себестоимости» или «150% переменной себестоимости» единицы изделия передающего центра ответственности.

    Преимуществом первого варианта расчета являются объективность и ясность расчетов. Рассчитанная эти методом цена приближается к рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются и свои недостатки. Во-первых, передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертное ценообразование их не только покроет, но и превысит на сумму установленной наценки. Во-вторых, по трансфертному  ценообразованию, рассчитанной на базе полной себестоимости нельзя судить о степени эффективности работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее. Постоянные расходы затушевывают реальную картину.

    Пример. Трансфертное ценообразование подразделения  рассчитывается по формуле «110% полной себестоимости».В I квартале года произведено 500 изделий. Постоянные расходы центра ответственности – 100 руб., переменные -400 руб. ( т.е. одному изделию соответствует 80коп. переменных затрат). Полная себестоимость единицы составляет:

    (100+0,8х500):500=1 руб. Значит, ТЦ = 1,1 руб. (1х110%:100)

    Допустим, что в следующем квартале центру ответственности удалось снизить  удельные переменные издержки с 80 до 75 коп. При этом было произведено 400 ед. продукции. Полная себестоимость единицы в таком случае составляет:

    (100+0,75 х 400):400 = 1 руб.

    Дебет сч.43 «Готовая продукция  Кредит»  сч. 20 «Основное производство» 550 руб.

    Дебет сч.90 «Продажи» Кредит сч. 43 «Готовая продукция» – 550 руб.

    Цена 2,0 х 500 = 1000

    Дебет сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит сч. 90 «Продажи»

    Передача  изделия между центрами ответственности  по– прежнему осуществляется по ТЦ в 1,1 руб., несмотря на то, что эффективность  работы центра ответственности возросла.

    Система трансфертного ценообразования  эффективна лишь в том случае, когда  цели менеджеров различных уровней  совпадают с задачами фирмы в  целом. Однако с позиции организации, приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности, использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.

    Отмеченные  недостатки устраняются расчетом ТЦ по второму варианту – на базе нормативных  затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная  трансфертная цена. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение – об ее эффективности. Однако нормирование издержек приемлемо не для всех производств и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.

    В этих случаях может быть использован  третий вариант расчета ТЦ – на основе переменной себестоимости, информация о которой аккумулируется в системе  «директ-костинг». Постоянные издержки центров ответственности будут покрываться при этом из выручки организации. Этот вариант позволяет разрабатывать ценовую политику, оптимальную не только для фирмы в целом, но и для ее структурных подразделений, а также находить благоприятное сочетание объемов производства и продажных цен. Кроме того, такой вариант расчета ТЦ позволяет анализировать и контролировать деятельность центров ответственности. Возвратимся к примеру. В I квартале ТЦ, рассчитанная на базе переменных затрат, определяется следующим образом:

    0,8 х 1,1 = 0,88 руб., а во II квартале, когда эффективность работы подразделения возросла, ТЦ снизится до 0,82 руб. ( 0,75 х 1,1 ).

    В этом случае, однако, ТЦ не возмещает  постоянные издержки и не позволяет  рассчитать прибыль, зарабатываемую центром ответственности. Следовательно, оценка уровня эффективности такого подразделения не может быть осуществлена с использованием показателей прибыли и дохода. Это в свою очередь означает, что у менеджера снижается стимулы к сокращению издержек.

    Третий  метод трансфертного ценообразования  предполагет расчет договорной трансфертного  ценообразования. При этом используется следующая формула:

    ТЦ = Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченные продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж

    Эта формула универсальна и применима  в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей. Пример расчета  договорной ТЦ с помощью общего уравнения  приводится ниже.

    В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:

    1)характером  решаемых в результате трансфертного  ценообразования задач (для принятия  управленческого решения может быть использована одна ТЦ, для оценки работы центра ответственности – другая );

    2)степенью  децентрализации организационной  структуры предприятия;

    3)состоянием  рынка продуктов и услуг, на  которые устанавливаются рыночные  цены.

    Примеры трансфертного ценообразования в российских организациях.

    ЗАО « Металлодизайн» производит металлоизделия широкого ассортимента в области  складского, торгового и иного  оборудования. В основном это выпуск и монтаж металлических изделий  и конструкций, выполняемых по индивидуальным заказам организаций и населения, а также оказание услуг по окраске металлоконструкций порошковым полимером. В числе продукции предприятия фигурируют металлические стеллажи различных модификаций, рекламные информационные стенды, торговое и демонстрационное оборудование для продажи керамической плитки и т.д. В первое время покрасочные работы выполнялись силами сторонних организаций, но впоследствии было налажено собственное покрасочное производство.

    В результате образовались два структурных  подразделения:

    1)цех  по производству стеллажей, выполняющих  работы по приему заказов, разработке  технической документации и изготовлению  металлоизделий, которые передаются  далее в покрасочный цех;

    2)покрасочный  цех, который помимо основной  деятельности оказывает услуги сторонним организациям и населению по окраске неметаллических поверхностей – стекла, фарфора, дерева и т.д.

    В связи с тем, что изготавливаемая  продукция носит индивидуальный характер, на предприятии применяется  позаказный метод учета затрат и  калькулирования.

    Организационная структура ЗАО «Металлодизайн», представленная на рисунке 1, показывает, что в настоящее время степень  децентрализации предприятия недостаточно высока.  

    Рисунок 1: Организационная структура ЗАО  «Металлодизайн»:

              учредители
 
                  Директор-

                  распорядитель

 
                  бухгалтерия
              Менеджер  по продаже стеллажей
                  Инженерная группа по разработке оборудования
 
    Конструкторский отдел
    Менеджер  по окраске порошковым полимером     
    Начальник производственного  отдела
 
                        Начальник покрасочного цеха
                        Начальник участка механосборочных работ           Начальник участка комплектации и установки
 

    Структурные подразделения не имеют собственных  руководителей и подчиняются  непосредственно директору –  распорядителю. Эти подразделения  не наделены достаточной свободой в  принятии решений и могут рассматриваться лишь как центры затрат.

Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета