Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:40, курс лекций
Принципы с пояснениями и примерами.
1. Принцип хозяйствующей единицы (Принцип обособленности предприятия)
Согласно
данному принципу каждое предприятие
рассматривается как
Пример: Мистер Х владеет киоском в Екатеринбурге. Что из вышеперечисленного будет включено в качестве активов в баланс Валерия и почему?
Киоск,
деньги в кассе,
семейная машина,
задолженность одного из крупных клиентов,
деньги
на собственном банковском
счете Мистера Х.
2. Принцип действующего предприятия
Этот принцип
основан на предположении о том,
что предприятие будет действовать неопределенное
время, не будет продано и не прекратит
свое существование. Использование данного
принципа существенно облегчает работу
бухгалтера, т.к. в противном случае было
бы необходимо переоценивать материальные
запасы и другие средства предприятия
по ликвидационной стоимости.
3. Принцип денежного измерения
В финансовом учете отражается только та информация, которая может быть представлена в денежном выражении. (В управленческом учете данные могут быть отражены и в натуральных показателях). Преимуществом использования данного принципа является то, что неоднородные факты о предприятии могут быть отражены в денежном выражении и проанализированы, но существует и ряд недостатков:
- в бухгалтерском учете не могут быть отражены некоторые важные факторы, которые невозможно представить в денежном эквиваленте, например, преимущества продукции конкурентов, раздоры среди собственников и т.д.
- стоимость
денег изменяется со временем,
особенно в странах с сильной
инфляцией, а это влияет на реальное
финансовое положение предприятия.
4. Принцип консерватизма
Если относительно
причитающихся к получению или
платежу сумм существует две оценки,
и обе оценки кажутся корректными,
то в бухгалтерском учете
Для признания доходов
Пример:
Муниципальная служба
транспорта проводит
оценку своих материальных
ценностей для составления
годовой отчетности.
На основе расчетов
бухгалтеров были получены
две оценки: $140,000 и $150,000.
Главный бухгалтер решает ,
какая оценка будет
использована. Каков
будет выбор и почему?
5. Принцип сбалансированности или балансовое управление
Финансовое положение
Таким
образом, можем составить
Актив =
Капитал
Но, капитал
компании состоит, как правило, из
двух частей - Требований собственников
или собственного капитала (Капитал)
и Требований кредиторов или заемного
капитала (Обязательства). Следовательно,
мы можем детализировать ранее полученное
уравнение:
Актив =
Обязательства + Капитал
Если мы преобразуем
полученное уравнение, то получим, что
Капитал = Актив - Обязательства, т.е.
капитал является остаточным интересом
собственника в активах компании, остающемся
после удовлетворения требований кредиторов.
Капитал, рассчитанный по данной формуле
называют также Чистыми (нетто)
активами.
Баланс предприятия
Финансовое положение любой хозяйственной единицы, самостоятельно ведущей учет, на конкретный момент времени отражает бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении)
Виды форм баланса:
Сумма активов предприятия
должна быть равна сумме
Активы |
Капитал и обязательства |
ИспользованиеНа что расходуются средства. Чем владеет данное предприятие |
ИсточникиОткуда поступают финансовые средства, т.е. то, что данное предприятие должно другим (собственникам или третьим лицам) |
6. Принцип двойной записи и система счетов
Объем средств, обязательств и капитала предприятий изменяются из дня в день и поэтому, суммы отраженные в балансе также изменяются. Изменения в балансе затрагивают или события, отражаемые в учетных регистрах называются хозяйственными операциями. Каждая хозяйственная операция оказывает двойное воздействие на учетные регистры, то есть, затрагивает не менее двух статей баланса. Таким образом, все хозяйственные операции регистрируются способом двойной записи, который формально является отражением принципа сбалансированности.
Изменения в балансе бывают четырех видов:
Но! Баланс не дает достаточной информации о предприятии. В нем нельзя найти сведения о дебиторах и кредиторах, о размере задолженности каждого из них и так далее. Кроме того, составление баланса после каждой хозяйственной операции невозможно, так как если предприятие крупное, то в день оно может совершать не один десяток хозяйственных операций. Это породило необходимость использования более детальной информации и спровоцировало появление бухгалтерских счетов.
Бухгалтерский счет. Классификация счетов.
Счет - основная единица хранения учетной информации, предназначен для детального отражения операций по всем видам активов, обязательств и капитала. Учет всей хозяйственной деятельности производится при помощи бухгалтерских счетов. Наиболее распространенная форма - Т-счета.
