Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа
Преобразование жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных экономических реформ. Создание благоприятных условий для проживания населения напрямую зависит как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг. В связи с этим условия деятельности предприятий ЖКХ в России отличаются тем, что они функционируют в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основе тарифной политики.
Введение
3
1 Теоретические основы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.1Сущность управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства
13
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в повышении эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного Пластовского водопроводного предприятия
30
2.1 Характеристика муниципального Пластовского водопроводного предприятия
30
2.2 Анализ финансовых потоков предприятия
35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия. SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственным состоянием предприятия на основе тарифной политики
46
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.1 Пути совершенствования управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
76
Заключение
84
Глоссарий
87
Список использованных источников
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
3.1 Пути совершенствования управле
Анализ финансового состояния предприятия показал, что оно формирует цены для всех категорий пользователей на основе затратного метода в соответствии с ежегодным процентным увеличением, разрешенным правительством РФ. При этом большая часть поступивших денежных средств расходуется не рационально: на ликвидацию аварий, оплату электроэнергии, оплату потерь и неучтенных объемов расхода воды, повышение заработной платы.
Поэтому совершенствование механизма финансирования предприятия можно провести, с одной стороны, на основе увеличения объемов денежных средств, поступающих в организацию от пользователей услуг, с другой – на основе уменьшения объема денежных средств на перечисленные выше виды затрат.
Однако, практика показывает, что вложение средств для повышения надежности инженерных систем выгоднее, чем потери и материальный ущерб от возможных аварий и дополнительные эксплуатационные затраты на восстановление работоспособности системы. Поэтому назрел вопрос о необходимости принятия комплексной программы в рамках общенационального проекта по ремонту и реконструкции сетей ЖКХ, в том числе и водопроводных.
Вместе с тем, практика расчета тарифов на основе экстраполяции фактических затрат, использования устаревших нормативов, популизм при утверждении тарифов крайне затрудняет привлечение инвестиционных ресурсов, финансирование антикризисных мер в ВКХ.
Поэтому при определении тарифной политики в секторе водоснабжения и водоотведения необходимо решать следующие задачи:
- определение объективно необходимых затрат на производство услуг с учетом условий производства, заданий по замене основных фондов, их модернизации и строительству;
- расчет и реструктуризация операционных затрат и возможного увеличения инвестиционной составляющей тарифов с учетом сокращения нерациональных расходов, повышения ресурсной эффективности производства, определение максимально допустимого по платежеспособности и оправданного по качеству услуг тарифа;
- оценка и оптимизация направлений использования инвестиционной составляющей тарифа, планирование затрат на модернизацию оборудования и изменения эксплуатационных затрат в результате реализации инвестиционных проектов, мер по ресурсосбережению, сокращению нерационального потребления услуг;
- анализ регулирующим органом и предотвращение необоснованного завышения размера платежей потребителей (как путем завышения тарифов, так и нормативов потребления);
- оценка при согласовании тарифов реальной платежеспособности города (бюджета и населения), возможности оплачивать услуги ВКХ для предотвращения роста дебиторской задолженности водоканалов, чрезмерного увеличения числа субсидируемых семей, а также нагрузки на бюджет для выплаты им субсидий;
- контроль регулирующим органом и анализ себестоимости и прибыли на основе экспертизы обоснованности затрат водоканала.
При этом необходимо принимать меры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [47]. Государство должно, наконец, обратить внимание на состояние ЖКХ и обеспечить со своей стороны реальное финансирование отрасли, достаточное для ее сохранения и развития. Данное направление может быть реализовано через:
- софинансирование программ модернизации предприятий ЖКХ на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов;
- выделение целевых средств конкретному предприятию для реализации намеченных планов по замене устаревшего оборудования и водопроводных сетей;
- выпуск ценных бумаг для займа денежных средств у населения под проценты.
Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства являются более самостоятельными субъектами хозяйствования, несущими ответственность за состояние и развитие основных фондов и должны иметь соответствующие финансовые возможности. Это должно отражаться при формировании тарифа в его инвестиционной составляющей.
Инвестиционные составляющие тарифа должны обеспечить рациональное сочетание источников финансирования замены изношенных фондов, их модернизации, реконструкции и развития, а также наиболее эффективного использования и возврата кредитных ресурсов.
Сложившаяся система формирования тарифов не создает стимулов для коммунальных предприятий к повышению эффективности их деятельности, так как уменьшение издержек приводит к снижению тарифа и абсолютной величины прибыли, в то время как рост издержек компенсируется увеличением тарифа. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятий в росте, а не в снижении издержек. Решение этого вопроса возможно на двух уровнях: федеральном и муниципальном.
На федеральном уровне правительству РФ необходимо внедрить новые подходы к формированию тарифов, а именно, ввести двухкомпонентный тариф. Целесообразность перехода на оплату услуг водоснабжения и водоотведения по двухкомпонентному тарифу обусловлена особенностями технологии производства и реализации услуг водоснабжения и водоотведения. На предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, с одной стороны, производится материальный носитель услуги, являющийся в соответствии с ГК РФ товаром, а с другой - оказывается услуга путем обеспечения надежной и бесперебойной доставки этого материального носителя до потребителя, что требует соответствующих действий по замене изношенных фондов, их ремонту и реконструкции.
Исходя из этой концептуальной предпосылки, платежи за коммунальные услуги должны состоять из двух частей:
- стоимость гарантированного доступа к данной услуге, которая взимается в виде абонентской платы и определяется реальным уровнем надежности и затрат на его поддержание. В этой части платежа отражается такая экономическая категория, как «цена услуги»;
- плата за фактическое потребление материального носителя услуги (м3 воды, отведенной сточной жидкости), то есть «цена ресурса (товара)» [47].
Абонентская плата позволяет покрыть условно-постоянные затраты по обеспечению доставки воды, включая поддержание основных фондов (сетей и сооружений) в гарантированно работоспособном состоянии. Эта часть оплаты услуг не снижается при сокращении потребления (например, в результате сокращения потребления при переходе к приборному контролю и регулированию, она также уплачивается при временном отсутствии потребителя).
При оплате услуг по двухкомпонентному тарифу следует учитывать отличие абонентской платы и платы за ресурс от общепринятого распределения затрат предприятия на постоянные и переменные по отношению к объему производства, используемого в учете и калькулировании себестоимости. Группировка затрат на условно-постоянные и условно-переменные в случае оплаты услуг по двухкомпонентному тарифу может определяться их отнесением к абонентской плате, то есть постоянной части платежа, либо плате за ресурс, то есть плате за фактическое потребление (переменной части платежа). Однако и та и другая часть платежа содержат как переменные, так и постоянные расходы.
Двухкомпонентные тарифы стимулируют реализацию мер по ресурсосбережению, так как сокращение объема реализации услуг в этом случае не будет отрицательно влиять на финансовое состояние водоканалов в связи с возможностью пропорционально снизить затраты за счет сокращения переменной части платежей, то есть платы за фактическое потребление.
Переход к двухкомпонентным тарифам более понятен и для потребителей, так как они платят абонентскую плату не за присоединенную мощность вне зависимости от того, как она используется, и не за содержание предприятия, а за полезный потребительский эффект - возможность бесперебойного получения услуги в любое время.
В связи с переходом к двухкомпонентным тарифам оплачивать абонентскую плату будут жильцы, которые почти не используют воду в связи с проживанием по другому адресу.
В условиях монополизированного положения водопроводных предприятий, хронического недофинансирования, ликвидации перекрестного субсидирования возрастает роль экономически обоснованных тарифов, как сбалансированной цены спроса и предложения, регулируемой как административными, так и рыночными методами.
