Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа
Преобразование жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных экономических реформ. Создание благоприятных условий для проживания населения напрямую зависит как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг. В связи с этим условия деятельности предприятий ЖКХ в России отличаются тем, что они функционируют в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основе тарифной политики.
Введение
3
1 Теоретические основы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.1Сущность управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства
13
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в повышении эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного Пластовского водопроводного предприятия
30
2.1 Характеристика муниципального Пластовского водопроводного предприятия
30
2.2 Анализ финансовых потоков предприятия
35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия. SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственным состоянием предприятия на основе тарифной политики
46
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.1 Пути совершенствования управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
76
Заключение
84
Глоссарий
87
Список использованных источников
Чем больше людей не пользуются водой в объемах, равных прогнозируемым, тем меньше объем воды, поставленной предприятием потребителям, и тем меньше предприятие получает денежных средств от потребителей на поддержание водопроводных сетей в рабочем состоянии. Поэтому и необходимо введение двухкомпонентного тарифа.
Опрос жителей 9-ти подъездов многоквартирного дома позволил выявить следующее:
- из 125 квартир в 4-х квартирах вообще никто не проживает;
- 5 квартир сданы в наем, но в водопроводном предприятии отмечено, что в этих квартирах тоже никто не проживает, хотя в каждой из квартир проживает семья из 2-4 человек.
Таким образом, только из одного многоквартирного дома водопроводное предприятие не дополучает денежные средства ежемесячно в размере 20*273= 5460 рублей (20 человек прописаны в 9 квартирах). Вода, которую тратят квартиросъемщики, идет в неучтенные потери водопроводного предприятия. При этом вообще остаются неоплаченными мероприятия по поддержанию водопроводных сетей в рабочем состоянии.
Если в данном исследовании оказалось, что не оплачивают услуги водопровода в среднем 7 квартир из 100 (9/125=0,07), а в городе 1250 квартир, то предприятие не дополучает денежные средства ежемесячно в сумме 1250*0,07 *2*273= 47775 рублей.
Если из данных денежных средств только третью часть использовать для поддержания водопроводных сетей в рабочем состоянии, и то в месяц будет получено дополнительно 15900 рублей, а в год 190800 рублей.
Общественность в лице различных организаций, начиная от ТСЖ и заканчивая всеми заинтересованными лицами в наведении порядка в предприятиях ЖКХ, сможет оказать серьезную помощь:
- в организации учета всех пользователей услугами водопровода;
- в объективности деления тарифа на две составляющих;
- в организации мероприятий по сохранности воды (проверка исправности кранов в квартирах, водопроводных сетей в подвалах домов).
Проведение данных мероприятий по самым скромным расчетам должно оказать положительное влияние на финансовое состояние предприятия в пределах 160 тыс. рублей в месяц, так как жильцы, имеющие в квартирах водосчетчики, оплачивают не полностью суммы, которые заложены в смете предприятия на следующий год, а только их часть в зависимости от объема использованной воды.
Сравнивая, оплату услуг по водоснабжению получаем, что:
- квартира, в которой проживают 2 человека, без водомеров платит 273*2=546 рублей в месяц;
- квартира, в которой проживают 2 человека с водомерами - в среднем 280 рублей.
Учитывая, что в районе проживает 27600 человек, причем более 60% семей имеют водосчетчики, то даже доплата в сумме 10 рублей с человека, позволит получить предприятию денежные средства в сумме 27600*0,6*10= 165600 рублей ежемесячно, а в год 1887200 рублей.
Должен быть выделен объем средств от фонда заработной платы. Изучение динамики заработной платы в районе и в водопроводном предприятии показывает, что рост заработной платы не обоснован в последнем (см. Таблицу 21).
Учитывая, что к ведущим предприятиям района относятся производства с вредными условиями труда (шахты по добыче золота, завод по производству каолина, завод по обжигу мышьяка), понимаем, что совокупные финансовые возможностями потребителей района по оплате услуг водоснабжения росли медленнее, чем заработная плата работников водопроводного предприятия.
Приведение заработной платы в соответствие с возможностями жителей и предприятий района должно высвободить, по крайней мере, в месяц денежных средств в сумме 6.890.000*0,05=344.500 рублей.
Таблица 21 - Динамика заработной платы за 2008-2011г.г.
Показатели |
2008г. |
2009г. |
Динамика % |
2010г. |
Динамика % |
2011г. |
Дина мика % |
Средняя заработная плата в районе |
8100 |
9200 |
13,6 |
10100 |
9,8 |
10900 |
7,9 |
Средняя заработная плата на ведущих предприятиях района |
10400 |
11300 |
8,9 |
12100 |
7,1 |
13500 |
11,5 |
Средняя заработная плата в бюджетных организациях |
6500 |
7100 |
9,2 |
7600 |
7,0 |
9800 |
28,9 |
Средняя заработная плата в водопроводном предприятии |
5800 |
7400 |
27,6 |
10500 |
41,9 |
14600 |
39 |
В целом экономический эффект от внедрения перечисленных мероприятий составит в год 8.000.000 +190.800 +165.600 +344.500 + 1887200= 10587500 рублей.
Поэтому для решения данной проблемы необходима организация независимой экспертизы с участием муниципальной власти и общественности. Отдел в администрации сможет организовать совместно с предприятием объективную оценку затрат отдельно на содержание водопроводных сетей в рабочем состоянии и отдельно на потребление продукта - водопроводной воды.
Анализ фактических затрат должен проводиться в следующих аспектах:
- выявление резервов снижения затрат, определяемых эффективностью использования ресурсов (материалов, электроэнергии, воды) путем сравнения с соответствующим комплексом нормативов-индикаторов;
- выявление затрат, списываемых на производство реально не потребляемых объемов услуг: потерь (утечек), а иногда - приписок из-за отсутствия системы учета (имеется в виду фактически не потребленный, но оплаченный потребителями объем воды);
- оценка возможности снижения удельного потребления услуг в результате реализации мероприятий по ресурсосбережению, организации приборного учета и ее влияния на удельные затраты и тарифы;
- учет дополнительных затрат для выполнения не выполнявшегося ранее, но необходимого состава работ и технологических процедур, обеспечивающих требуемое в соответствие с действующими правилами, нормативами и регламентом качество, надежность и экологическую безопасность обслуживания;
- разделение финансовых средств на две группы: абонентская плата за пользование водопроводными сетями и плата за ресурсы.
При этом оценивается потребность в инвестиционных ресурсах для финансирования намечаемых мероприятий, в том числе из фонда развития предприятия, а также дополнительные эксплуатационные затраты по одним статьям и их сокращение – по другим.
При этом деление на две части тарифа поможет в решении экологической проблемы: истощение запасов питьевой воды. Проведем расчет необходимых денежных средств для модернизации основных средств предприятия. Длина аварийных участков водопроводных сетей по данным предприятия составляет 53,7 км. Учитывая, что для ремонта необходимы:
- трубы, которые можно купить по цене 36,6 за метр;
- работа по замене труб: себестоимость 1 погонного метра замены труб безканальным способом стоит 740 рублей, получаем, чтобы отремонтировать аварийные участки необходимо 53700* (740+36,6) = 41.703.420 рублей.
Банк готов выдать кредит для модернизации под 10% годовых. Рассчитаем срок окупаемости вложенных средств при условии проведения качественного ремонта водопроводных сетей с использованием инвестиционной составляющей.
Для этого решим графически уравнение 41,7*1,1n = 9*n. (см. Рис. 15)
Рис. 15 - Срок окупаемости инвестиций
Срок окупаемости вложенных средств составляет почти 9 лет. При этом из 10.587.500 рублей только 9 млн. рублей будут ежегодно уходить на возврат инвестиций, а остальные – на приобретение частотных преобразователей, необходимость в которых составляет 27 штук по цене 120 тыс. рублей. Данное количество преобразователей будет приобретено за 3 года (1587,500/120= 13 штук).
Таким образом, через 3 года высвобождается ежегодно сумма денег в размере 1.587.500рублей, которая может быть потрачена: на снижение тарифа, рост заработной платы, на возврат инвестиций и т.д.
Таким образом, при осуществлении в комплексе всех вышеперечисленных мероприятий финансирование предприятия увеличится на 10587500 рублей ежегодно, при этом прекратится нерациональное расходование денежных средств. При этом высвободившиеся деньги могут быть потрачены на возврат инвестиций, взятых в банке под 10% годовых, и на приобретение частотных преобразователей.
Экономический эффект модернизации заключается в том, что через 9 лет произойдет резкое снижение суммы денежных средств, необходимых предприятию для функционирования, которое будет составлять более 10 млн. рублей ежегодно.
Заключение
В ходе работы над темой «Управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия» получены следующие результаты.
В первой главе обобщены основные положения по организации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, выделены проблемы предприятий ЖКХ, связанные с их функционированием на основе тарифной политики.
В настоящее время основной целью реформирования в сфере ЖКХ должно стать финансирование предприятий для вывода их из кризисного состояния: несмотря на ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги финансовых средств на нормальное функционирование предприятий ЖКХ не достаточно в связи с тем, что наблюдается высокий (более 60%) уровень износа коммунальной инфраструктуры, в связи, с чем ежегодно увеличивается объем финансовых средств, потраченных на ликвидацию аварий.
Вместе с тем практика расчета тарифов на основе экстраполяции фактических затрат, популизм при утверждении тарифов крайне затрудняет привлечение инвестиционных ресурсов, финансирование антикризисных мер в ЖКХ. В тоже время сокращение затрат в результате реализации мероприятий по ресурсосбережению вызывает обоснованные опасения снижения тарифа и потери денежных средств инвесторов. Поэтому проблемы финансирования предприятий ЖКХ пока не решены. В то время как рост тарифов на коммунальные услуги вызывает рост социального недовольства.
Все выше перечисленное требует изменения в управлении финансово-хозяйственной деятельностью муниципального предприятия ЖКХ: если в настоящее время функционирования предприятий ЖКХ увеличение затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходит путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на снижении издержек производителей услуг.
В связи, с чем в работе на основе методики анализа финансовых потоков выявлены проблемы финансирования муниципального Пластовского водопроводного предприятия, среди которых главными являются:
- планирование тарифов ведется без серьезного анализа как возможностей предприятия по уменьшению себестоимости услуг, так и возможностей пользователей производить оплату услуг, стоимость которых ежегодно возрастает в среднем на 20%.
- ежегодно предприятие планирует использовать большую часть платежей, осуществляемых всеми категориями пользователей, на текущие проблемы: ликвидацию аварий, оплату потерь и неучтенных объемов расхода воды, заработную плату, оплату электроэнергии;
- финансовое состояние предприятия позволяет ежегодно проводить замену водопроводных сетей в пределах 1,5км, хотя в аварийном состоянии находится более 59 км сетей;
- финансовые средства на модернизацию электрического оборудования (покупку частотных преобразователей) взяты под высокий процент - 33% годовых.
- на предприятии не ведутся работы в направлении поиска новых нестандартных решений по обновлению водопроводных сетей, хотя объем потерь воды составляет меньше объема воды, использованной жителями района, всего на 120 тыс. куб. м.
В работе предложено на базе данного предприятия открыть экспериментальную площадку по внедрению комплексной программы по ремонту и реконструкции водопроводных сетей.
Основными мероприятиями данной программы должны стать:
- организация экспертизы стоимости услуг водоснабжения, изучение вопроса эффективного расходования финансовых средств предприятием;
- определение объективно необходимых затрат на производство услуг с учетом условий производства, заданий по замене основных фондов, их модернизации и строительству;
- разработка нового механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий ЖКХ, основная цель которого это формирование рациональных потоков финансовых средств с целью вывода предприятия из кризисного состояния.
Реализация данных мероприятий возможна только при активном участии исполнительной власти муниципального района и общественности. В результате их деятельности будут решены такие проблемы как: