Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа
Преобразование жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных экономических реформ. Создание благоприятных условий для проживания населения напрямую зависит как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг. В связи с этим условия деятельности предприятий ЖКХ в России отличаются тем, что они функционируют в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основе тарифной политики.
Введение
3
1 Теоретические основы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.1Сущность управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства
13
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в повышении эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного Пластовского водопроводного предприятия
30
2.1 Характеристика муниципального Пластовского водопроводного предприятия
30
2.2 Анализ финансовых потоков предприятия
35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия. SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственным состоянием предприятия на основе тарифной политики
46
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.1 Пути совершенствования управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
76
Заключение
84
Глоссарий
87
Список использованных источников
- подготовка предложений и расчетов для включения в бюджет района расходов на финансирование муниципального сектора экономики.
- Типовой устав муниципального унитарного предприятия
- Типовой контракт с руководителем МУП
- Порядок установления должностных окладов руководителям МУП
- Прядок премирования руководителей МУП
Введение этого пакета документов в практику позволит жестко регламентировать систему взаимоотношений учредителя, руководителя и предприятия, установит конкретную систему ответственности руководителя за достижение запланированных ему и предприятию показателей деятельности.
- положение о тарифной комиссии;
- порядок рассмотрения и утверждения цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий;
- положение о балансовой комиссии;
- регламент производственно-финансового планирования МУП;
- регламент мониторинга устойчивости финансово-хозяйственных показателей деятельности муниципальных предприятий.
Внедрение в практику данного пакета документов позволит ввести предприятия в управляемый режим по схеме: согласование граничных условий (тарифы, уровень платежей населения, объемы бюджетного финансирования) – планирование производственно-финансовой деятельности МУП – текущий контроль выполнения плановых показателей (мониторинг) – текущее премирование руководителя – необходимая корректировка плановых показателей при наличии объективных обстоятельств – контроль достижения запланированных показателей (балансовая комиссия) – премирование руководителя по итогам деятельности за отчетный период. Степень управляемости предприятиями в данном случае будет зависеть только от последовательности действий органов МСУ, квалификации специалистов, работающих в секторе по работе с муниципальными предприятиями, и психологической готовности руководителей муниципалитета принять на себя ответственность за собственные решения, принимаемые в отношении предприятий, за выполнение запланированных бюджетных назначений, которые являются составной частью доходов МУП.
Большая роль в новом финансовом механизме финансирования предприятий ЖКХ отводится общественности. Жилищно-коммунальное хозяйство – это не только экономика, но и сфера социальной жизни общества. Обеспечивая витальные потребности человека, оно является одним из факторов воспроизводства самого человека, семьи, социальных групп [11].
Общественные организации реализуют один из основных принципов социального партнёрства – принципа индивидуальной социальной ответственности, что способствует как разрешению основных проблем жилищно-коммунальной сферы, то есть снятию бремени этой ответственности с государства, так и удовлетворению потребностей граждан в определённом качестве жилищно-коммунальных услуг. Для отдельного индивида реализация данного принципа затруднена различными юридическими, бюрократическими барьерами, а также объёмом и взаимосвязанностью проблем в данной сфере.
Общественные организации, ТСЖ в данном аспекте являются формой оптимальной организации управления имуществом жильцов, так как реализуют требования отдельных собственников жилья, а масштаб их деятельности способствует не только разрешению жилищно-коммунальных проблем, но снижению уровню социальной напряженности.
По законодательству в сфере ЖКХ людям необходимо совершить ломку прежних установок в короткий срок; пережить трудности проведения реформы на институциональном уровне и уровне общественного сознания, а это возможно через активное сотрудничество населения, ТСЖ и местной власти. Роль государства сейчас заключается в обеспечении доступности некоторого социального стандарта, замены административной системы управления на экономическую, развитие частной инициативы и конкуренции.
В такой ситуации население может обеспечить себе достойное качество жизни лишь путём приложения собственных усилий, что соответствует существующей экономической системе. Проблема «неактивности» во всех слоях населения, вне зависимости от наличия или отсутствия свободного времени стоит достаточно остро. Она ведёт к другим социальным последствиям, как-то: нарастание в обществе недовольства качеством услуг, конфликтности, пессимизма. А это не способствует разрешению существующих в ЖКХ проблем и затрудняет введение новой реформы, что неблагоприятно как для населения, так и для властей.
Поэтому на уровне общественных организаций, ТСЖ можно организовать экспертизу стоимости услуг водоснабжения, изучение вопроса эффективного расходования финансовых средств предприятием. На основе полученной информации привлечь внимание всех участников: производителей и потребителей – к выявленным на уровне района проблемам, способствуя более быстрому решению таких вопросов как модернизация предприятий ЖКХ, пути ее финансирования, действительная стоимость услуг [17].
Кроме этого общественность поселений может привлечь внимание правительства к решению экологической проблемы: сохранение больших объемов питьевой воды благодаря организации производства новых кранов, уменьшающих поступление воды в краны почти в 3 раза. При этом эффекта нехватки воды при использовании модернизированных кранов не наступает в виду того, что в новых моделях используется необычный вид разбрызгивания воды. Активность по решению проблем услуг ЖКХ имеет более значимые результаты, если она проявляется в коллективной форме (так называемый эффект синергии). Совместное объединение соседей по дому (пусть даже не в форме ТСЖ) всегда даст положительные результаты хотя бы в плане решения повседневно возникающих проблем:
- проверка качества кранов в квартирах на предмет пропуска воды в связи с их неисправностью;
- сдача квартир в наем без постановки на учет в предприятиях ЖКХ (показывают при уплате услуг ЖКХ, что в квартире никто не живет, а, следовательно, не платят за использованную воду).
Важно распространение положительных примеров проявления коллективной и индивидуальной активности жильцов с помощью СМИ.
Осознание ценности активности в общественном сознании приведёт к тому, что люди с колеблющимся отношением к активности, смогут перейти от намерений к действиям, а значит, будет сделан важный шаг на пути построения гражданского общества.
Например, в настоящее время в рамках проекта «Молодежный общественный контроль», реализуемого Фондом ЖКХ и межрегиональной общественной организации «Все дома», в сентябре 2011 года активисты движения провели в шести регионах России более 20 акций по проблемам жилищно-коммунального хозяйства.
Целью проекта «Молодежный общественный контроль» является проверка эффективности использования средств Фонда ЖКХ, предоставленных на реализацию региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В настоящее время проект реализуется в шести регионах страны - Орловской, Тульской, Саратовской, Белгородской областях, Чувашии и Санкт-Петербурге.
По результатам проверок деятельности управляющих компаний документы с выявленными нарушениями при эксплуатации многоквартирных домов направляются в Фонд ЖКХ, органы власти, а при необходимости в прокуратуру.
Таким образом, в предприятии необходимо провести замену водопроводных сетей на основе проведения контроля затрат предприятия со стороны администрации муниципального района и общественности.
Кроме того, модернизировать производство на основе перераспределения финансовых потоков.
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
Реализация направлений по совершенствованию финансирования предприятий ЖКХ, контроль работников отдела экономики администрации Пластовского муниципального района и общественных организаций окажут серьезное влияние на решение ранее выявленных проблем:
- завышенные тарифы;
- нерациональное расходование денежных средств;
- отсутствие финансов на модернизацию (водопроводных сетей, частотных преобразователей).
Рассчитаем экономический эффект от внедрения выше предложенных мероприятий.
Проведем расчет экономии денежных средств от замены водопроводных сетей.
В ходе анализа финансовых потоков предприятия выявлено, что объем потерь и неучтенной воды за три последних года составляют соответственно 290, 340, 450 т. куб. м.
Только за эти годы предприятия истратило на потери воды 290*22,66 + 340*28,66 + 450*31,32 = 27510,3 тыс. руб., то есть 27.510.300 рублей; в год в среднем тратится денежных средств на потерю и неучтенный расход воды 9.170.100 рублей. (см. Таблицу 19)
Таблица 19 - Объем денежных средств на потери воды
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Объем потерь воды (тыс.куб.м) |
290 |
340 |
450 |
550 |
Денежные средства на потери воды (тыс. руб.) |
6571,4 |
9744,4 |
14094 |
20735 |
При этом в 2011 г. предприятие планирует, что объем потерь воды составит 550 тыс. куб м, объем денежных средств на этот вид затрат составит 550*37,7 = 20735 тыс.руб. Поэтому предложенная программа по замене водопроводных сетей позволит сэкономить ежегодно не менее 8.000.000 рублей. При этом часть денежных средств тратится на электроэнергию. Поэтому после замены водопроводных сетей будут высвобождены денежные средства на оплату электроэнергии за объем потерь и неучтенных расходов воды.
Для вычисления средней суммы этих средств проведем расчеты, используя данные таблицы 20.
Таблица 20 - Денежные средства на оплату электроэнергии для потерь и неучтенных объемов воды
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Денежные средства на потери воды (тыс.руб.) |
6571,4 |
9744,4 |
14094 |
20735 |
В том числе на оплату электроэнергии (тыс. руб.) |
1133,9 (17,3%) |
1360 (14,0%) |
2767,5 (19,6%) |
5940 (28,6%) |
Следовательно, в среднем ежегодно будут высвобождены от 3.000.000 и более рублей, благодаря тому, что не надо оплачивать электроэнергию за объем потерь и неучтенных расходов воды. Часть этих денег можно затратить на приобретение частотных преобразователей, которые позволят легко регулировать скорость асинхронного электродвигателя, а, следовательно, изменять объем воды в зависимости от спроса: это приведет к уменьшению потерь воды (в настоящее время в поселках можно наблюдать, как из водонапорной башни льется вода). По расчетам, проведенным экономистом водопроводного предприятия, использование энергии снизится самое малое на четверть. Следовательно, с приобретением частотных преобразователей и их установкой ежегодно будут экономиться средства в пределах 11.250.*0,25=2812,5 тыс. руб.
Оказать положительное влияние на финансовое состояние предприятие может переход на двухкомпонентные тарифы, главным результатом которых будет прозрачность оплаты всех составляющих затрат предприятия по услугам водоснабжения. Для этого необходима экспертиза фактических затрат. Поэтому к решению проблем финансирования предприятий ЖКХ необходимо подключиться исполнительной власти района, и, особенно, общественности. Их роль заключается в организации ежедневного контроля за затратами предприятия в течение 2-3 месяцев, в ходе которых будут выявлены неэффективные (порой преступные) действия коллективов предприятий ЖКХ. Примером может быть списание денежных средств на несуществующие аварии: документы оформлены (приложены чеки на затраты бензина, путевой лист, расходы материалов – однако аварии не данном участке не было).
Рассмотрим экономическую эффективность введения двухкомпонентного тарифа. Со стороны покупателей данный тариф является выгодным в связи с тем, что часть населения, постоянно пользующаяся услугами водопроводного предприятия, производит дополнительные выплаты за ту часть населения, которые по каким-либо причинам не пользуются этими услугами регулярно (они не платят, так как не используют воду). Но они тогда и не оплачивают затраты на содержание водопроводных сетей – эти платежи ложатся бременем на других. На самом деле, они не должны оплачивать использование воды, а вот поддерживание сетей в рабочем состоянии обязан оплачивать каждый пользователь.