Традиционная технология формирования коммунальных тарифов на основе экстраполяции затрат «от достигнутого уровня» проста, но не обеспечивает учет реальных условий: фактического и требуемого уровня надежности сетей, качества воды и стоков, потребительских запросов, возможностей бюджетного финансирования модернизации и развития. Отсутствие инструмента оценки регулирующими органами снижения надежности и качества услуг водопроводного предприятия при завышении последними планируемых тарифов приводит к бесконтрольности действий предприятий–монополистов, как по расходу ресурсов, так и по объемам и качеству услуг.
Исходя из указанного требуется перейти от расчета тарифов по сложившимся затратам (сметного подхода) к определению стоимости услуги с необходимым уровнем качества, последующей стабилизации на срок, соответствующий периоду реализации инвестиционных проектов (5-7 лет) с ежегодным пересмотром. При этом тариф индексируется с дисконтом по уровню инфляции, а также корректируется в соответствии с заданиями по повышению качества услуг.
Использование категории экономически обоснованного тарифа основано на следующих основных принципах.
При оплате населением полной стоимости услуг водопроводно-канали- зационного хозяйства в условиях сохраняющегося монополизма процесс ценообразования должен оставаться регулируемым. При этом в основе формирования тарифов должно лежать обоснование структуры и постатейного размера затрат в рамках унифицированной и прозрачной процедуры расчета «стартового» уровня, принимаемого на начало договорного периода и сохраняемого стабильным в течение года.
В дальнейшем тариф меняется по законам цены потребления: повышается при повышении качества очистки воды, стоков, надежности их транспортировки или, наоборот, снижается при невыполнении водоканалом своих договорных обязательств по надежности и качеству услуг. Снижение эксплуатационных затрат в результате мер по ресурсосбережению, реализации инвестиционных проектов хозяйствующим субъектом не может являться основанием снижения тарифов. Получаемая при этом дополнительная прибыль водоканала является стимулом его предпринимательской активности и источником возврата используемых кредитных ресурсов [47].
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения должны определяться путем поиска местным органом самоуправления (или уполномоченной им службой муниципального заказчика) и исполнителем услуг компромисса между потребностью водоканалов в финансовых ресурсах для обеспечения требуемого качества и надежности обслуживания и совокупными возможностями потребителей и города по их оплате. При этом сохраняется полная самостоятельность хозяйствующих субъектов-исполнителей услуг в планировании и организации своих затрат с целью получения максимально возможных финансовых результатов (при условии учета установленных ограничений).
С целью улучшения состояния ЖКХ территории представляются целесообразными следующие действия администраций местного самоуправления:
В функционал данной службы входят:
- мониторинг и анализ устойчивости финансово-хозяйственных показателей деятельности муниципальных предприятий (включающий анализ цен и тарифов) с целью выявления и использования резервов производства для достижения наибольшей экономической эффективности;
- определение сферы регулирования муниципальных предприятий, в отношении которых осуществляются регулирование и контроль;
- проведение единой политики в области ценообразования по муниципальным предприятиям;
- обеспечение согласования интересов производителей (муниципальных предприятий), потребителей (населения, организаций) и бюджета района;
- защита социально-экономических интересов потребителей, прежде всего населения, от монопольного увеличения тарифов муниципальными предприятиями;
- разработка, согласование с предприятиями и подготовка к утверждению форм экономической отчетности муниципальных предприятий перед учредителем;
- формирование полной и достоверной информации о деятельности муниципальных предприятий, их имущественном положении, необходимой для пользователей: Главы самоуправления, начальника отдела экономики;
- проведение экономического анализа: результатов и технико-экономических показателей деятельности муниципальных предприятий; цен и тарифов на продукцию, работы и услуги муниципальных предприятий; ценообразующих и финансовых факторов, влияющих на финансовое состояние муниципальных предприятий района;
- формирование базы данных по муниципальному сектору экономики;
- содействие созданию благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики;
- координация работы экономической и бухгалтерской служб муниципальных предприятий;
- сбор, анализ производственно-финансовых планов муниципальных предприятий, подготовка замечаний, заключений по ним, контроль и анализ исполнения;