Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа
Преобразование жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных экономических реформ. Создание благоприятных условий для проживания населения напрямую зависит как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг. В связи с этим условия деятельности предприятий ЖКХ в России отличаются тем, что они функционируют в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основе тарифной политики.
Введение
3
1 Теоретические основы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.1Сущность управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства
13
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в повышении эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного Пластовского водопроводного предприятия
30
2.1 Характеристика муниципального Пластовского водопроводного предприятия
30
2.2 Анализ финансовых потоков предприятия
35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия. SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственным состоянием предприятия на основе тарифной политики
46
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.1 Пути совершенствования управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
76
Заключение
84
Глоссарий
87
Список использованных источников
Таким образом, проблемы финансирования предприятий ЖКХ пока не решены: предприятия ЖКХ не заинтересованы в снижении затрат, так как это сразу вызовет снижение тарифов, а это может привести к ситуации, когда доходы предприятий не покроют их расходы. В настоящее время затраты на реализацию продукции предприятий ЖКХ обычно высоки, что ведет к резкому росту тарифов, недовольству пользователей услуг.
Поэтому финансово-
1.3 Анализ финансово-
Основной целью управления предприятием ЖКХ является обеспечение финансового равновесия предприятия в процессе его развития путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и их синхронизации во времени. Поэтому анализ финансового состояния предприятия можно осуществлять на основе финансовых потоков, которые бывают двух направлений (рисунок 3).
Рис. 3 – Направления денежных потоков
Притоки – поступление денежных средств за период в разрезе их видов и направлений. Оттоки – расходование денежных средств за период в разрезе их видов и направлений. Поэтому при анализе финансового состояния предприятия в секторе водоснабжения необходимо осуществить:
- анализ объективно необходимых затрат на производство услуг с учетом условий производства, заданий по замене основных фондов, их модернизации и строительству;
- анализ фактических затрат
предприятия по отдельным
- анализ, расчет и реструктуризацию операционных затрат и возможного увеличения инвестиционной составляющей тарифов с учетом сокращения нерациональных расходов, повышения ресурсной эффективности производства, определение максимально допустимого по платежеспособности и оправданного по качеству услуг тарифа;
- анализ тарифов на услуги ЖКХ с целью предотвращения необоснованного завышения размера платежей потребителей (как путем завышения тарифов, так и нормативов потребления);
- оценку при согласовании
Анализ финансового состояния предприятия осуществляется в три этапа: сбор исходной информации, анализ, формирование финансовой политики.
При осуществлении этих этапов выполняются следующие мероприятия:
- оценка затрат
производства и сбыта
- уточнение финансовых целей предприятия;
- финансовый анализ деятельности предприятия;
- сегментный анализ рынка;
- оценка влияния мер государственного регулирования на вопросы
ценообразования;
- определение
окончательной финансово-
Основные элементы и этапы финансового анализа, основные мероприятия и взаимосвязи между ними представлены в таблице 4.
Первым этапом работы является сбор исходной информации, причем основными мероприятиями в ходе выполнения данного этапа работ являются следующие:
а) оценка затрат. При оценке затрат производства и сбыта продукции
Таблица 4 - Основные элементы и этапы анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия
I. Сбор исходной информации |
II. Стратегический анализ |
III. Выявление проблем финансового состояния предприятия |
1.Оценка затрат |
6. Финансовый анализ |
10 Разработка финансово- |
2. Уточнение финансовых целей предприятия |
||
3.Определение потенциальных покупателей |
7. Сегментный анализ рынка |
|
4.Уточнение маркетинговой стратегии |
8. Анализ конкуренции |
|
5.Определение потенциальных конкурентов |
9.Оценка государственного влияния |
основное внимание следует уделять выявлению всех тех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, а также выявлению и анализу тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен;
б) уточнение финансовых целей предприятия. Ценовая стратегия должна соответствовать основным финансовым целям предприятия, принятым на ближайшее время и перспективу. В соответствии с финансовым планом предприятия определяется минимальный уровень прибыльности, а также приоритетность задачи - получения наибольшего объема прибыли или получения прибыли в определенный срок для погашения задолженностей по ранее привлеченным заемным средствам (включая неплатежи в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, работникам или поставщикам);
На первом этапе необходимо рассмотреть структуру и динамику основных затрат, оказывающих влияние на финансовое состояние предприятия. В процессе анализа выделяются виды затрат, которые в структуре занимают большую часть затрат или происходит резкий скачек при изучении динамики. Выделив такие группы затрат, для каждой из них изучаются причины изменения структуры и динамики на основе изучения факторов, оказывающих на них влияние. Так, например, объяснить рост стоимости электроэнергии можно на основе изучения структуры и динамики цен, объема, стоимости в зависимости от вида цены (регулируемой или свободной).
В ходе проведения анализа финансового состояния предприятия необходимо уточнить финансовые цели предприятия и их соответствие возможностям потенциальных покупателей. При этом необходимо рассмотреть зависимость платежей за воду от объема потребленной продукции, ее качества. Для этого необходимо проанализировать постановления администрации района об утверждении объема потребленной воды жителями района, так как только для них существует сегментация внутри группы.
Вторым этапом является непосредственно анализ финансовых результатов, при котором все показатели рассматриваются в динамике, причем его проведение основывается на информации о:
- существующих финансовых потоках предприятия;
- затратах на производство услуг водоснабжения.
Затем рассмотреть критерии финансового состояния предприятия, которыми выступают платежеспособность предприятия, рентабельность и его ликвидность.
Под ликвидностью предприятия понимается наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств.
Коэффициент общей ликвидности рассчитывается по следующей формуле:
Кобщей. ликв. = ОА/КО, (1)
где: Кобщей.ликв. – коэффициент общей ликвидности
ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства.
Коэффициент срочной ликвидности рассчитывается по следующей формуле:
Ксроч.ликв. = (ДС + КФВ + ДЗ)/ КО, (2)
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по следующем (3):
Кабс.ликв. = ДС / КО, (3)
где: ДС – денежные средства;
КО – краткосрочные обязательства.
Следующий этап - оценка финансовой устойчивости.
Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платеже- и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
В условиях рыночной экономики весьма важное значение приобретает финансовая независимость предприятия от внешних заемных источников. Запас источников собственных средств - это запас финансовой устойчивости предприятия при том условии, что его собственные средства превышают заемные. Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей.
Устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется системой финансовых коэффициентов.
Коэффициент общей платежеспособности определяет долю собственного капитала в общей величине источников финансирования предприятия. Данный коэффициент рассчитывается как отношение собственного капитала к валюте баланса предприятия.
Коэффициент определяется как отношение величины собственного капитала к валюте баланса.
Кобп = СК / ВБ (4)
где: Кобп – коэффициент общей платежеспособности
СК – собственный капитал
ВБ – валюта баланса
Коэффициент автономии определяется как отношение собственного капитала к заемному.
Ка = СК / ЗК (5)
где: Ка – коэффициент автономии
СК – собственный капитал
ЗК – заемный капитал
Коэффициент маневренности рассчитывается по следующей формуле:
Км = (СК-ПА+ДолгОб)/СК (6)
где: Км – коэффициент маневренности;
СК – собственный капитал;
ПА – постоянные активы
Долг Об – долгосрочные обязательства)/СК
Следующий этап - анализ рентабельности.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; показатели, характеризующие рентабельность продаж; показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности.
Рентабельность активов (ROA) — отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.
Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли. В таблице 5 показаны формулы расчета показателей рентабельности.
Таблица 5 - Показатели рентабельности
Показатель |
Формула |
Рентабельность активов |
= ЧП/ Ср. год. стоимость активов |
Рентабельность собственного капитала |
=ЧП/Ср. годовая стоимость соб. капитала |
Рентабельность продаж |
=ЧП/ Выручка от реализации |