Сравнительный анализ принципов бух.учета

Автор: Земфира Салимова, 22 Сентября 2010 в 02:26, реферат

Краткое описание

Сравнительный анализ принципов бух.учета

Оглавление

введение.
Глава 1. Среда, в которой функционирует учет.
Определения учета, проблема соотнесения понятий.
Исторические предпосылки и влияние окружающей среды.
Различия в моделях учета
Основные различия нормативной базы.
Глава 2. Основные принципы учета.
Основные раздичия в иерархии структурных элементов учета.
Цели учета и отчетности.
Качественные характеристики информации.
Принципы учета.
Глава 3. Основные методические различия.
Документооборот.
Учетная политика
Ведение учетных регистров.
Отчетность.
Консолидация отчетности.
заключение
Список сносок:
список использованной литературы:
приложения
Приложение 1. Аббревиатуры:
Приложение 2. Источники GAAP.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ основных принципов бухгалтерского учета.rtf

— 956.27 Кб (Скачать)

      В России составление бухгалтерской отчетности является обязательным для всех предприятий32. Форма и состав этой отчетности определяется государством, оно же, в лице своих органов, является одним из основных потребителей информации из этой отчетности. Также и получение аудиторского заключения, хотя и требуется не для всех организаций, предоставляющих отчетность, но для существенно большего количества предприятий (в процентном отношении), чем в США.

      В принципе, состав бухгалтерской отчетности в США и России достаточно близок, различия заметны в основном при сопоставлении методики, лежащей в их основе.

Состав отчетности

      В России бухгалтерская отчетность состоит из нескольких  частей:

  • “Бухгалтерский баланс  - форма N 1;
  • Отчет о финансовых результатах - форма N 2;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
  • Отчет о движении капитала - форма N 3;
  • Отчет о движении денежных средств - форма N 4;
  • Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
  • пояснительная записка;
  • итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.”33

Прочие формы, составление которых требуется в соответствии с пунктом 30 “Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ” и другими нормативными актами Российской Федерации34

      В США состав финансовой отчетности определен менее четко. Ее примерный состав приведен на Схеме 2. Как на ней видно, количество видов обязательных раскрытий меньше, но в общем их структура аналогична. Можно также отметить, что нередко отчет о собственном капитале заменяется на отчет о нераспределенной прибыли (Retained Earnings Statement), если изменений в акционерном капитале не происходило.

      По уровню важности различные отчеты отличаются друг от друга. В США в настоящее время максимально значение отчета о прибылях и убытках и растет значение отчета о движении денежных средств. В России наибольшее значение предается бухгалтерскому балансу.

Схема 3. Состав финансовой отчетности в США.35

Порядок предоставления отчетности

      В России обязательно предоставление бухгалтерской отчетности в следующие адреса:

  • учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;
  • государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре).36
  • территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций.37

      В США обязательно предоставление финансовой отчетности акционерам и SEC. В IRS финансовая отчетность автоматически  не предоставляется, также предоставление отчетности организациям, осуществляющим ее статистическое обобщение, является делом самого предприятия.

      Во обеих странах сроки предоставления (опубликования) отчетности регулируются. В США они привязаны к концу финансового года и собранию акционеров. В России отчетность должна быть предоставлена до 1 апреля для годовой отчетности и в течение 30 дней после конца отчетного периода для текущей отчетности.

Отличия в оформлении отчетов.

      В отчетах в России и в США наблюдается ряд расхождений как по их форме, так и по содержанию.

      Формальные отличия вызваны в основном тем, что в России жестко зафиксированы формы, в которых предоставляется отчетность. Необходимость создания универсально применимых форм отчетов привела к тому, что информация в них разбита исключительно подробно. Однако такая подробность не увеличивает, к сожалению, аналитической полезности этих отчетов, а зачастую просто перегружает их информацией. Также из-за особенностей учета таких статей, как собственный капитал или НДС, перед использованием отчетности в аналитических целях приходится производить очистку валюты баланса. Некоторые отличия от американской системы вызываются просто разной целевой ориентацией отчетности. Так, пренебрежение интересами акционеров привело к тому, что выплата дивидендов не выделяется отдельной строкой в отчете о финансовых результатах, а теряется в строке ”Отвлеченные средства”, не указывается там и такой важный для США коэффициент, как отношение прибыли на акцию к её рыночной стоимости (P/E ratio).

      В США фиксируется не формат предоставляемых отчетов, а объем информации, которая должна быть в них раскрыта. Даже такие общепринятые вещи, противоречащие российской практике, как сортировка активов по убыванию ликвидности, а пассивов по убыванию уровня востребованности, а также выделение собственного капитала (owners' equity) из состава пассивов как отдельного источника ресурсов наряду с пассивами (liabilities) в американском смысле этого слова (т.е. кредиторской задолженности), не изменяют того факта, что форма представления информации определяется фирмой. Если предприятие посчитает это нужным, то оно может полностью сменить форму предоставления отчетности. Ориентация отчетности на предоставление полезной информации в сочетании со свободой в определении действительного характера раскрытия информации приводит к тому, что раскрывается действительно релевантная информация, а аналитичность отчетов, содержащих меньше информации, оказывается выше.

Примечания.

