Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Преобразование жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных экономических реформ. Создание благоприятных условий для проживания населения напрямую зависит как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг. В связи с этим условия деятельности предприятий ЖКХ в России отличаются тем, что они функционируют в рыночных условиях, но не могут рассчитывать на получение максимальной прибыли. Органы власти и управления, защищая интересы населения, ограничивают их в ценовой политике, стремясь к установлению равновесной и доступной цены за жилье и приемлемой оплаты за жилищно-коммунальные услуги на основе тарифной политики.

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.1Сущность управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
6
1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства
13
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в повышении эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного Пластовского водопроводного предприятия
30
2.1 Характеристика муниципального Пластовского водопроводного предприятия
30
2.2 Анализ финансовых потоков предприятия
35
2.3 Анализ финансового состояния предприятия. SWOТ-анализ управления финансово-хозяйственным состоянием предприятия на основе тарифной политики
46
3 Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.1 Пути совершенствования управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
65
3.2 Экономическая оценка системы мероприятий по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
76
Заключение
84
Глоссарий
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом Уржумцевой Л.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

- максимизация прибыли;

- достижение устойчивой нормы  прибыли в плановом периоде;

- увеличение доходов руководящего  состава и вкладчиков хозяйствующего субъекта;

- повышение курсовой стоимости  акций хозяйствующего субъекта  и др.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными и долгосрочными целями развития хозяйствующего субъекта и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.

В конечном итоге основная задача финансового менеджмента заключается в принятии решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между хозяйствующим субъектом и источниками его финансирования, как внешними, так и внутрихозяйственными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:

- полученные в результате финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующего субъекта;

- полученные на финансовых рынках  посредством продажи акций, облигаций, получение кредитов;

- возвращенные субъектам финансового  рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;

- инвестированные и реинвестированные  в развитие производственно- хозяйственной  деятельности хозяйствующего субъекта;

- направленные на уплату налоговых  платежей.

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают два основных типа функции финансового менеджмента: функции объекта управления и функции субъекта управления. К функциям объекта управления относятся: организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т.е. оборудованием, сырьем, материально-технической базой), организация финансовой работы и т.д. Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействие на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. Эти функции т.е. конкретный вид управленческой деятельности, последовательно складывается из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Речь идет о таких функциях, как планирование, прогнозирование, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.

Планирование в финансовом менеджменте играет существенную роль. Планирование исходный пункт управленческого цикла- при определении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия в прошлый, текущий и будущий периоды. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разробатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Финансовое планирование представляет собой также процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий т.е. обычный вид деятельности человека. Для того, чтобы эта деятельность была успешной, вырабатываются методики разработки финансовых планов.

Прогнозирование в финансовом менеджменте – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличии от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построение финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденций изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управления на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применение гибких экстренных решений.

Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

Регулирование в финансовом менеджменте заключается в воздействии на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Координация в финансовом менеджменте - это согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнение финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть – контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому главное в финансовом менеджменте это правильная постановка цели, отвечающая финансовым интересам объекта управления. Финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях:

Финансовый механизм по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных и коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовых методах обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом.

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставной капитал, портфельные инвестиции, дивиденты, котировка валютного курса рубля, грн. и т. п.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного и вида экономической, коммерческой, финансовой, и прочей информации. К финансовой информации относятся: осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.

Наличие у финансового менеджмента деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что, естественно, ведет к увеличению прибыли.

Таким образом, в условиях рынка приоритетное значение в деятельности хозяйствующего субъекта приобретает финансово-хозяйственное  направление. Данное направление подразумевает более качественное управление производственно-хозяйственной деятельностью и управление финансами. Важнейшей частью производственно-хозяйственной деятельности предприятия является сохранение и развитие своего экономического потенциала. Основная задача финансового менеджмента заключается в эффективном управлении потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах.

 

1.2 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства

 

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства предоставляют населению продукцию жизнеобеспечения, которая стоит несколько обособленно от других услуг. Это связано с тем, что водопроводно-канализационные предприятия производят и реализуют населению незаменимый (не имеющий аналога) продукт питания и средство удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей.

В сферу услуг, предоставляемых ЖКХ, входят: теплоснабжение, водоснабжение (горячая и холодная вода), энергоснабжение, газоснабжение, капитальный ремонт дома, обслуживание водопровода, благоустройство территории, которая относится к зданию, другие услуги.

Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:

- платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

- платежи бюджетных организаций  – потребителей коммунальных  услуг;

- платежи граждан – потребителей  коммунальных услуг;

- дотации федерального и региональных бюджетов.

Поэтому наряду с внутренними факторами, оказывающими влияние на  организацию управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, велико влияние  факторов внешней среды, а именно влияние государственной тарифной политики.

До реформы платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи предприятий и организаций – 20 %, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство. До проведения реформы подавляющая часть расходов по содержанию и развитию жилищно-коммунальной сферы приходилось на бюджеты министерств, ведомств, предприятий, организаций, в чьем ведении находились объекты жилищного фонда.

За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в настоящее время государство на минимальном уровне участвует в жилищном строительстве и модернизации коммунальной инфраструктуры. Население  полностью оплачивает стоимость жилищно-коммунальных услуг, при этом малоимущим предоставляются бюджетные субсидии. (см. Рис.1.).

      До реформирования:                              В результате реформирования:





 


 

 

Рис. 1. Движение финансовых потоков в ЖКХ в результате реформирования

 

Структура платежей граждан за жилье и коммунальные услуги включает:

- плату за содержание и текущий  ремонт жилищного фонда;

- плату за наем жилья (для  нанимателей жилья);

- плату за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).

Сумма платежей пользователей  коммунальных услуг устанавливается  на основе тарифов, которые ежегодно формируются на основе затратного метода формирования себестоимости продукции предприятия ЖКХ. Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги заключается в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

 Правовое регулирование тарифов  на жилищно-коммунальные услуги  осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации № 491, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» от 22.08.2003 года № 516, Приказом ФСТ России от 01.08.2006 года № 166-Э/1, Приказом «Об утверждении и методических указаний по расчету регулируемых, тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» от 06.08.2004 г. № 20 – Э/2 и другими федеральными законами.

Информация о работе Совершенствование механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия