Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:00, реферат

Краткое описание

Для систематизированного отражения хозяйственных средств и источников их образования, для выявления взаимосвязи между разрозненными хозяйственными операциями необходима обработка первичной информации.
Важнейшим способом обработки первичных данных в системе бухгалтерского учета являются счета бухгалтерского учета и двойная запись. Именно этот метод ведения бухгалтерского учета позволяет выявить и отразить взаимосвязи хозяйственных операций и представить в итоге хозяйственную деятельность как целостную информационную модель.

Файлы: 1 файл

Счет Бухгалтерского Учета.doc

— 181.50 Кб (Скачать)


Счет Бухгалтерского Учета

способ группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств предприятия, их источников, а также хозяйственных процессов: открывается отдельный счет, где отражается остаток (сальдо) данной группы средств или источников на начало учетного периода и все изменения, вызванные произведенными хозяйственными операциями. Каждый счет имеет две стороны: дебет и кредит. С.б.у., где отражаются хозяйственные средства, носят название активных счетов; С.б.у., используемые для учета источников хозяйственных средств, - пассивных счетов. Итог всех операций, отраженных по дебету счета, называется дебетовым оборотом; итог всех операций, отраженных по кредиту, - кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счету. Классификация С.б.у. строится по двум признакам: назначению и структуре счетов и их экономическому содержанию. Единый для всех компаний и организаций, систематизированный и закодированный перечень С.б.у. называется планом счетов.

 

Тема 1.4. Счета и двойная запись

Цели изучения темы

                    Образовательная - изучить классификацию и структуру счетов, а также сущность двойной записи.

                    Развивающая - развития логического мышления.

                    Воспитательная - воспитать интерес к теме.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление о счетах бухгалтерского учета.

Студент должен знать:

                    определение счета бухгалтерского учета;

                    определения активного и пассивного счетов бухгалтерского учета;

                    классификацию счетов по степени обобщения;

                    сущность двойной записи.

Студент должен уметь вычислять конечное сальдо дебетовых и кредитовых счетов.

Ключевой термин

Ключевой термин: счет бухгалтерского учета, двойная запись.

Счет бухгалтерского учета - способ группировки, систематизации и вторичной регистрации информации о состоянии и движении экономически однородных видов хозяйственных средств, источников их образования и хозяйственных процессов.

Двойная запись - способ двойственной регистрации хозяйственных операций на счетах хозяйственного учета.

Второстепенные термины

                    счета для учета хозяйственных средств,

                    счета для учета источников образования хозяйственных средств,

                    счета для учета хозяйственных процессов и их результатов,

                    синтетический счет,

                    субсчет,

                    аналитический счет.

Структурная схема терминов

Применение метода счетов бухгалтерского учета и двойной записи позволяет систематизировать информацию об отдельных хозяйственных операциях, полученную на этапе сбора информации, и обобщить ее для представления в бухгалтерском балансе и бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в системе бухгалтерского учета счета бухгалтерского учета и двойной записи занимают промежуточное положение между документами и бухгалтерской отчетностью. Записи на счетах делаются на основании документов, а балансы и отчеты составляются на основании записей на счетах.

В бухгалтерском балансе в обобщенном виде представлена информация о составе и источниках образования хозяйственных средств предприятия на отчетную дату, т. е. фактически информация о результатах влияния хозяйственных операций на хозяйственные средства за отчетный период. Между тем, для управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия необходима информация не только о состоянии хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату, но и об их движении, о содержании самих хозяйственных процессах.

Например (1): по состоянию на 1 января отчетного года в балансе по статье <Касса> была отражена сумма 5000 рублей, по состоянию на 31 января отчетного года по этой же статье отражена сумма 6500 рублей. Что произошло со статьей <Касса>? Наличные денежные средства в кассе увеличились на 1500 рублей. Но под влиянием, каких хозяйственных операций произошли изменения? На этот вопрос бухгалтерский баланс ответа не дает. Возможно, в кассу просто были получены 1500 рублей; а может быть, из кассы было выдано 2000 рублей, а затем в кассу поступили 3500 рублей.

Понятно, что на предприятии совершается гораздо большее количество хозяйственных операций. Следовательно, в течение отчетного периода все операции, увеличивающие и/или уменьшающие статью <Касса>, должны быть обобщены и систематизированы для того, чтобы определить итоговое значение статьи на отчетную дату.

Под влиянием совершаемых хозяйственных операций изменяется значение и других объектов хозяйственных средств. То есть, на каждый объект хозяйственных средств и источников их образования должен быть заведен отдельный регистр (столбик, листочек, тетрадка, книжка, страничка), в который по мере совершения хозяйственных операций будут записываться их результаты.

Например (2): допустим, что применительно, к примеру (1) (сальдо на 1 января 5000 руб.) в течение января реально произошли следующие операции: 2 января в кассу поступило 2000 руб. 5 января - выдано из кассы 1500 руб., 10 января поступило в кассу 500 руб., 15 января выдано из кассы 1000 руб., 21 января поступило в кассу 3000 руб., 29 января выдано из кассы 1500 руб.

Возьмем лист бумаги, на котором будем записывать все операции, влияющие на значение остатка наличных денежных средств в кассе:

Касса (за январь):

Таблица 1.4.1.

Остаток денежных средств на 01 января

5000

2 января. Приход денежных средств в кассу

+2000

5 января. Выдано денежных средств из кассы

-1500

10 января. Приход денежных средств в кассу

+500

15 января. Выдано денежных средств из кассы

-1000

21 января. Приход денежных средств в кассу

+3000

29 января. Выдано денежных средств из кассы

-1500

Остаток денежных средств на 31 января

6500

Представленная форма записи недостаточно удобна, т. к. вероятна <потеря> арифметических знаков, определяющих характер операции. Поэтому учетный регистр подразделяется на две части - на одной записывают все операции, увеличивающие значение объекта хозяйственных средств, а на другой - уменьшающие его значение.

