Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 04:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных систем нормативного закрепления ведения бухгалтерского учета и отчетности как за рубежом (преимущественно в КНР), так и в России.
Предметом и объектом данного исследования является сложившаяся нормативная правовая база разных стран, а именно России и Китая.
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________2
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ.
1.1. Классификация моделей (систем) бухгалтерского учета_____________________4
1.2. Законодательство о бухгалтерском учете и отчетности в Китае_______________8
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ.
2.1. Регулирование бухгалтерского учета в России________________________13
2.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России________________________________________________________________15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________25
ПРИЛОЖЕНИЕ_____________________________________________________26
Непосредственные базовые источники правового регулирования. К данной группе принадлежат специальные установления, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и связанные с ним вопросы:
Основным документом данной группы, регулирующим бухгалтерский учёт в Китае, является Закон КНР «О бухгалтерском учёте», принятый в 1985 г., с изменениями, внесёнными в 1993 г.
Согласно статье 1 данный закон составлен для того, чтобы стандартизировать и улучшить бухгалтерский учет, гарантировать соблюдение бухгалтерами закона и привести в действие роль бухгалтерии в поддержании порядка социалистической рыночной экономики, укреплении экономического управления и повышении эффективности экономики.
В Китае разрешено вести учёт автоматизировано. При этом программное обеспечение и полученные формы отчётности должны соответствовать положениям Министерства Финансов18.
Все показатели по ведению бухгалтерского учета и отчетности отражаются в юанях. В случае, если предприятие ведет свою деятельность в иной валюте, то оно обязано осуществлять составление бухгалтерских ведомостей с учетом пересчета на юань19.
В данном законе в главе V «Юридическая ответственность» большое внимание уделено ответственности бухгалтерского персонала и других сотрудников различных учреждений за ведение «правильного» учета.
При обнаружении несоответствия данных, отражённых на счетах бухгалтерского учёта, фактическим данным бухгалтер должен поставить в известность об этом администрацию предприятия. В противном случае бухгалтерский персонал подвергнется административному наказанию. Если же действия или бездействия работников бухгалтерии наносят ущерб государственным и общественным интересам и содержат в себе состав преступления – проводится уголовное расследование.
Главные бухгалтеры или ответственные лица бухгалтерского учёта не могут назначаться или освобождаться произвольно. Кадровые перемещения как в государственных, так и в коммерческих структурах производятся только по согласованию с высшими учреждениями, под юрисдикцией которых они находятся20.
Названными выше нормативными актами, составляющими правовую основу современного законодательства Китая о бухгалтерском учёте, регламентируются следующие направления21:
• концепция и основные цели бухгалтерского учёта;
• объект бухгалтерского учёта;
• основные принципы бухгалтерского учёта;
• система управления работой по организации бухгалтерского учёта;
• качество бухгалтерских расчётов;
• бухгалтерский контроль;
• сфера компетенции главного бухгалтера;
• отношение к бухгалтерскому персоналу и руководителю предприятия.
Ведение бухгалтерского учета в КНР основывается на следующих принципах22:
• Бухгалтерские расчёты основываются на фактически произведённых экономических действиях, правдиво отражая финансовую ситуацию и хозяйственные результаты.
• Бухгалтерская информация отвечает требованиям государственного макроэкономического регулирования и предоставляет возможность для её всестороннего понимания.
• Бухгалтерские расчёты осуществляются в соответствии с установленными методами, их показатели должны согласовываться и быть взаимно сопоставимыми.
• Метод ведения бухгалтерского учёта в течение отчётного периода должен быть единым; бухгалтерские расчёты должны производиться своевременно; бухгалтерские записи и отчёты должны быть чёткими и пригодными для использования.
• Доходы должны соизмеряться с себестоимостью и затратами; бухгалтерские расчёты возможных убытков и издержек должны быть справедливыми.
• Каждый объект имущественных ресурсов должен рассчитываться по фактической себестоимости.
• Финансовый отчёт должен
всесторонне отражать финансовую ситуацию
и хозяйственный результат
Финансовый год начинается в Китае 1 января и заканчивается 31 декабря, в течение этого периода учёт ведётся нарастающим итогом. Каждая структура формирует финансовую отчётность и направляет её ежемесячно, ежеквартально и ежегодно в контролирующие ведомства (прежде всего, в соответствующее министерство финансов и налоговое бюро).
Правовая регламентация бухгалтерского учета Китая имеет глубокие исторические корни. Многочисленные акты 50-х годов представляли собой попытку создания единой системы бухгалтерского учета нового государства. Многие из них так и не нашли практического применения. Тем не менее именно они заложи основу современного законодательства о бухгалтерском учете Китая, которое в целом соответствует международным стандартам23.
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ.
2.1. Регулирование бухгалтерского учета в России.
Особенности регулирования бухгалтерского учета в России отражены на рис. 2.124. Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом Российской Федерации 21.11.1996 г.
Рис. 2.1.
В соответствии с Законом общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство Российской Федерации.
Органы, которым федеральными
законами предоставлено право
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, устанавливающие принципы, правила
и способы ведения
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Нормативные акты и методические
указания по бухгалтерскому учету, издаваемые
органами, которым федеральными законами
предоставлено право
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности26.
В регулировании бухгалтерского учета
и отчетности в России важная роль
отводится Государственной
Основными задачами Экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов РФ; обобщение опыта применения законов, их соблюдение и подготовка необходимых рекомендаций и предложений27.
При разработке нормативных актов
Минфин России длительное время осуществлял
тесное взаимодействие с заинтересованными
ведомствами через
Основными задачами Методологического совета являлись разработка Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, проектов отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования.
Методологический совет
Также большую помощь в регулировании бухгалтерского учета призваны такие общественные организации, как Институт профессиональных бухгалтеров и Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и стран Содружества.
2.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
Основой правового регулирования бухгалтерского учета в стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, применяется на всей территории Российской Федерации. Законодательство и правовые акты не должны противоречить основному закону.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса
нормативные документы
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ30. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он31:
a) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
b) закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;
c) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон о бухгалтерском учете состоит из трех разделов и 19 статей. В главе I «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты, задачи, даны основные понятия, перечислен свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете, изложен порядок регулирования бухгалтерского учета. В главе II «Основные требования к ведению бухгалтерского учета; бухгалтерская документация и регистрация» изложены требования к ведению бухгалтерского учета, порядок документирования хозяйственных операций, ведения реестров, ведения регистров, порядок инвентаризации имущества. В главе III «Бухгалтерская отчетность» указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее составления, содержание пояснительной записки к готовой бухгалтерской отчетности, дается определение отчетного года, определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций. В главе IV «Заключительные положения» указана ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете и срок вступления закона в силу.
К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ и др.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 14 положений по бухгалтерскому учету и отчетности32:
Информация о работе Система законодательства, регулирующая ведение бухгалтерского учета и отчетности