Шпаргалка по «Бухгалтерский учет в банках»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 12:59, шпаргалка

Краткое описание

1.​ Организация бухгалтерского учета в банке.
2.​ Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке.
3.​ Виды банковских документов и организация банковского документооборота.
4.​ Организация и основные формы аналитического и синтетического учета в банках.
5.​ Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских и субкорреспондентских счетов.
6.​ Организация проведения и бухгалтерский учет межбанковских расчетов в системе BISS.
7.​ Организация и бухгалтерский учет межбанковских расчетов при децентрализованной системе расчетов
8.​ Сущность и порядок организации расчетов в безналичной форме в банках.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет в банках.docx

— 219.14 Кб (Скачать)

– в филиале банка-отправителя:

Дебет счет плательщика; Кредит 6101- списание средств со счета плательщика;

– в головном банке-отправителе:

Дебет 6111; Кредит 1701 – зачисление средств на счет «Лоро» банка-получателя;

– в головном банке получателя:

Дебет 1501; Кредит 6110 – зачисление средств на счет «Ностро» банка-получателя;

– в филиале получателя:

Дебет 6101; Кредит счет бенефициара – зачисление средств на счет бенефициара.

Во втором случает отражение операций в бухгалтерском учете осуществляется в следующем порядке:

– в филиале банка-отправителя:

Дебет счет плательщика; Кредит 6101- списание средств со счета плательщика;

– в головном банке-отправителе:

Дебет 6111; Кредит 1501 – списание средств со счета «Ностро» банка-отправителя;

– в головном банке получателя:

Дебет 1701; Кредит 6110 – списание средств со счета «Лоро» банка-отправителя;

– в филиале получателя:

Дебет 6101; Кредит счет бенефициара.

В случае проведения расчетов между головными банками субкорреспондентские счета 6101 и 6111 не используются

8.​ Сущность и порядок организации расчетов в безналичной форме в банках.

Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты м/у физ-ими и юр-ими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию либо их филиал в безналичном порядке.

Организация безналичных расчетов в Республике Беларусь построена с учетом следующих основных положений:

1) основанием для проведения банком расчетов является заключенный между ним и клиентом договор. На основании договора клиенту в банке открывается соответствующий счет для хранения и перевода средств.

Организации, предприниматели, физические лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания. При этом юр-ое лицо и индивидуальный предприниматель вправе открыть в одном или нескольких банках один текущий счет в белорусских рублях, один текущий (расчетный) счет в иностранных валютах;

2) безналичные расчеты осуществляются банками по распоряжению владельца счета в календарной очередности платежей и в пределах остатка средств на текущих (расчетных) счетах. В случае недостаточности средств на счете для удовлетворений вех претензий к счету установлена следующая очередность платежей:

а) вне очереди производятся платежи:

- в счет  неотложных нужд в размере  до 20 % средств, поступивших на текущие (расчетные) счета за предыдущий  месяц (кроме банковских кредитов);

- погашения  задолженности по выплате заработной  платы в суммах, соответствующих 1,5 размера утвержденного бюджета  прожиточного минимума для трудоспособного  населения на каждого работника  с учетом коэффициентов повышения  тарифных ставок, размера оплаты  отпусков, выплаты страховых взносов  на эти суммы в фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты (далее  – ФСЗН), выходных пособий, алиментов, пособий по государственному  социальному страхованию, а также  подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению;

- погашения  банковских кредитов, выданных на  выплату задолженности по заработной  плате, в пределах 1,5 размера утвержденного  бюджета прожиточного минимума  на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в ФСЗН, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы;

б) в первоочередном порядке производить платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по исполнительным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, сумм по возмещению вреда, причиненного работникам повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца; за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резервов;

в) во вторую очередь осуществлять все остальные платежи;

3) расчеты в безналичной форме  между субъектами хозяйствования проводятся в виде: - банковского перевода (международного и внутреннего); - аккредитива;

- инкассо.

Банк при этом выступает посредником в платежах.

Наиболее распространенной формой расчетов является банковский перевод – последовательность операций по исполнению платежной инструкции плательщика или бенефициара (взыскателя), в соответствии с которой один банк (банк-отправитель) направляет другому банку (банку-получателю) межбанковское платежное поручение о перечислении предоставленной суммы денежных средств в пользу указанного бенефициара. Банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице, если расчеты между плательщиком и бенефициаром осуществляются в одном банке.

Сторонами по банковскому переводу являются: а) плательщик - банк или клиент, за счет денежных средств которого осуществляется банковский перевод;

б) бенефициар - банк или клиент, в пользу которого осуществляется банковский перевод.

Участниками расчетов посредством банковского перевода являются: а) банк-отправитель – банк, обслуживающий плательщика по банковскому переводу;

б) банк-получатель - банк, обслуживающий бенефициара по банковскому переводу.

Расчеты в виде банковского перевода проводятся посредством:

а) представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного ордера); б) использования платежных инструментов (чека, банковской платежной карточки и пр.) и средств платежа; в) представления и использования иных документов и инструментов.

Расчетные документы могут быть оформлены на бумажном носителе либо в виде электронных расчетных документов.  Расчетный документы, поступившие в банк в электронном виде, представляют собой электронный образ расчетного документа и содержат обязательные реквизиты расчетных документов. Они создаются, заверяются, защищаются, передаются и принимаются с использованием компьютерной техники и средств телекоммуникаций. В подтверждение их подлинности используется электронно-цифровая подпись как замена собственноручной. Банк осуществляет прием электронных расчетных документов на основании заключенных между банком и его клиентами (иными банками) договоров.

Платежные инструкции клиента подлежат исполнению банком не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

9.​ Документальное оформление и бухгалтерский учет банковских переводов посредством платежных поручений и платежных ордеров.

Платежное поручение - платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Платежное поручение на бумажном носителе предоставляется в банк-отправитель в количестве не менее двух экземпляров. При представлении в банк платежных поручений в электронном виде банк при необходимости формирует на бумажном носителе их копии с указанием надписи «Копия».

Платежные поручения представляются в обслуживающий банк (банк-отправитель) не позднее десяти календарных дней со дня, следующего за днем их составления.

Однако существует постоянно действующее платежное поручение, которое представляет собой такую же платежную инструкцию банку-отправителю, в соответствии с которой средства плательщика переводятся в пользу одного или нескольких бенефициаров в определенные сроки несколько раз в течение установленного периода. Постоянно действующее платежное поручение представляется в банк в одном экземпляре и содержит четкие инструкции относительно порядка определения суммы перевода, условий исполнения и срока действия документа.

Порядок расчетов платежными поручениями приведен на рисунке 1.


 

    2        6

      4


           


Платежные поручения оформляются плательщиком по форме, установленной законодательством (1), и представляются в банк-отправитель (2). После проверки правильности оформления документов и правомерности совершения операции банк-отправитель принимает к исполнению платежное поручение, списывая его сумму со счета плательщика (3) и перечисляя на счет банка-получателя (4), который производит зачисление средств на счет бенефициара (5) и направляет  уведомление бенефициару о зачислении средств на его счет (6).                                                                 

При исполнении платежного поручения в бухгалтерском учете банка составляются следующие бухгалтерские проводки:

– в банке-отправителе: Дт счет плательщика (соот-щий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»); Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– в банке-получателе:  Дт корр-кий (субкорреспондентский) счет банка; Кт счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Если плательщик и получатель средств обслуживаются в одном банке, операция в учете отражается:  Дт счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»); Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счете плательщика платежное поручение возвращается банком-отправителем плательщику как не принятое к исполнению .При этом платежные поручения в бел-их рублях по платежам вне очереди и в первую очередь, а также платежные поручения в ин-ой валюте по платежам в бюджет или гос-ые внебюджетные фонды, в неоплаченной сумме приходуются по внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и помещается в картотеку к данному счету.

Платежный ордер применяется при осуществлении банками перевода денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте от имени и за счет банка (инициатор – банк), от имени банка, но по поручению и за счет клиента, от имени и за счет клиентов (инициатор – клиент).

Посредством платежного ордера осуществляются:  частичная оплата расчетных документов; списание денежных средств со счетов по постоянно действующему платежному поручению; переводы денежных средств банками по собственным обязательствам с зачислением денежных средств на банковские счета клиентов и пр.

Платежный ордер составляется на бумажном носителе в количестве экземпляров, установленном банком, или в электронном виде. Первый экземпляр платежного ордера, как правило, подписывается руководителем и главным бухгалтером банка или уполномоченными ими лицами.  При исполнении (оплате) первый экземпляр исполненного платежного ордера, исполненный электронный платежный ордер  помещаются в документы дня банка-отправителя. При необходимости плательщику направляется второй экземпляр платежного ордера на бумажном носителе или электронный платежный ордер.

При исполнении платежных ордеров в бухгалтерском учете банка составляются следующие бухгалтерские проводки:

– при частичной оплате платежных требований и поручений: Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»); Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– при исполнении платежей, инициированных самим банком: Дебет счета по учету расходов банка (счета 9 класса), либо счета по учету кредиторской задолженности (счета 6 класса) и пр.; Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов») либо корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

10.​  Документальное оформление и бухгалтерский учет банковских переводов посредством платежных требований.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.  При проведении банковских переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов.

Платежные требования с акцептом используются при расчетах за товары  и в др-их случаях, установленных в договоре м/у бенефициаром и плательщиком. Под акцептом платежного требования понимается предварительное согласие плательщика на оплату платежного требования, выраженное в заявлении на акцепт, содержащем указание банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель. При акцептной форме платежные требования представляются бенефициаром на инкассо в банк-получатель на бумажном носителе в одном экземпляре с пометкой «с акцептом» вместе с реестром платежных требований или в виде электронных платежных требований.

При исполнении платежных требований в бухгалтерском учете банка составляются следующие бухгалтерские проводки:

– в банке-отправителе:Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»); Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– в банке-получателе: Дебет корр-ий (субкорреспондентский) счет банка;

Кт счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Если плательщик и получатель средств обслуживаются в одном банке, операция в учете отражается: Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»); Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Схема расчетов платежными требованиями с акцептом приведена на рисунке 2.

Информация о работе Шпаргалка по «Бухгалтерский учет в банках»