Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:31, реферат
Двойственная характеристика объектов учета обеспечивает их соизмерение и получение на этой основе новой информации. Различия в составе и характеристике хозяйственных средств вызывают необходимость объединения их в однородные группы и организации учета по каждой такой группе. Движение хозяйственных средств происходит в виде многочисленных хозяйственных операций (далее - хозопераций): фактов и событий, изменяющих состав и размещение средств и их источников. В бухучете отражаются все операции в экономической жизни хозорганов, которые имеют стоимостную оценку
Введение
Счета бухгалтерского учета как элемент метода бухгалтерского учета
Корреспонденция счетов
Счета синтетического и аналитического учета,
их назначение и взаимосвязь.
Классификация счетов бухгалтерского учета
Двойная запись хозяйственных операций на счетах
Заключение
Список литературы
Практическая работа
2
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный технический университет»
Березниковский филиал
по дисциплине «Бухгалтерский учёт»
на тему «Система счетов бухгалтерского учета
и двойная запись»
дблдл
.
Березники
2009 год
Оглавление
Введение
Счета бухгалтерского учета как элемент метода бухгалтерского учета
Корреспонденция счетов
Счета синтетического и аналитического учета,
их назначение и взаимосвязь.
Классификация счетов бухгалтерского учета
Двойная запись хозяйственных операций на счетах
Заключение
Список литературы
Практическая работа
Каждый человек в обществе соизмеряет свое поведение, работу и жизнь с окружающими его событиями и фактами, то, чем больше он будет знать о происходящем вокруг него, тем эффективнее и безопаснее будут его поступки и деятельность. Следовательно, человек должен принимать во внимание и учитывать происходящие вокруг него факты и события, знать состояние действительности, которая его окружает. В этом заключается сущность учета в общих его чертах.
Факты и события, происходящие в жизни общества, относящиеся к хозяйственной деятельности общества, отражаются в хозяйственном учете. Под хозяйственным учетом понимается отражение фактов хозяйственной деятельности, которую осуществляют предприятия, организации и учреждения; например — операции купли-продажи, производства продукции, осуществление расчетов через банк, начисление и выплата заработной платы и т.д.
Одним из основных видов хозяйственного учета является бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет представляет собой систему, обеспечивающую получение бухгалтерской информации о хозяйственной деятельности предприятия путем непрерывной и сплошной фиксации фактов хозяйственной жизни в документах, последующей их группировке и обобщении полученной информации своими способами. Кроме информационной функции, бухгалтерский учет выполняет функцию контроля соблюдения действующего законодательства, нормативных документов правительственных органов, а также эффективности использования принадлежащих предприятию средств.
Предметом бухгалтерского учета являются средства предприятий и учреждений, вовлеченные в их хозяйственный оборот и имеющие стоимостную оценку. Объектами бухгалтерского учета (далее - бухучета) являются отдельные слагаемые хозяйственных средств, процессы, связанные с кругооборотом средств, и их результаты.
Двойственная характеристика объектов учета обеспечивает их соизмерение и получение на этой основе новой информации. Различия в составе и характеристике хозяйственных средств вызывают необходимость объединения их в однородные группы и организации учета по каждой такой группе. Движение хозяйственных средств происходит в виде многочисленных хозяйственных операций (далее - хозопераций): фактов и событий, изменяющих состав и размещение средств и их источников. В бухучете отражаются все операции в экономической жизни хозорганов, которые имеют стоимостную оценку. Возникает необходимость отражать в бухучете каждый хозяйственный факт во взаимной связи с изменяемыми под их воздействием хозяйственными средствами, группировать и сводить эти данные в обобщающие показатели о хозяйственной деятельности предприятия.
Систему приемов, обеспечивающую сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и обобщение в денежном выражении объектов бухучета с целью получения требующейся бухгалтерской информации, называют методом бухучета. В систему приемов (элементов метода) входят:
- первичное наблюдение,
- стоимостное измерение,
-текущая группировка результатов хозяйственной деятельности,
- итоговое обобщение учетной информации.
Первичное наблюдение в бухучете осуществляется с помощью первичной документации (оформление хозопераций документами) и инвентаризации (проверка наличия в реальности объектов бухучета).
Стоимостное измерение осуществляется с помощью следующих приемов: оценка (пересчет трудовых и натуральных показателей операции в стоимостной) и калькуляция (подсчет всех затрат на осуществление какого-либо процесса и на единицу его результата).
