Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа
Преобразование жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных экономических реформ. Создание благоприятных условий для проживания населения напрямую зависит как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг. В связи с этим условия деятельности предприятий ЖКХ в России отличаются тем, что они функционируют в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основе тарифной политики.
Введение
3
1 Теоретические основы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.1Сущность управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства
13
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в повышении эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного Пластовского водопроводного предприятия
30
2.1 Характеристика муниципального Пластовского водопроводного предприятия
30
2.2 Анализ финансовых потоков предприятия
35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия. SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственным состоянием предприятия на основе тарифной политики
46
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.1 Пути совершенствования управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
76
Заключение
84
Глоссарий
87
Список использованных источников
Финансирование предприятий ЖКХ на основе затратного метода зависит от двух составляющих:
- тарифа (стоимости) за единицу используемой услуги;
- норматива потребления жилищно-
Согласно материалам Минэкономразвития РФ в ближайшие годы продолжится рост регулируемых государством тарифов на коммунальные услуги. В систему регулируемых тарифов и надбавок входят тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение:
1) тарифы на холодную воду;
2) тарифы на горячую воду;
3) тарифы на водоотведение;
4) тарифы на очистку сточных вод;
5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы предприятия. В связи с чем предприятия ЖКХ заинтересованы в завышении суммы необходимых денежных средств для осуществления только текущей деятельность. В таблице 1 приведена динамика роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в сравнении с индексом потребительских цен.
Таблица 1 - Динамика роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в % к предыдущему году)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Жилищно-коммунальные услуги |
42,6 |
56,8 |
48,8 |
28,7 |
23,5 |
32,7 |
17,9 |
14,0 |
16,4 |
19,6 |
11,4 |
Индекс потребительских цен |
20,2 |
18,6 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
10,9 |
9,0 |
11,9 |
13,3 |
8,8 |
2,5 |
Данные таблицы показывают, что с 2000г. рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги превышал индекс потребительских цен в 2-3 раза (исключение составляет 2007, 2008г.г.). Результатом такой динамики должен стать высокий уровень модернизации сферы ЖКХ, роста качества жилищно-коммунальных услуг.
Однако анализ состояния деятельности предприятий ЖКХ показывает, что ежегодное повышение тарифов не оказывает положительного влияния на выход предприятий данной сферы из кризисного состояния, которое характеризуется следующими показателями:
- наличие высокого (более 60%) уровня
износа коммунальной
- износ основных
- затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб.метра воды на 30% выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях, потребление воды на 1 жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.
- ежегодное повышение цен на услуги ЖКХ вызывает социальное недовольство в связи с тем, что рост тарифов превышает рост заработной платы и инфляции в стане.
Также в последние годы происходит существенный рост нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг. Например, решением Собранием депутатов Пластовского муниципального района от 22 апреля 2006г. N 34 "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждены нормативы потребления по водоснабжению в размере 260л воды в сутки на 1 человека, а по теплоснабжению - 0, 0267 Гкал на 1м2 общей площади жилья в месяц; раньше были утверждены нормативы соответственно 200л и 0, 0167 Гкал. Следовательно, кроме роста тарифов на данные виды услуг произошло увеличение нормативов потребления по водоснабжению на 30%, а по теплоснабжению - на 60%.
В свою очередь ЖКХ является заложником ценовой политики более крупных монополий. «Нельзя забывать о влиянии на коммунальные тарифы цен на газ, электроэнергии. Поэтому необходимо разработать меры воздействия на коммунальных монополистов».
Практика расчета тарифов на основе экстраполяции фактических затрат, популизм при утверждении тарифов крайне затрудняет привлечение инвестиционных ресурсов, финансирование антикризисных мер в ЖКХ. В тоже время политика сокращения затрат каждым предприятием в результате реализации мероприятий по ресурсосбережению вызывает обоснованные опасения снижения тарифа и потери денежных средств.
Все выше перечисленное доказывает, что финансово-хозяйственное управление предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени должно зависеть от финансовой поддержки из федерального бюджета. Действительно, в федеральном бюджете интересы жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов. Жилищно-коммунальное хозяйство - это, пожалуй, единственная отрасль, расходы на поддержку которой учитываются в суммарных бюджетных расходах субъектов Федерации достаточно полно по вполне конкретной методике, основанной на утвержденных стандартах. Механизм государственной финансовой поддержки ЖКХ представлен на рис. 2.
Рис. 2. Механизм государственной финансовой поддержки ЖКХ
Более 90% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов РФ (табл. 2).
Таблица 2 - Расход консолидированного бюджета Российской Федерации
2008 |
2009 |
2010 |
2011(план) | |||||
млрд. руб. |
Доля субъектов РФ, % |
млрд. руб. |
Доля субъектов РФ,% |
млрд. руб. |
Доля субъектов РФ, % |
млрд. руб. |
Доля субъектов РФ, % | |
Расходы - всего |
11 810,1 |
49,3 |
14 476,5 |
46,1 |
16 529,2 |
45,0 |
18 371,1 |
45,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 048,8 |
93,9 |
1 278,9 |
91,6 |
1 432,3 |
91,7 |
1 600,7 |
93,1 |
Начиная с 2001г. в составе федерального бюджета формируется Фонд компенсаций, который представляет собой совокупность межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им полномочий Российской Федерации (таблица 3).
Таблица 3 - Средства Федерального фонда компенсаций на 2006-2010 гг.
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Федеральный фонд компенсаций всего (млн.руб.) |
74 228, 5 |
153130,2 |
163 739, 9 |
178 873, 9 |
198374,7 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (млн.руб.) |
58 925,1 |
81 712,6 |
89 638, 3 |
97 430, 8 |
108 529,3 |
По расчетам института экономики ЖКХ, субсидии будут получать примерно 15 процентов населения, то есть те граждане, чьи платежи за помещение и коммунальные услуги превысят 22 %. Для остальных жильцов платеж будет составлять 12 % от дохода семьи.
Большое влияние на финансирование ЖКХ оказывает Фонд содействия реформированию ЖКХ. Фонд содействия реформированию ЖКХ создан в 2007 году и реализует в регионах России программу капитального ремонта многоквартирных домов и программу расселения аварийного жилья. Для участия в них регионы должны выполнить ряд требований по реформированию отрасли.
«Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного возведения регион получит из средств фонда 172 миллиона рублей, в порядке софинансирования Челябинская область добавит 87,48 миллиона рублей. Указанные средства будут направлены на переселение 693 человек из 34 аварийных домов в семи муниципальных образованиях региона», — говорится в сообщении фонда.
В 2008-2010 годах Челябинская область получила из фонда ЖКХ 7,1 миллиарда рублей. Регион добавил к этой сумме 2,6 миллиарда рублей. Эти средства были направлены на капитальный ремонт почти 6 тысяч многоквартирных домов, в которых проживают более 800 тысяч человек, а также на предоставление новых квартир почти 9 тысячам граждан, проживавшим в аварийных домах.
Согласно одобренным заявкам, Челябинская область получит из средств фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов более 260 миллионов рублей. Регион выделит на эти цели почти 125 миллионов рублей. На эти средства проведут ремонт 176 многоквартирных домов, в которых проживает около 23 тысяч человек.
Для переселения граждан из аварийного жилья регион получит из средств фонда более 540 миллионов рублей, Челябинская область выделит 368 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на переселение более 2 тысяч человек из 116 аварийных домов в 15 муниципальных образованиях региона.
Можно сделать вывод о положительном влиянии данного государственного механизма на состояние территориальных бюджетов, финансовое состояние пред-
приятий ЖКХ, а главное - на обеспечение населения соответствующими услугами.
Однако в условиях бюджетного федерализма федеральные органы не имеют право влиять на органы власти субъектов Федерации в части обеспечения обоснованности и полноты выделения ассигнований из бюджетов регионов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства. Этот вопрос полностью находится в ведении региональных органов власти.
Вместе с тем в ряде субъектов Федерации ассигнования на поддержку жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются в меньших объемах, чем составляет нормативная потребность, но в ходе исполнения бюджетов и эти заниженные ассигнования выделяются не в полном объеме, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятий отрасли.
Согласно Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023г. развитие сектора жилищно-коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений в данном секторе, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться. Кроме того, реформирование сектора частично будет финансироваться из созданного Фонда содействия реформе ЖКХ, что также снижает непосредственное бремя бюджетной системы.
Основными направлениями по повышению эффективности государственной бюджетной политики в области жилищно-коммунального хозяйства в дальнейшем будут:
1) финансирование системы
2) финансирование за счет
3) привлечение средств
4) развитие механизмов
5) повышение адресности