Принципы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:40, курс лекций

Краткое описание

Принципы с пояснениями и примерами.

Файлы: 1 файл

2 - Принципы бухгалтерского учета.DOC

— 144.00 Кб (Скачать)

Проводка, отраженная в таблице 1, вызвана следующей  хозяйственной операцией:

От поставщика поступили  на склад материалы на сумму 200 руб.

   В результате данной операции на складе увеличилось количество материалов на сумму 200 рублей (дебетуется активный счет 10) с одновременным возникновением задолженности поставщику в той же сумме (кредитуется пассивный счет 60). Таким образом, бухгалтерская проводка по этой операции имеет вид:

   Дебет – «Материалы» – 200;

   Кредит  – «Расчеты и поставщиками» – 200.

   Или с использованием номеров счетов:

   Д 10 200;

   К 60 200.

Таблица 2 отражает на счетах следующую операцию:

Выданы из кассы предприятия средства на зарплату в сумме 10000 рублей и в подотчет работнику на командировочные нужды 300 рублей.

   После совершения этой операции в кассе  сумма денежных средств уменьшилась  на 10300 рублей (кредит активного счета 50 «Касса», в результате чего погашена задолженность по зарплате в сумме 10000 рублей (дебетуется пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»), и возникла задолженность подотчетного лица – дебитора на 300 рублей (дебетуется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»).

   Таким образом, бухгалтерская проводка по этой операции имеет вид:

   Дебет – «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 10000;

   Дебет «Расчеты с подотчетными лицами»  – 300;

   Кредит  – «Касса» – 10300.

   Или:

   Д 70 10000;

   Д 71 300;

   К 50 10300. 

Классификация счетов

     Все счета бухгалтерского учета  объединяются в Плане счетов  бухгалтерского учета и классифицируются по нескольким  основаниям.

    1) С точки зрения экономического содержания счета делятся на две группы:

1 группа –  счета хозяйственных средств и их источников

2 группа –  счета хозяйственных процессов  и их результатов.

   2) В свою очередь счета каждой из этих двух групп классифицируются с точки зрения их назначения. Рассмотрим каждую из этих двух групп:

Счета хозяйственных средств и их источников:

  • Инвентарные счета

Все счета  по которым можно провести инвентаризацию (01, 10), все счета активные.

  • Счета денежные

Все счета, на которых учитываются денежные средства (50, 51), все счета активные

  • Фондовые счета

Счета на которых  учитываются фонды предприятий (80, 82 –резервный капитал, 83-добавочный капитал), все счета пассивные

  • Счета расчетов

Счета, на которых  учитываются счета предприятий (60 – расчеты с поставщиками и  подрядчиками, 62 – расчеты с покупателями и заказчиками, 70 – расчеты с персоналом по оплате труда, 71 – расчеты с подотчетными лицами), как правило, все счета активно-пассивные

  • Регулирующие счета

Счета, регулирующие активные счета (02 регулирует 01,  05 регулирует 04)

Счета хозяйственных процессов  и их результатов:

  • Калькуляционные счета

При помощи данных счетов определяется себестоимость  продукции и калькулируются прямые производственные затраты (20 – основное производство, 23 – вспомогательное  производство), счета активные

  • Собирательно-распределительные

Собираются  косвенные затраты на производство (25 – общепроизводственные расходы (ремонт цеха, зарплата начальника цеха, зарплата обслуживающего персонала), 25 – общехозяйственные расходы (зарплата работников заводоуправления, канцелярские товары)), счета активные

  • Отчетно-распределительные

Счета, распределяющие расходы на несколько отчетных периодов (97 – расходы будущих периодов, 96 – резервы  предстоящих расходов и платежей), могут быть как активными, так и пассивными

  • Операционно-результатные

Счета, которые  иллюстрируют результаты финансово-хозяйственных  операций, активно-пассивные счета, которые в Балансе не отражаются, а отражаются в Отчете о финансовых результатах (90 – Продажи, 91 – прочие доходы и расходы)

  • Финансово-результатные счета

Счета, отражающие финансовые результаты деятельности предприятия (99 – Прибыль и убытки)

     3) Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические, аналитические и субсчета.

     Синтетические счета – предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов. Учет, осуществляемый на этих счетах называется синтетическим и используется для заполнения форм бухгалтерского учета и отчетности. Все синтетические счета перечислены в Плане счетов бухгалтерского учета и дают возможность укрупненного учета в динамике за ряд лет для установления зависимости между хозяйственными процессами и финансовыми результатами деятельности предприятия.

      Однако, для решения оперативных  задач управления и руководства  работой предприятия, контроля  и планирования объема материально-технического  снабжения, контроля за сохранностью всех видов собственности и так далее, требуются более детальные, конкретные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия. Счета, предназначенные для такого вида учета называются аналитическими. Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная связь. Совокупность аналитических счетов, обобщенных благодаря денежной оценке, образуют синтетический счет. Сальдо синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, относящихся к нему. Но! Информация на аналитических счетах может быть представлена не только в денежном измерении, но и в натуральных показателях.

     Кроме вышеперечисленных видов  счетов, в бухгалтерском учете  применяют также субсчета. Эти счета являются чем-то средним между аналитическими и синтетическими счетами. По своему характеру субсчета стоят ближе к синтетическим счетам, так как:

  • Сами являются обобщающими
  • В их состав могут быть включены десятки аналитическим счетов
  • Объекты отражаются на субсчетах только в денежном измерении

С другой стороны, субсчета входят в состав синтетических счетов и конкретизируют данные синтетических счетов.

     4) Выделяют, также, балансовые и забалансовые счета.

  Балансовые счета  – счета, которые находят свое отражение финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия и учитывающие средства, принадлежащие предприятию

Забалансовые  счета – счета, на которых  учитываются ценности и документы, поступающие на предприятие на хранение, или на комиссию. Кроме того, учитываются знаки оплаты государственной пошлины, бланки строгой отчетности и другие документы и ценности, факторинговые операции, выданные гарантии и поручительства. Операции на внебалансовых счетах записываются без применения двойной записи: при зачислении средств – оформляется приход, а при выбытии – расход.

     5) Существует еще одна классификация счетов: счета постоянные и временные.

Постоянные  счета – сальдо этих счетов отражается в балансе, их называют также балансовыми счетами, остатки по ним переносятся на следующий период, то есть они показываются в балансе.

Временные счета - открываются только на один учетный период. В конце учетного периода они должны быть закрыты. К данной группе относятся все счета доходов и расходов, счет изъятия, счет итоговой прибыли.

7. Принцип соответствия

     Доходы должны быть отнесены к тому периоду, в котором товары были проданы, услуги оказаны, а работы выполнены. Расходы относятся к тому периоду, когда были понесены для получения этих доходов.

     Для реализации этого правила  на практике применяется учет  по методу начисления. Если реализация производится со скидкой, то доход регистрируется по более низкой цене, если продажа товаров осуществляется в кредит, то при измерении дохода за период сумма дохода уменьшается на величину возможных не поступлений, т.е. на возможную сумму безнадежных долгов. Таким образом, производится отражение всех операций и событий в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства.

     Противоположным методу начисления  является кассовый метод. Данным методом пользуется малый бизнес. Кроме того, в США данный метод разрешено использовать бухгалтерам, а в Великобритании - бухгалтерам и юристам. Все остальные - работают по методу начислений (в 1996 году была забастовка бухгалтеров).

Признание расходов

Для определения  периода, в котором должны быть признаны расходы используется четыре термина определения расходов:

издержки (стоимость) - ресурсы, используемые предприятием, в денежном измерении

затраты - уменьшение активов (счета денежных средств) или увеличение пассивов (счета к оплате), связанное в возникновением издержек. Затраты периода должны быть равны стоимости товаров и услуг, приобретенных в данном учетном периоде.

расходы - статья издержек, относящихся к текущему учетному периоду. Если производятся затраты, то возникшие издержки должны быть отнесены либо к активам, либо к расходам.

выплата - платеж денежных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходами  текущего периода являются:

  • издержки, связанные с деятельностью в данном периоде;
  • затраты, которые не могут быть связаны с доходами будущих периодов.

Правило соответствия реализуется двумя методами: отсрочки и начисления. Они необходимы в  следующих случаях:

а) Распределить зарегистрированные расходы (предварительная  оплата аренды) по двум или более  отчетным периодам.

б) Распределить зарегистрированные доходы (заранее полученные доходы от комиссионной торговли) по двум или более отчетным периодам

в) Зарегистрировать незарегистрированные доходы (комиссионные, не полученные по счетам от клиентов).

г) Зарегистрировать незарегистрированные расходы (зарплата, заработанная служащими после последнего дня выдачи зарплаты в отчетный период).

     Метод отсрочки используется, когда  доходы и расходы относятся  к более, чем одному отчетному периоду. При проведении корректирующих записей доходы и расходы, сделанные в настоящий период времени, относятся к настоящему периоду, а остаток переносится на будущий период.

      Метод начисления необходим для  того, чтобы зарегистрировать доходы  или расходы, которые уже имели место, но не зарегистрированы и не проведены по кассе. 
 
 
 
 
 

Отсроченные статьи: 

    Активы

                            

 
 

Накопленные статьи

 

 

 
 

Корректирующие  записи для отсроченных статей: Расходы  будущих периодов и амортизация

Корректирующие записи для накопленных статей: начисление расходов и доходов 

Информация о работе Принципы бухгалтерского учета