Первичное наблюдение и стоимостное измерение обеспечивают только регистрацию разрозненных фактов. Их нужно классифицировать, обобщить и соизмерить, т.е. получить обобщающие показатели, характеризующие состояние и движение объектов бухучета. Это предполагает применение взаимосвязанных информационных элементов — счетов, которые служат для получения показателей бухучета, являются признаками классификации информации в его системе, с их помощью осуществляется текущая группировка всей информации. Прием двойственного отражения информации (двойная запись) обеспечивает соблюдение последовательной системности в отражении информации бухучета. Итоговое обобщение учетной информации на практике осуществляется путем составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
Бухгалтерский баланс представляет собой заключительный прием учета, который позволяет в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета — имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату, как правило, на первое число каждого месяца (квартал, года). Проще говоря, баланс — это как бы моментальная фотография состояния, расположения средств в стоимостном выражении на определенный момент времени. Однако каждая последующая операция хозяйственного процесса вызовет изменения в составе и сумме каких-либо средств и (или) их источников, что повлечет за собой изменения в балансе предприятия. Теоретически возможно вести бухучет, внося изменения в баланс после каждой хозоперации. Но на практике это чрезвычайно сложно, т.к. Внести в таблицу баланса несколько тысяч изменений, т.е. По количеству операций за месяц, невозможно. Также невозможно будет наглядно представить, осмыслить и понять эти изменения, получить по ним отдельные показатели, обобщить их, сделать определенные выводы и т.д. Поэтому, в дополнение к балансу, в бухучете применяют систему счетов и двойной записи.
Применение счетов является одним из специфических приемов бухучета. В экономической литературе бухгалтерские счета обычно определяют как способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке движения средств, их источников и хозяйственных процессов. Это определение не вполне отражает характеристику счетов бухучета. При определении характеристики счетов необходимо видеть различие между системой счетов и отдельным счетом как элементом этой системы. Независимо от техники регистрации и отражения данных счета бухучета являются способом классификации, отражения и соизмерения показателей о хозяйственной деятельности.
По форме счет можно представить как лист бумаги или таблицу, в заглавную часть которой заносят название одной из статей актива или пассива баланса. Соответственно это и будет название счета.
В каждом счете отражаются данные счета хозяйственных фактах, характерные положительным или отрицательным влиянием на величину общего показателя данного счета. В связи с этим таблицу счета делят на две части, из которых одна предназначена для отражения увеличения, а другая — уменьшения. Эти части счета называют: левую — дебет(от лат. debet - быть должным); правую — кредит(от лат. credit - оказывать доверие, верить). Данные о хозоперациях, отражаемых на счете, представляют собой вектор числовых показателей со знаками плюс или минус, которые и определяют в какой части счета (дебет - кредит) они будут зафиксированы. Если на дебете счета отражаются хозяйственные факты, характеризующие увеличение того объекта учета, для которого открыт данный счет, то на его кредите - факты, уменьшающие этот объект. Или, наоборот, на дебете - уменьшение, а на кредите - увеличение объекта учета/1, с.87/. Любой хозяйственный факт получает отражение по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойственное отражение информации, как и балансовый метод ее обобщения, является универсальным приемом, позволяющим строить информационную систему. Подсчет всех данных, зарегистрированных по счету, называется его оборотом. Оборот отражает движение хозяйственных средств и их источников. Итог записей по дебету счета - дебетовый оборот, итог по кредиту - кредитовый оборот. Разность между суммами, проставленными на одной стороне счета, и суммами, указанными на другой его стороне, называется остаток по счету или сальдо. Эта сумма отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса, обычно на первое число месяца. Сальдо на начало отчетного месяца называют начальным сальдо, а на конец - конечным, полученным за данный отрезок времени. Сальдо может быть дебетовым, либо кредитовым, либо нулевым. Счет, не имеющий сальдо (оно равно нулю), называется закрытым счетом. Открыть счет - значит отразить на нем данные хотя бы об одной хозоперации, закрыть счет - свести его сальдо к нулю.
Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды по дебету и кредиту другого счета, поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка. Корреспонденция счетов бывает простая – когда хозяйственная операция затрагивает дебет одного и кредит другого счета, т.е. в ней участвуют только 2 счета. Также корреспонденции счетов бывают сложными, которые отражаются по дебету одного и кредиту нескольких счетов, а также по кредиту одного и дебету нескольких счетов.
Корреспонденция счетов – двойная запись операции, метод ведения бухгалтерского учета, составления (заполнения) бухгалтерских счетов, состоящий в том, что каждая бухгалтерская операция отражается одной и той же величиной, суммой в двух счетах: дебете одного и кредите другого. При подобной записи между счетами возникает двойная, взаимная связь, которая и называется корреспонденцией (соответствием) счетов. Такая запись позволяет повысить надежность учета и способствует лучшему уяснению сути хозяйственных операций.