Увеличение по счету показывается на одной стороне, а уменьшение - на другой. Сальдо подсчитывается как разница между суммами сторон. При открытии счета начальное сальдо берется из баланса. Левая часть счета - Дебет, а правая часть счета - Кредит. Понятия дебет и кредит нельзя смешивать с понятиями уменьшить и увеличить. Дебетовать - значит внести определенную сумму в левую часть счета, а кредитовать - значит внести определенную сумму в правую часть счета. Увеличивают или уменьшают дебетовые или кредитовые суммы счет, определяется его типом.
Все счета подразделяются на группы согласно балансовому уравнению:
- счета активов
- счета обязательств
- счета капитала
- счета хозяйственных процессов и расчетов
Счета расходов и доходов влияют на величину капитала предприятия, а именно на прибыль предприятия. Данные счета отражаются в Отчете о прибыли и убытках.
Начальное сальдо
активных счетов отражается по дебету,
а начальное сальдо счетов обязательств
и капитала отражается по кредиту. Правила
учета операций на счетах можно отразить
в следующей таблице:
активы | Обязательства | капитал | доходы | расходы | |
Дебет | + | - | - | - | + |
Кредит | - | + | + | + | - |
При открытии счетов начальное сальдо всегда записывается на ту сторону, на которой они записаны в балансе.
Как
было сказано выше, каждая хозяйственная
операция записывается в одной
и той же сумме 2 раза: по
Дт одного счета и по Кт
другого счета. При отражении операций
на счетах возникает взаимосвязь между
ними, называемая корреспонденцией счетов,
а сами счета называются корреспондирующими.
Схема записи на счетах
а)
активный счет
№ ____________ |
б)
пассивный счет
№ _____________ | ||||||||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||||||||||
1) Сальдо начальное | 1) Сальдо начальное | ||||||||||||
2) Увеличение средств | 3) Уменьшение средств | 3) Уменьшение источника средств | 2) Увеличение источника средств | ||||||||||
Дебетовый оборот | Кредитовый оборот | Дебетовый оборот | Кредитовый оборот | ||||||||||
4) Сальдо конечное (дебетовое) | 4) Сальдо конечное (кредитовое) | ||||||||||||
4) = 1) + 2) – 3) | |||||||||||||
в)
активно-пассивный
счет
№ _____________ (например, 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
|||||||||||||
Дебет | Кредит | ||||||||||||
1) Сальдо начальное – задолженность дебиторов | 2) Сальдо начальное – задолженность кредиторам | ||||||||||||
3) Увеличение задолженности дебиторов; погашение задолженности кредиторов | 4) Уменьшение задолженности дебиторов; увеличение задолженности кредиторам | ||||||||||||
Сальдо конечное – задолженность дебиторов (когда 1+3>4); задолженность кредиторов (когда 2+4<3) | Сальдо конечное – задолженность кредиторам (когда 2+4>3); задолженность дебиторам (когда 1+3<4) |
Для составления проводки необходимо:
План
счетов бухгалтерского учета производственно-
На практике предприятия исключают счета, которые не применяемые в той или иной отрасли, и обычно задействуют не более 20-30 счетов, то есть работают по сокращенному Плану.
После определения корреспондирующих счетов в результате проведения данной операции составляется бухгалтерская проводка. Если в проводке корреспондируют только два счета (один по дебету, другой по кредиту), то она называется простой. Бухгалтерские проводки, в которых взаимодействуют более двух счетов – сложные проводки.
В таблицах 1 и 2 приводятся соответственно схемы простой и сложной бухгалтерских проводок.
Таблица 1
Схема простой бухгалтерской проводки
Д | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками | К | Д | 10 «Материалы | К | |||
Сн. - | Сн. - | |||||||
200 | 200 | |||||||
200
(кредитовый оборот) |
200
(дебетовый оборот) |
|||||||
Таблица 2
Схема сложной бухгалтерской проводки
Д | 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда | К | ||||||||
10000 | Сн. - | |||||||||
Д | 50 «Касса» | К | 10000
(дебетовый оборот) |
|||||||
Сн. - | 10000
300 |
|||||||||
10300
(кредитовый оборот) |
||||||||||
Д | 71 «Расчеты с подотчетными лицами | К | ||||||||
Сн. - | - | |||||||||
300 | ||||||||||
300
(дебетовый оборот) |