Такой двусторонний регистр получил название Счет бухгалтерского учета. (Расширяющий блок № 1)

Рассмотрим структуру счета бухгалтерского учета на примере Т-счета. Форма Т-счета используется только в учебных целях. Иногда ее называют <самолетик>.

Каждый счет имеет наименование. Наименование счета - это наименование объекта хозяйственных средств, источника их образования или хозяйственного процесса, информация о котором отражается на счете.

Левая сторона счета называется <ДЕБЕТ>.

Правая сторона счета называется <КРЕДИТ>.

Остаток хозяйственных средств называется <САЛЬДО> .

Сальдо может быть начальным (входящим), т. е. остаток хозяйственных средств на начало отчетного периода, и конечным (исходящим), т. е. остаток хозяйственных средств на конец отчетного периода.

В зависимости от того, на какой стороне счета записывается сальдо, оно может быть дебетовым или кредитовым.

Значение хозяйственных операций, увеличивающих счет, записывается на той стороне счета, на которой расположено начальное сальдо. Записи, уменьшающие счет, - на стороне, противоположной начальному сальдо. Числовые записи на счете производятся без каких-либо дополнительных арифметических знаков - <+> или <->.

В конце отчетного периода определяется общая величина увеличения счета за отчетный период (суммируются все записи, отраженные на соответствующей стороне счета) и общая величина уменьшения счета за отчетный период (суммируются все записи, отраженные на соответствующей стороне счета). Такая сумма операций по каждой стороне счета называется ОБОРОТ.

В зависимости от наименования стороны счета, по которой просуммированы операции, выделяют дебетовый оборот (или оборот по дебету) и кредитовый оборот (оборот по кредиту). При расчете оборота не включается значение начального сальдо по счету.

Теперь перейдем к характеристике различных типов счетов бухгалтерского учета.

Типы и назначение счетов бухгалтерского учета

Рассмотрим основные классификации счетов бухгалтерского учета. Активные и пассивные счета. Мы отмечали, что счета открываются для учета экономически однородных типов хозяйственных средств, источников их образования и хозяйственных процессов. В зависимости от того, для учета каких объектов открываются счета, они подразделяются на активные и пассивные. Активные и пассивные счета имеют разную структуру.

Активные счета бухгалтерского учета - счета бухгалтерского учета, открываемые для группировки, систематизации и вторичной регистрации информации о состоянии и движении экономически однородных видов хозяйственных средств (при их классификации по составу и функциональной роли в процессе производства).

Например (3), к активным счетам относятся <Основные средства>, <Нематериальные активы>, <Материалы>, <Касса>, <Расчетный счет> и другие счета, открываемые для учета хозяйственных средств по составу.

Рассмотрим структуру активного счета:

В активном счете сальдо всегда записывается на дебете счета. Все записи, увеличивающие счет, записываются на дебет счета, а уменьшающие - на кредит. Конечное сальдо по активному счету рассчитывается по формуле:

Сальдо конечное (всегда дебетовое) = Сальдо начальное + Оборот по дебету - Оборот по кредиту

Отразим на счете бухгалтерского учета операции из примера (2)

Пассивные счета бухгалтерского учета - счета бухгалтерского учета, открываемые для группировки, систематизации и вторичной информации о состоянии и движении однородных источников образования хозяйственных средств.

(Расширяющий блок № 3)

Например (4), к пассивным счетам относя <Уставный капитал>, <Добавочный капитал>, <Резервный капитал> <Доходы будущих периодов> и другие, открываемые для учета источников образования хозяйственных средств.

Рассмотрим структуру пассивного счета:

В пассивном счете сальдо всегда записывается на кредит счета. Все записи, увеличивающие счет, записываются на кредит счета, а уменьшающие - на дебет.

Конечное сальдо по пассивному счету рассчитывается по формуле:

Сальдо конечное (всегда кредитовое) = Сальдо начальное по кредиту - Оборот по дебету

Для того чтобы определить активный или пассивный счет используется для учета определенного объекта хозяйственных средств, следует хорошо ориентироваться в классификации средств по составу и функциональной роли в процессе пpoизводства, источникам образования и целевому назначению.

В зависимости от степени обобщения информации пассивные и активные счета подразделяются на синтетические и аналитические.

Синтетические счета - укрупненная, обобщающая группировка учета состава и движения хозяйственных средств предприятия, источников их образования и хозяйственных процессов.

Синтетические счета - эта та степень группировки информации, которая необходима для подготовки баланса и форм бухгалтерской отчетности. Например, в балансе приводится информация о <материалах> вообще, а не о топливе, сырье, запасных частях и других видах материалов. Предприятие может иметь семь расчетных счетов в различных банках, но в балансе информация о безналичных денежных средствах будет представлена одной статьей - <расчетный счет>.

Однако, для управления предприятием в целом и отдельными хозяйственными процессами часто бывает необходима более детальная информация. Для учета более детальных, частных сведений применяются аналитические счета, которые открываются в развитие определенного синтетического счета. Счета, открываемые в развитие синтетического счета, называются субсчета.

Например (5), для подготовки баланса достаточно представить общую информацию о стоимости материалов, имеющихся у предприятия на отчетную дату, для чего открывается синтетический счет 10 <Материалы>. Для управления запасами необходима информация по видам материалов. Для этого в развитие счета 10 <Материалы> открывается аналитический учет по видам материалов: субсчет 10-1 <Сырье и материалы>, 10-2 <Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия>, 10-3 <Топливо> и т. д.

Информация о работе Счета бухгалтерского учета и двойная запись