      Роль примечаний в США и России до сих пор различна. Хотя Положение о бухгалтерском учете и отчетности требует раскрытия в примечаниях (пояснительной записке) большого объема полезной информации, но качество этой информации хуже и предоставляется она менее полно, чем информация, предоставляемая в бухгалтерских отчетах. Играет свою роль и то, что учетная политика, которая должна раскрываться в примечаниях, регулируется во всех существенных моментах государством, а большая часть прочей информации должна предоставляться менеджментом на добровольной основе, т.е. не предоставляется. Часть информации, которая должна предоставляться российским менеджментом в примечаниях, раскрывается в США в отдельном документе, обычно письме дирекции акционерам.

      В США роль примечаний (footnotes) сопоставима по важности со всеми прочими отчетами, так как именно в примечаниях фирма раскрывает свою учетную политику, а также все существенные моменты, влиявшие и влияющие на деятельность организации. На самом деле, сегодня среди американских бухгалтеров растет обеспокоенность тем, что информативность примечаний растет в ущерб полезности финансовых отчетов.

Отчет аудитора.

      Структура и назначение аудиторского заключения в России аналогичны американским, за исключением того, что производится проверка соответствия бухгалтерского учета не неопределенным принципам GAAP, а конкретным законодательным и нормативным актам. Интересно отметить, тем не менее, что аудит согласно российским принципам рассматривается аудиторскими фирмами как менее трудоемкий и менее дорогостоящий, чем аудит согласно GAAP, хотя первый, в отличие от последнего, подразумевает сплошную документальную проверку. Также отличием российского аудита является необходимость “проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта”, а также проверки “соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций”.38 В США, в свою очередь, существует такой вид аудиторского заключения, как обзор (review), который носит негативный характер15.

      Важные отличия наблюдаются в составе предприятий, которым необходимо получать аудиторское заключение по своей отчетности. В США предоставление финансовой отчетности практически обязательно сочетается с получением аудиторского заключения. В России получение аудиторского заключения обязательно в следующих случаях:39

          По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

          банки и другие кредитные учреждения;

          страховые организации и общества взаимного страхования;

          товарные и фондовые биржи;

          инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

          внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

          благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

          3. Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта.

          Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

          4. Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.

          Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

          объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

          суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Консолидация отчетности.

      Консолидация отчетности продолжает оставаться понятием присущим преимущественно американской системе. Это связано прежде всего с расстановкой акцентов в системе учета и отчетности. Для американских акционеров и инвесторов важное значение играет не только данные по отдельному предприятию. В условиях диверсифицированной экономики, когда хозяйственные связи не ограничиваются рамками одного юридического лица, предоставление отчетности по одной изолированной хозяйственной единице часто может иметь в лучшем случае невысокую полезность. В случае транснациональной корпорации, имеющей большое количество филиалов за рубежом и активно использующей внутрифирменные трансфертные цены в своей работе, предоставление отчетности только по материнской компании может привести только к заблуждениям лиц, использующих эту отчетность. Аналогичная ситуация складывается нередко и для чисто американских холдингов и конгломератов.

      Хотя проблема консолидации носит крайне важный характер, в США еще не выработано однозначного подхода к ее решению. В настоящее время требуется консолидация всех дочерних и зависимых предприятий, доля материнского в акционерном капитале которых превышает 50%16. Общая схема подразумевает:

  1. При составлении консолидированного баланса производится суммирование активов и кредиторской задолженности по консолидируемым предприятиям. При суммировании осуществляется корректировка на долю меньшинства (minority interests), которая должна вычитаться. Сумма общей кредиторской задолженности уменьшается на взаимную кредиторскую задолженность консолидируемых предприятий. Соответственно, собственный капитал консолидированной системы предприятий есть разница между скорректированными активами и кредиторской задолженностью.
  2. При составлении отчета о прибылях и убытках производится исключение всех существенных операций и их финансовых результатов, которые произошли в отчетном периоде между консолидируемыми предприятиями. Дивидендный доход материнской фирмы по принадлежащим ей акциям дочернего общества также исключается из консолидированного дохода. Осуществляется также корректировка на долю меньшинства, но применение такой корректировки в отношении нераспределенной прибыли считается спорным40
  3. При составлении отчета о движении денежных средств производится исключение всех существенных движений активов и пассивов, которые произошли между фирмами, отчетность которых подлежит консолидации.

      В России консолидация как таковая практически не развита. Это связано с целым рядом причин, первоочередными из которых являются невысокая роль коммерческих потребителей бухгалтерской информации в процессе определения принципов и стандартов учета и отчетности, а также с тем, что основную роль в этом процессе играют государственные органы. Для них не играют особенной роли обобщенные данные о деятельности нескольких юридических лиц, так как контроль, прежде всего налоговый, осуществляется по каждому предприятию отдельно.

      В Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации утверждается необходимость предоставления сводной отчетности по дочерним предприятиям, но “в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации”41. До настоящего времени единственным видом консолидации, порядок которого определен министерством финансов, является составление сводной отчетности по государственным предприятиям и учреждениям, которая составляется их вышестоящей организацией. Сводная отчетность отличается от консолидированной тем, что в ней не производятся корректировки на долю меньшинства (за исключением случаев, когда доля государства или министерства меньше 50%), взаимное участие и общие трансакции.42

Информация о работе Сравнительный анализ принципов бух.учета