Система законодательства, регулирующая ведение бухгалтерского учета и отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 04:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение различных систем нормативного закрепления ведения бухгалтерского учета и отчетности как за рубежом (преимущественно в КНР), так и в России.
Предметом и объектом данного исследования является сложившаяся нормативная правовая база разных стран, а именно России и Китая.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________2
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ.
1.1. Классификация моделей (систем) бухгалтерского учета_____________________4
1.2. Законодательство о бухгалтерском учете и отчетности в Китае_______________8
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ.
2.1. Регулирование бухгалтерского учета в России________________________13
2.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России________________________________________________________________15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________25
ПРИЛОЖЕНИЕ_____________________________________________________26

Файлы: 1 файл

Система законодательства, регулирующая ведение бухгалтерского учета и отчетности (восстановлен).docx

— 1.38 Мб (Скачать)

Непосредственные базовые источники правового регулирования.  К данной группе принадлежат специальные установления, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и связанные с ним вопросы:

  • Закон «О сертификации профессиональных бухгалтеров»;
  • «Нормы отчетности предприятий»;
  • Уведомление Министерства финансов КНР и Государственного комитета по реформе экономической системы от 25 мая 1995 г. «О системе отчетности экспериментальных паевых предприятий»;
  • Закон «О бухгалтерском учете»17. Он был принят 21 января 1985 г.

Основным документом данной группы, регулирующим бухгалтерский учёт в Китае,  является Закон КНР  «О бухгалтерском учёте», принятый в 1985 г., с изменениями, внесёнными в 1993 г.

Согласно статье 1 данный закон составлен для того, чтобы стандартизировать и улучшить бухгалтерский учет, гарантировать соблюдение бухгалтерами закона и привести в действие роль бухгалтерии в поддержании порядка социалистической рыночной экономики, укреплении экономического управления и повышении эффективности экономики.

В Китае разрешено  вести учёт автоматизировано. При  этом программное обеспечение и  полученные формы отчётности должны соответствовать положениям Министерства Финансов18.

Все показатели по ведению бухгалтерского учета и отчетности отражаются в юанях. В случае, если предприятие ведет свою деятельность в иной валюте, то оно обязано осуществлять составление бухгалтерских ведомостей с учетом пересчета на юань19.

В данном законе в главе V «Юридическая ответственность» большое внимание уделено  ответственности бухгалтерского персонала и других сотрудников различных учреждений за ведение «правильного» учета.

При обнаружении несоответствия данных,  отражённых на счетах бухгалтерского учёта, фактическим данным бухгалтер должен поставить в известность об этом администрацию предприятия. В противном случае бухгалтерский персонал подвергнется административному наказанию. Если же действия или бездействия работников бухгалтерии наносят ущерб государственным и общественным интересам и содержат в себе состав преступления – проводится уголовное расследование.

Главные бухгалтеры или ответственные  лица бухгалтерского учёта не могут  назначаться или освобождаться произвольно. Кадровые перемещения как в государственных, так и в коммерческих структурах производятся только по согласованию с высшими учреждениями, под юрисдикцией которых они находятся20.

Названными выше нормативными актами,  составляющими правовую основу современного законодательства Китая о бухгалтерском учёте, регламентируются следующие направления21:

• концепция и основные цели бухгалтерского учёта;

• объект бухгалтерского учёта;

• основные принципы бухгалтерского учёта;

• система управления работой  по организации бухгалтерского учёта;

• качество бухгалтерских  расчётов;

• бухгалтерский контроль;

• сфера компетенции главного бухгалтера;

• отношение к бухгалтерскому персоналу и руководителю предприятия.

 

 

Ведение бухгалтерского учета  в КНР основывается на следующих  принципах22:

• Бухгалтерские расчёты  основываются на фактически произведённых  экономических действиях, правдиво отражая финансовую ситуацию и хозяйственные результаты.

• Бухгалтерская информация отвечает требованиям государственного макроэкономического регулирования и предоставляет возможность для её всестороннего понимания.

• Бухгалтерские расчёты  осуществляются в соответствии с  установленными методами, их показатели должны согласовываться и быть взаимно сопоставимыми.

• Метод ведения бухгалтерского учёта в течение отчётного  периода должен быть единым;  бухгалтерские  расчёты должны производиться своевременно; бухгалтерские записи и отчёты должны быть чёткими и пригодными для использования.

• Доходы должны соизмеряться с себестоимостью и затратами; бухгалтерские  расчёты возможных убытков и издержек должны быть справедливыми.

• Каждый объект имущественных  ресурсов должен рассчитываться по фактической  себестоимости.

• Финансовый отчёт должен всесторонне отражать финансовую ситуацию и хозяйственный результат деятельности предприятий.

Финансовый год начинается в Китае 1 января и заканчивается 31 декабря, в течение этого периода учёт ведётся нарастающим итогом. Каждая структура формирует финансовую отчётность и направляет её ежемесячно, ежеквартально и ежегодно в контролирующие ведомства (прежде всего, в соответствующее министерство финансов и налоговое бюро).

Правовая регламентация  бухгалтерского учета Китая имеет  глубокие исторические корни. Многочисленные акты 50-х годов представляли собой  попытку создания единой системы  бухгалтерского учета нового государства. Многие из них так и не нашли  практического применения. Тем не менее именно они заложи основу современного законодательства о бухгалтерском учете Китая, которое в целом соответствует международным стандартам23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ.

2.1. Регулирование  бухгалтерского учета в России.

Особенности регулирования  бухгалтерского учета в России отражены на рис. 2.124. Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом Российской Федерации 21.11.1996 г.

Рис. 2.1.  

В соответствии с Законом  общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета (Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, другие ведомства), руководствуясь законодательством  РФ, разрабатывают и утверждают в  пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями  на территории РФ25:

а) планы счетов бухгалтерского учета  и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила  и способы ведения организациями учета хозяйственных операций составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

г) положения и стандарты, устанавливающие  принципы, правила и способы ведения  учета и отчетности для таможенных целей.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, не должны противоречить  нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли  и других особенностей деятельности26.

В регулировании бухгалтерского учета  и отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей  законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы в 1994 г. создан Экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банком и (финансам. Он призван содействовать Комитету в подготовке и рассмотрении относящихся к его ведению вопросов аудита, бухгалтерского учета и финансовой статистики.

Основными задачами Экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое  обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов РФ; обобщение  опыта применения законов, их соблюдение и подготовка необходимых рекомендаций и предложений27.

При разработке нормативных актов  Минфин России длительное время осуществлял  тесное взаимодействие с заинтересованными  ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и  отчетности.

Основными задачами Методологического совета являлись разработка Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, проектов отечественных  бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования.

Методологический совет формировался из представителей государственных  органов, академических и учебных  институтов, коммерческих структур, бухгалтерских  общественных организаций28.  

Также большую помощь в регулировании  бухгалтерского учета призваны такие  общественные организации, как Институт профессиональных бухгалтеров и  Ассоциация бухгалтеров и аудиторов  России и стран Содружества.

2.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.

Основой правового регулирования  бухгалтерского учета в стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, применяется на всей территории Российской Федерации. Законодательство и правовые акты не должны противоречить основному закону.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них  обязательны к применению (Закон  «О бухгалтерском учете», положения  по бухгалтерскому учету), другие носят  рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса  нормативные документы целесообразно  представить в виде следующей  системы29 (См. Приложение 1):

1-й  уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

Основным актом первого  уровня является Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ30. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Указанный Закон имеет  большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он31:

a)        повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

b)       закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;

c)       повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Закон о бухгалтерском  учете состоит из трех разделов и 19 статей. В главе I «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты, задачи, даны основные понятия, перечислен свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете, изложен порядок регулирования бухгалтерского учета. В главе II «Основные требования к ведению бухгалтерского учета; бухгалтерская документация и регистрация» изложены требования к ведению бухгалтерского учета, порядок документирования хозяйственных операций, ведения реестров, ведения регистров, порядок инвентаризации имущества. В главе III «Бухгалтерская отчетность» указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее составления, содержание пояснительной записки к готовой бухгалтерской отчетности, дается определение отчетного года, определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций. В главе IV «Заключительные положения» указана ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете и срок вступления закона в силу.   

К первому уровню системы  также следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ и др.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 14 положений по бухгалтерскому учету и отчетности32:

Информация о работе Система законодательства, регулирующая ведение бухгалтерского учета и отчетности