Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:35, курсовая работа
В настоящее время сопутствующие аудиту услуги начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. Поэтому и был создан не имеющий аналога в международных аудиторских стандартах российский Стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».
Введение……………………………………………………………………….……4
1. Характеристика услуг, сопутствующих аудиту……………..…..……..6
1.1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи……………….…….6
1.2. Сопутствующие виды аудиторских услуг………………………………………………………….…………………..….8
1.3. Различия между аудитом и сопутствующими услугами……….……………………………………………………………….....12
1.4.Основная классификация сопутствующих услуг……………………………………………………….………………….……14
2. Организация и проведение сопутствующих аудиту услуг ……….…23
2.1 Оформление, порядок оказания услуг и результаты их выполнения…………………………………………………………….……….…23
2.2 Профессиональные требования к оказанию сопутствующих услуг………………………………………………………………….….………....27
2.3. Ответственность сторон при оказании сопутствующих услуг……………………………………………………………….…….…….…...32
3. Особенности становления и перспективы развития сопутствующих аудиту услуг………………………………………………………………..……33
3.1.Маркетинговый анализ как сопутствующая аудиту услуга.........…33
3.2.. Роль аудиторско-консалтинговых услуг в процессе становлении аудита…………………………………………………………………..……..…..40
3.3. Факторы, влияющие на активизацию рынка сопутствующих услуг……………………………………………………………………….…...…47
Заключение………………………………………………………………..…......49
Список литературы………………………………………………………….…..51
Приложение……………………………………………
Рассмотрим особенности становления и перспективы развития сопутствующих аудиту услуг.
Консультирование как профессиональная деятельность зародилась в России в середине 20-х гг. XX в., но активный период развития этой отрасли пришелся на 70-е гг., когда начали создаваться специализированные консультационные фирмы. В компаниях произошел переход от «консультации» к «консультированию», а сам консультант перешел от позиции «советчика» к позиции «участника процесса освоения новации». Консультационные фирмы вынуждены были пересмотреть стратегию работ по организационному проектированию. Обследование и сбор данных был заменен на краткое организационное обследование. Разработка проекта и согласование его с организацией-клиентом, обучение персонала и осуществление необходимых изменений переросли в разработку общих контуров новой схемы управления клиентской организацией и одновременное внедрение предложенных изменений по обозначенным направлениям. На Российский рынок вышли и уже много лет работают зарубежные консалтинговые фирмы, которые предложили, помимо аудиторских услуг и рекрутинговых агентств, консультации в области организации рекламного бизнеса, подбора и управления персоналом и т.д. В период возрождения предпринимательства возникает множество фирм, предоставляющих одновременно юридические, финансовые, налоговые, информационные и управленческие услуги, но нехватка высококвалифицированных специалистов позволяли компании консультировать функционально, не охватывая систему управления предприятием в целом. Консалтинговые компании стали усиливать свой авторитет и активность за счет расширения деятельности и роста профессионализма.
В 2004-2005 гг. наблюдается значительный рост сектора консалтинговых услуг, доходы консалтинговых компаний возросли почти вдвое, но в 2006 г. темпы роста консалтингового рынка значительно снизились. Внутри данного сектора можно увидеть подъемы и спад различных видов консалтинговых услуг. Так, например, 2004-2005 гг. ознаменовались бурным ростом компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией. Но в 2006 г. доля этого сектора сократилась, а управленческий консалтинг в области информационных технологий (ИТ), наоборот, стал набирать обороты. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий являются одним из перспективных направлений деятельности аудиторских фирм.
В соответствии с ранее действующим стандартом аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 18 марта 1999 г., протокол №2, все услуги разделялись условно на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги. Что было подробно рассмотрено в подпункте 1.2 пункта 1 данной работы.
Данная классификация сопутствующих аудиту услуг актуальна для аудиторских фирм, поскольку именно вид услуги определяет во многом особенности ее оказания. Так, например, разработка IT-проектов относится к услугам действия. В процессе разработки IT-проектов необходимо провести знакомство с организацией. 30
Первым шагом в любом проекте в области IT-консалтинга является возврат к предложению по консультациям с целью получения подробного списка требуемых фактических результатов работ и времени, к которому они должны быть получены.
Следующим шагом в процессе планирования является точное определение работ или элементов работы, необходимых для достижения этих результатов. Это иногда называют созданием структуры разбиения работ. На этом этапе также важно определить длительность или продолжительность каждой работы и человека, ответственного за достижение результата.
В качестве заключительного этапа планирования проекта полезно провести оценку рисков проекта. Сутью оценки рисков является способность предвидеть события, которые могут пойти в проекте неправильно, до того, как они в действительности произойдут и таким образом станут проблемами. Вообще для небольших проектов проведение оценки рисков может быть проведено практически за час, тогда как для больших проектов это может оказаться отдельным вспомогательным проектом на несколько дней. Конечный результат работы — апробация программы в организации-заказчике.31
Помимо IT-консалтинга, в 2006 г. были особо востребованы и приносили стабильный доход налоговый и юридический консалтинг. Российские компании испытывают острую необходимость в качественной постановке, ведении, а также контроле налогового учета. Это связано, прежде всего, с принятием постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.06 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 12.10.06 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», а также с вступлением в силу поправок с 1 января 2007 г. к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», а также с появлением Концепции системы планирования выездных проверок (утверждена приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).
Актуальность налогового и юридического консалтинга обусловлена еще и ростом инвестиционной привлекательности отечественного бизнеса. Но помимо роста спектра услуг, аудиторско-консалтинговые компании вынуждены повышать ответственность за выполненные работы. Работники консалтинговых компаний, формировавшие ранее «схемы оптимизации налогов», рассматриваются как пособники в налоговых преступлениях, поэтому в настоящее время оценка налоговых консультантов будет определена по тому, насколько защищена система налогообложения клиента.