Структура информации бухучета подразделяется на два разреза: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальные связи проявляются через корреспонденцию счетов, вызванную двойной записью данных о хоздеятельности (см. главу 2). Вертикальные связи выражены в соподчинении информационных уровней — синтетического и аналитического учета, синтетических и аналитических счетов.
Синтетический учет — учет, дающий обобщенные показатели в денежном выражении. Такие показатели содержатся в счетах синтетического учета и необходимы для общего представления о наличии и движении средств и их источников.
Синтетические(объединяющие) счета представляют собой способ классификации и систематизации информации по стадиям кругооборота средств и фондов. Они образуют связанную двойной записью информационную систему, отражающую динамику движения всех объектов бухучета в обобщенных стоимостных показателях (горизонтальные связи). Синтетические счета являются счетами 1-го порядка или главными счетами. Они могут быть простыми (когда объект учета не подлежит дальнейшей детализации) и сложными (когда объект учета, отражаемый на данном синтетическом счете, подлежит дальнейшей детализации на отдельных счетах, называемых аналитическими). Показатели сложных счетов, когда это необходимо, находят свою детализацию в аналитическом учете. Перечень синтетических счетов содержится в плане счетов. Каждый синтетический счет имеет свой номер. В плане счетов бухучета по некоторым сложным счетам предусматриваются субсчета. Субсчет — способ группировки данных аналитического учета. Субсчета называют счетами 2-го порядка. Они используются для получения обобщенных показателей в дополнение к данным синтетических счетов. Субсчета имеют не все синтетические счета, а только те, показатели которых необходимо соответствующим образом сгруппировать. Перечень субсчетов указывается в плане счетов, однако предприятия и организации могут самостоятельно выделять отдельные субсчета. Субсчета показывают, в какой последовательности (группировке) нужно открывать счета аналитического учета, и являются промежуточным звеном между синтетическим счетом и открываемыми к нему аналитическими счетами. При этом по одному субсчету может быть открыт один или несколько аналитических счетов в зависимости от необходимой детализации показателей учета.
Аналитический учет — учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении, с целью получения большего объема информации для контроля и анализа хозяйственной деятельности. Для ведения аналитического учета применяются аналитические счета.
Аналитические (детализирующие счета) являются способом обобщения и группировки данных, объединяемых синтетическим счетом (вертикальные связи). Аналитические счета открывают только к сложным счетам синтетического учета. Система аналитических счетов обобщает и в то же время детализирует хозоперации по содержанию, а также в натуральных или трудовом измерителях, в то время как в синтетическом счете эти операции объединяются и обобщаются в едином денежном измерителе. При этом итоги оборотов и сальдо (в денежном выражении0 по всем аналитическим счетам должны соответствовать оборотам и сальдо того синтетического счета, в развитии которого открыты аналитические счета.
Классификация счетов представляет собой орудие предварительного бухгалтерского анализа хозяйственной деятельности, выявления необходимой информации и возможного её получения.
Назначение классификации состоит в том, чтобы выявить и отразить тенденции развития исследуемой совокупности, закономерность, проявляемую в классификационных признаках и характеристику ещё не известных или не созданных элементов.
При классификации счетов происходит не только объединение в однородные группы, но и разделение бухгалтерской информации на части, совокупность которых и составляет систему бухгалтерского учёта. Поэтому такая классификация счетов должна быть положена в основу построения плана счетов бухгалтерского учёта, который обеспечивает понимание содержания счетов, их свойства и особенности, а также правильность их применения в практической работе.
В разные исторические периоды существовали различные признаки, по которым должны группироваться счета, но все они обязаны улавливать экономическую сущность объектов бухгалтерского учёта, ту среду, в которой те или иные субъекты функционируют, а также особенности формирования информационной системы в направлении удовлетворения соответствующей информацией.
Среди наиболее распространённых признаков классификации счетов выделяют:
1. Классификация счетов по экономическому содержанию. По этому признаку счета подразделяют: счета имущества по составу и размещению, счета имущества и обязательств по источникам их образования, счета хозяйственных процессов (заготовление, производство и реализация) и финансовых результатов. Причём следует отметить, что данная классификация имела несколько направлений развития, что связано с размытостью самого признака классификации, его недостаточной научной проработке и с неоднозначностью применяемых экономических теорий.
Информация о работе Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись