Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Преобразование жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных экономических реформ. Создание благоприятных условий для проживания населения напрямую зависит как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг. В связи с этим условия деятельности предприятий ЖКХ в России отличаются тем, что они функционируют в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основе тарифной политики.

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.1Сущность управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства
13
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в повышении эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного Пластовского водопроводного предприятия
30
2.1 Характеристика муниципального Пластовского водопроводного предприятия
30
2.2 Анализ финансовых потоков предприятия
35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия. SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственным состоянием предприятия на основе тарифной политики
46
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.1 Пути совершенствования управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
76
Заключение
84
Глоссарий
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом Уржумцевой Л.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

Все коэффициенты  ликвидности предприятия в 2009г. были в пределах нормы, а это означало, что учреждение  имело достаточно средств для того, чтобы вовремя рассчитываться по текущим обязательствам, в том числе с бюджетом по налогам, а также,  что учреждение имеет возможность за счет оборотных активов ликвидировать краткосрочную  кредиторскую задолженность. Однако в 2011г. все они стали настолько низкими, что предприятие стало не платежеспособным: показатели обеспеченности предприятия его активами   меньше  нормативной величины, что говорит о том, что активы не покрывают долговые обязательства

Таким образом, финансовое положения предприятия необходимо в целом считать неудовлетворительным. Поэтому администрации предприятия необходимо обратить серьезное внимание на вскрытые недочеты в финансово-хозяйственном положении предприятия и принять срочные меры к их ликвидации.

Проведенные расчеты показывают: низкая рентабельность предприятия объясняется тем, что, осуществляя деятельность на основе тарифной политики, предприятие не заинтересовано в финансовых результатах, направленных на снижение тарифов, снижение затрат на потери и неучтенные расходы воды, на ликвидацию аварий, так как:

- заработная плата не зависит  от рентабельности;

- денежные притоки зависят от  величины расходов всех видов: чем больше расходы в предыдущем  периоде, тем выше тариф на  продукцию предприятия в следующем году.

Показатели деловой активности очень низкие в виду того, что предприятие имеет большой объем основных средств – особенность предприятий данной отрасли.

Финансовые результаты деятельности предприятия показывают, что  предприятие при  ежегодном увеличении  тарифов не может выйти на уровень запланированной прибыли (от 400 до 500 тыс. рублей) в виду того, что эти деньги тратятся на незапланированные мероприятия по ликвидации аварий, число  которых с каждым годом увеличивается, особенно в селах, на платежи за электороэнергию, заработную плату работникам предприятия. 

Поэтому финансовое состояние предприятия не способствует решению двух взаимосвязанных проблем:

- модернизации предприятия в  ближайшее время, что влечет большие  финансовые вложения особенно на ликвидацию аварий на водопроводе;

- понижению тарифов для населения  в перспективе.

Используя свое монопольное положение на рынке водопроводное предприятие не предпринимает никаких мер для снижения финансовой нагрузки на пользователей воды, тем более маркетинговая стратегия предприятия на ближайшую перспективу подчинена решению федеральных властей: каждая группа потребителей должна  производить 100%-ную оплату  за использованную продукцию.

В настоящее время пользователи первой группы (жители района) оплачивают 97,5% тарифа за каждый куб.м воды, бюджетные организации – 100%, все остальные средства до себестоимости продукции оплачиваются небюджетными организациями.

Администрация предприятия ведет политику на ежегодное увеличение тарифов на водоснабжение для всех категорий пользователей в соответствие с предельными ставками, утверждаемыми правительством РФ. Так, в 2010г. тариф составил 31,62 рубля, что на 26,8% больше, чем в 2009г. В 2011г. в сравнении с 2010г. планируется увеличить тариф на 19,5% и он составит 37,75 рубля.

Экономист предприятия объясняет ценовую стратегию предприятия, направленную на повышение тарифов причинами:

- ежегодным повышением монополий  цен на электроэнергию, газ, бензин;

- необходимостью возврата инвестиций  с процентами (причем немалыми -

33%) предприятию, предоставившему водопроводной  организации финансовые средства для проведения мероприятий по снижению использования электроэнергии;

- резким увеличением расходов  на ликвидацию аварий.

Предприятием ежегодно в рамках утвержденных тарифов ведется замена водопроводных сетей до 1,5км, т.е. около 0,5% от общей протяженности, что, конечно, недостаточно, учитывая значительный износ сетей. Увеличить количество плановых ремонтов сетей, со слов руководителя предприятия, не представляется возможным из-за отсутствия достаточных средств и невозможности увеличения тарифов на водоснабжение.