Оказание консультационных услуг носит нематериальный характер, хотя услуги оцениваются в денежной форме. Поэтому у исполнителя возникают определенные трудности при документальном оформлении результатов работы. После предварительного знакомства с деятельностью организации-заказчика и принятия решения о сотрудничестве, аудиторская фирма заключает договор об оказании консультационных услуг, в котором помимо предмета договора, оплаты услуг исполнителя, ответственности сторон и прочего должен быть включен раздел учета времени консультаций. В этом разделе необходимо определить:
кто из сторон ведет учет времени консультаций,
как оформляется отчет о времени, затраченном исполнителем на консультирование заказчика,
а также форма сдачи работ исполнителем.
При необходимости регистрации проведенных аудитором консультаций в процессе работы возможно использование рабочего документа, в котором делаются отметки о форме, объеме и дается краткое содержание консультации. В конце отчетного периода возникает необходимость обобщить данные о проведенных консультациях в акте приема-сдачи услуг. Организация может предложить консультации устные и письменные, разовые и долгосрочные, а также проведение консультационных семинаров. Фирма, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии, по окончании обучения выдает документ об образовании. При отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности у организации услуги, оказываемые по проведению консультационных семинаров, относятся к консультационным услугам.
Одной из основных проблем компании часто является отсутствие у руководства своевременной, полной и точной информации не только о ее реальном финансовом состоянии, но и о предстоящих доходах и расходах и перспективах развития. Это не позволяет эффективно управлять финансами, принимать стратегически верные управленческие решения. По результатам предварительного организационного аудита определяется текущее состояние организации. Реформировать структуру компании, исправить ее недостатки, выявить внутренние ресурсы и подготовить ее к решению новых задач призван управленческий консалтинг. При этом необходимо тесное взаимодействие маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятий. Решение данных взаимосвязанных проблем может решить не один специалист, а команда, состоящая из аудиторов, юристов, оценщиков, IT-консультантов, чей опыт и высококвалифицированные знания позволяют достичь эффективности работы бизнеса.
Также актуальными в деятельности аудиторско-консалтинговых фирм являются услуги по трансформации отчетности в соответствии с МСФО, созданию систем внутреннего контроля, регламентации процессов, сертификации по системам качества. Активное продвижение в регионы крупных аудиторско-консалтинговых компаний во многом продиктовано большим количеством заказов со стороны предприятий, которым необходимы услуги в области международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Только за последний год выручка компаний, предоставляющих услуги в области МСФО, возросла вдвое. Сектор услуг в области аудита по международным стандартам является самым большим в структуре сектора МСФО. Востребованными остаются и услуги по трансформации отчетности. Однако наибольший спрос на услуги по трансформации отчетности предъявляли инвестиционные и страховые компании. Популярными со стороны страховых и инвестиционных компаний были также услуги по консультированию и обучению персонала организации в области МСФО.
Объем рынка услуг в области МСФО за 2007-2008гг. представлен рейтинговым агентством «Эксперт» на графике 1.
На сегодняшний
день рынок консалтинговых услуг продолжает
свое развитие, и это связано, прежде всего,
с тем, что повысилась сложность решаемых
задач, требуются глобальные, комплексные
решения. У большинства крупных компаний
и холдингов уже построен начальный уровень
своей инфраструктуры, хотя теперь у них
возникает потребность в решении более
специфических задач. Но крупномасштабные
проекты могут вести компании, в которых
работают тысячи высококвалифицированных
специалистов, а на российском рынке растет
дефицит квалифицированных кадров.
3.3.Факторы, влияющие на активизацию рынка сопутствующих услуг
Рассмотрим факторы, влияющие на активизацию сектора рынка сопутствующих аудиторских услуг.
Эти факторы во многом взаимопротиворечивы, но тем не менее, нельзя ими пренебрегать:
1)недостаточно высокая квалификация учетного персонала, (особенно это можно отметить в отношении малых и малочисленных предприятий);
2)сложность и запутанность законодательства, регламентирующего бухгалтерский учет;
3)сложность и неоднозначность налогового законодательства;
4)фактическое неисполнение налоговыми органами обязанностей по консультированию налогоплательщиков;
5)большая трудоемкость составления периодической отчетности;
6)применение систем автоматизации бухгалтерского учета, нуждающихся в первичной настройке и перенастройке при изменениях законодательства, учетной политики, видов деятельности и пр.;
7)сложность
отчетов в пенсионный
фонд и отчетности по
подоходному налогу (привело
к возникновению услуги
по подготовке данных
видов отчетности на
машинных носителях)
и многие другие.32
Заключение
Оказание сопутствующих аудиту услуг - сложное, но перспективное направление в деятельности аудиторской организации. Очень важно, чтобы в этом процессе аудиторская фирма сумела привлечь клиентов, а затем, что самое главное, удержать их впоследствии. Для этого все оказанные услуги должны быть выполнены на высоком уровне, их результаты не должны повлечь за собой финансовые санкции со стороны налоговых и прочих органов по отношению к клиенту. Клиент должен видеть реальную пользу от приобретения аудиторских услуг, ощущать как реальную экономию финансовых ресурсов, так и многочисленные скрытые выгоды от плодотворного сотрудничества с аудиторской организацией.
В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между экономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации.
В настоящее время аудиторская деятельность включает две компоненты: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. При этом последние начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам продаж в аудиторских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских организациях работают более квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов.
Помимо аудита, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услугу. К сопутствующим аудиту услугам, в частности, относятся:
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
составление
бухгалтерской отчетности,
бухгалтерское
анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование;
<Информация о работе Сопутствующие аудиту услуги, их состав и порядок предоставления