Большое негативное влияние на формирование цен на продукцию водопроводного хозяйства оказывает государственное влияние. Меры государственного регулирования по вопросам ценообразования можно разбить на несколько групп:

- формирование тарифа  на основе  предельного повышения  коэффициента: в 2010 году не более 25% от тарифа 2008 года, в 2011г. не более 20% от тарифа 2010г.

- в целях создания открытости на рынке водопроводного предприятия государство приняло решение: в 2012г. увеличить тарифы многоквартирным домам на 20, а в 2013г. – на  40%, если в них не поставят счетчики учета для всего дома;

- утверждение на местном  уровне предельного  объема потребления на человека в зависимости от условий пользования продукцией;

- на местном уровне  принимается решение о дотациях  малообеспеченным жителям района, благодаря которому 14% жителей района  получают финансовую  помощь  для оплаты услуг водопроводного предприятия.

Поэтому тарифная  политика направлена на рост тарифов при низкой рентабельности деятельности предприятия. Например, предприятие намерено в течение 5 лет менять частотные преобразователи, оставляя высокий  расход электроэнергии на подачу 1 куб.м  воды. Главный экономист объяснил, что только так можно обойти законы по формированию тарифов и осуществить модернизацию оборудования, в дальнейшем позволяющего экономить до 30% электроэнергии.

Большой размер утечек объясняется  ветхостью разводящих сетей и водопроводов как в городе, так и в селах. Средний износ разводящих сетей и водопроводов составляет:

1. Водоводы города  стальные 10км  –  97 %, чугунные 37км. –61 %, полиэтиленовые 6 км-  27 %

2. Водопроводы сел стальные 66,5км. - 98%

3. Сети городские стальные 42км – 97 %, чугунные 33,7км. – 42 %, полиэтиленовые  2км – 25 %

4. Сети внутриквартальные городские 3км – 67 %.

Кроме того, большие утечки  объясняются  и сейсмическими условиями. Территория города Пласт характеризуется большими смещениями пород, так как находится на горных выработках шахт ЗАО   « Южуралзолото», что и приводит к  частым переломам чугунных труб, порывам сварных стыков стальных труб. При авариях на разводящих сетях вода зачастую не показывается на поверхности земли, а уходит в шахты, что затрудняет определение мест аварий, увеличивает сроки их устранения и, как следствие, приводит к большим потерям воды.

Для решения финансовых проблем предприятия проведем SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия на основе тарифной политики, выделяя сильные и слабые стороны, анализируя возможности и угрозы.(таб. 18).

SWOТ-анализ управления финансовым состоянием предприятия на основе тарифной политики, показал, что оно не эффективно с точки зрения затрат: предприятие не заинтересовано в своих финансовых результатах, связанных с ростом прибыли и рентабельности, не происходит модернизации производственных процессов, растет сумма долга из-за неплатежеспособности населения. Уже в 2010г. в Пластовском муниципальном районе платежи составляют только 83% от суммы, которую должны выплатить предприятию все категории пользователей.

Кроме того, формирование цен на основе затратного метода без целенаправленной модернизации основных фондов (просто ежегодное проедание денег), является антисоциальным:

- разговоры о том, как  власти заботятся о кошельках  жителей, натыкаются на

Таблица 18 - SWOТ-анализ управления финансовым состоянием предприятия на основе тарифной политики

Сильные стороны:

- Наличие достаточных  мощностей для очистки и подачи питьевой воды

- Значительные запасы  месторождений подземных пресных  вод (1,5 млн.м3/сут.).

- Высококвалифицированный  уровень инженерно-технического  персонала.

- Наличие эффективных  организационных структур управления.

- Возможность повышения  заработной платы независимо от рентабельности.

- Ежегодное повышение  тарифов на основе затратного  метода.

Слабые стороны:

 

- Отсутствие внедренных  современных технологий по очистке воды.

- Высокая степень физического  износа основных фондов (более 70%).

- Морально устаревшее оборудование (64%).

- Удаленность потребителей  от водозаборов, источников водоснабжения

- Ограниченность собственных  средств предприятий на капитальный  ремонт, реконструкцию и обновление  основных фондов

- Отсутствие в необходимых  объемах государственного и частного инвестирования в модернизацию объектов водопроводного хозяйства района.

- Высокая зависимость  предприятий водопроводного хозяйства  от роста цен на энергоносители

Возможности:

- Государственная поддержка  на реализацию программ развития и реконструкции систем водоснабжения

- Внедрение ресурсосберегающих  и инновационных технологий

- Привлечение частных  инвесторов 

- Повышение квалификации  персонала.

Угрозы:

- Увеличение износа  основных фондов объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

- Увеличение возможности  роста аварий техногенного характера.

- Сохранение нестабильного  водоснабжения потребителей в  отдельных поселениях.

- Ухудшение экологической  и санитарно-эпидемиологической  ситуации.

- Неплатежеспособность  населения из-за роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

- Социалььная напряженность  в районе


 

показатель прошлогоднего уровня инфляции – официально за 2010 год она подросла на 8,8 процентов. А рост тарифов на воду был таков, что  превысил инфляцию в два раза.

- в 2009 - 2010 годах  в условиях финансового кризиса рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе и на водообеспечение, продолжает превышать уровень роста заработной платы;

- при замораживании  заработной  платы бюджетникам до сентября 2010г. администрация предприятия повышает заработную плату работникам более чем на 70% в сравнении с 2009г., доведя заработную плату управленческому аппарату до 18-25 тыс. рублей.

С формальной стороны все выглядит вполне благополучно. Регулирование цен и тарифов находится в ведении правительства РФ, Федеральной службы по тарифам, Минэкономразвития России, Минфина России, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной энергетической комиссии,  подразделений этих структур, т.е. задействована целая армия чиновников, но вместе с тем из процесса ценообразования и контроля жилищно-коммунальных тарифов исключены повсеместно представительные (законодательные) органы власти. Депутаты лишь констатируют недостатки в ценообразовании естественных монополий, муниципальных унитарных предприятий и имеют лишь опосредованное влияние на их утверждение, хотя несут ответственность перед избирателями.

Водопроводное  хозяйство  пребывает в упадке. Но по оценкам предприятия до 30% воды не доходит до конечного потребителя. Изношенность коммуникаций доходит до 60-70%. Стоимость этих потерь наряду с другими факторами ведет к опасному для социальной стабильности росту цен на жилищно-коммунальные услуги.

Исходя из проведённого анализа финансово-хозяйственной деятельности, можно сделать вывод, что предприятию необходимо предпринять меры по совершенствованию процесса ценообразования. Особенно следует отметить старый подход к вопросу определения и установления цены, применение только затратного метода ценообразования, на основе которого происходит необоснованный рост некоторых статей при расчете себестоимости услуг предприятия.

На предприятии не ведутся работы в направлении поиска новых нестандартных решений, новых ниш и сфер деятельности, отсутствует  разработки ценовой политики и стратегии с учетом местных возможностей, а также поиска новых нестандартных решений по обновлению водопроводных сетей.

Планирование тарифов ведется без серьезного анализа как возможностей предприятия по уменьшению себестоимости услуг, так и возможностей пользователей производить оплату услуг, стоимость которых ежегодно возрастает в среднем на 20%.

При этом ежегодно предприятие планирует использовать большую часть платежей, осуществляемых всеми категориями  пользователей, на текущие проблемы: ликвидацию аварий, заработную плату, электроэнергию.

Во время беседы с работниками предприятия выявлено, что в результате неэффективного использования средств у жителей района и коллективов предприятий сформировалось  негативное отношение к водопроводному предприятию.

Ценовую стратегию предприятия в настоящее время нельзя считать эффективной в виду того, что не решается  главная задача тарифной стратегии предприятия - сохранение приемлемого для потребителей уровня тарифов при полной модернизации всего существующего комплекса водоснабжения.

Поэтому коллектив предприятия должен спланировать свою работу в вопросах ценообразования так, что  все участники процесса реформирования: население и прочие потребители, органы власти и само предприятие - должны действовать как партнеры, заинтересованные в достижении одних и тех же целей. Основой партнерства должен стать поиск компромиссов между техническими задачами, финансовыми потребностями предприятия и платежеспособностью потребителей.

Таким образом, понятно, что разрешить все эти проблемы финансирования можно только с помощью разумной, экономически и социально обоснованной тарифной политики, которая в первую очередь будет направлена не на рост заработной платы на 33 и более процентов, а на замену устаревшего оборудования и водопроводных сетей. При этом на уровне федеральной власти необходимо разработать механизм финансирования предприятий коммунального хозяйства, оказывающий положительное влияние на заинтересованность коллективов предприятий в конечном финансовом результате: росте прибыли при сокращении финансирования затрат и постоянном снижении тарифов (или их росте не выше инфляции).

Вместе с тем, проблемы связанные с водоснабжением являются социально значимыми по нескольким причинам:

- рост тарифов в большем процентном  отношении, чем рост заработной платы, ухудшает материальное положение жителей  и предприятий района;

- качество воды остается прежним, и даже ухудшается по некоторым  параметрам;

-  сети водоснабжения продолжают  изнашиваться, что влечет увеличение  аварий, а, следовательно, увеличение потерь воды и нерациональных финансовых расходов.

В целом ценовая стратегия предприятия направлена пока на увеличение тарифов при нерациональном использовании собранных от потребителей всех категорий  средств.

 

 

Информация о работе Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия