Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 12:59, шпаргалка
1. Организация бухгалтерского учета в банке.
2. Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке.
3. Виды банковских документов и организация банковского документооборота.
4. Организация и основные формы аналитического и синтетического учета в банках.
5. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских и субкорреспондентских счетов.
6. Организация проведения и бухгалтерский учет межбанковских расчетов в системе BISS.
7. Организация и бухгалтерский учет межбанковских расчетов при децентрализованной системе расчетов
8. Сущность и порядок организации расчетов в безналичной форме в банках.
Распределение счетов между ответственными исполнителями производится, как правило, по номерам балансовых счетов, с условием, что расчетный счет и все ссудные счета одного субъекта хозяйствования ведутся одним ответственным исполнителем.
Закрепление счетов за отдельными ответственными исполнителями, а также последующее их перераспределение, производятся главным бухгалтером и оформляются записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между ответственными исполнителями банка. При этом счета распределяются таким образом, чтобы была обеспечена равномерная загрузка каждого работника, исключающая задержки в работе и оформлении документов.
Организация рабочего дня ответственных исполнителей должна обеспечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. С этой целью приказом (распоряжением) руководителя банка устанавливается время начала и завершения банковского дня, состоящего из времени работы с клиентами и службами банка, и операционного дня, включающего помимо банковского дня время на завершение обработки информации и формирование ежедневного баланса.
Учетно-операционная работа в банке осуществляется с применением программно-технических средств, использование которых позволяет обеспечить хронологическое и полное отражение всех операций в регистрах аналитического и синтетического учета в соответствии с требованиями законодательства.
3. Виды банковских документов и организация банковского документооборота.
Банковская документация включает первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность.
Каждая банковская операция оформляется соответствующим первичным документом, на основании которого осуществляется текущий бухгалтерский учет.
Первичные документы являются основой информационной системы банка.
По характеру отражаемых операций они подразделяются на: - расчетные документы; - кассовые документы; - мемориальные ордера; - внебалансовые ордера.
Расчетными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
Кассовые документы используются при оформлении кассовых операций. По характеру отражаемых оформляемых операций кассовые документы подразделяются на приходные и расходные (денежный чек, расходный кассовый ордер).
Мемориальные ордера применяются для совершения и отражения в бух-ом учете внутрибанковских операций и операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств. К этой группе также можно отнести расчетные документы (платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования).
Внебалансовыми ордерами (приходными или расходными) оформляются операции по внебалансовым счетам.
Первичные учетные документы поступают в банк от клиентов, других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять внутренний контроль.
Под внутрибанковским документооборотом следует понимать прохождение в определенной последовательности расчетно-денежных док-ов по инстанциям их проверки и обработки, начиная от возникновения операции в банке до ее полного завершения, с отражением на соотв-щих стадиях в синт-ком и аналитическом учете.
Внутрибанковский документооборот осущ-ется на основании учетной пол-ки банка в рамках утвержденного графика. В графике документооборота указывается конкретное время для расчетно-кассового обслуживания клиентов и время прохождения документов по всем участкам обработки с таким расчетом, чтобы не допустить накопления неоформленных док-ов в течение рабочего дня.
Большое значение в банке придается организации документооборота по каждой операции.
Так, документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу.
При приеме денег заполняется приходный кассовый документ и передается контролеру, который, проверив правильность заполнения документа, подписывает его, делает запись в кассовом журнале по приходу и передает документ в кассу под роспись кассира в разносной книге или кассовом журнале. Таким образом, операция сначала оформляется, затем принимаются деньги в кассу, и только после этого она отражается на счете клиента.
В отличие от приходных расходные кассовые операции вначале отражаются в учете, а затем выдаются деньги из кассы. Этим предотвращается возможность переплаты при последующих операциях, которые могут возникнуть после получения денег из кассы, но до записи операции в лицевой счет.
Документооборот и контроль по кассовым расходным операциям осуществляются в следующем порядке.
Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или другой расходный денежный документ: - убеждается в законности операции и возможности ее совершения по состоянию счета; - проверяет оформление кассового документа в соответствии с правилами совершения данной операции; - сверяет подписи и оттиск печати клиента на кассовом документе с образцами подписей и оттиска печати в карточке образцов подписей и оттиска печати; -подписывает кассовый документ;
-выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу; -направляет документ ответственному исполнителю, на которого возложен контроль кассовых расходных операций.
Контролер проверяет: - правильность заполнения кассового документа;
-соответствие подписей и печати клиента образцам, представленным банку, соответствие номера представленного денежного чека номерам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати; - наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи на оплату денежного чека ответственного исполнителя и соответствие данной подписи образцам подписей работников банка, подписи получателя денег; - подписывает кассовый документ; - регистрирует кассовый документ в кассовом журнале по расходу; - передает кассовый документ в кассу.
Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты (под роспись кассира в разносной книге или кассовом журнале) устанавливается главным бухгалтером банка. В случае ведения разносной книги она должна содержать следующие реквизиты: - номер денежного чека или расходного кассового ордера; - сумму документа; - подпись контролера; - расписку кассира в приеме документа.
Дата указывается в начале записей за день.
В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира.
Электронные мемориальные документы удостоверяются электронной цифровой подписью соответствующих работников.
Предоставление работникам банка права единоличной или контрольной подписи на расчетно-кассовых документах оформляется приказом (распоряжением) руководителя банка.
На основании вышеуказанного приказа (распоряжения) оформляются образцы подписей. Образцы подписей заверяются подписями руководителя банка и главного бухгалтера банка и печатью банка. Право единоличной подписи на расчетно-кассовых документах предоставляется ответственным исполнителям.
Право контрольной подписи на расчетно-кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют все ответственные исполнители, на которых возложено оформление операций в банке, а также по должности руководители и главные бухгалтеры банков, их заместители.
Образцами подписей работников банка с указанием характера подписи (единоличная или контрольная) снабжаются все работники, проверяющие и отражающие документы в бухгалтерском учете.
4. Организация и основные формы аналитического и синтетического учета в банках
Бух-ий учет в банках подразделяется на аналитический и синтетический. Синтетический учет содержит обобщенные показатели банк-кой деят-ти в ден-ом выражении, а аналитический учет детализирует (поясняет) эти показатели. План счетов представляет собой единую систему балансовых и внебалансовых счетов синтетического учета. Они детализируются лицевыми счетами аналитического учета.
Синтетический учет в банках осуществляется на уровне балансовых счетов 2-го, 3-го и 4-го порядка.
Аналитический учет ведется на уровне лицевых счетов, открываемых к каждому балансовому и внебалансовому счету синтетического учета в разрезе учитываемых средств и ценностей с подразделением по их назначению и владельцам.
Номер лицевого счета содержит 13 разрядов. Структура номера лицевого счета такова: АААА ВВВВВВВВ К,
где АААА - балансовый счет 4-го порядка в соответствии с планом счетов;
ВВВВВВВВ — номер индивидуального счета (порядок нумерации клиентов регламентируется банком самостоятельно);
К - контрольный ключ, который предназначен для проверки правильности указания номера лицевого счета при обработке расчетных и кассовых документов. Контрольный ключ предохраняет информацию от субъективных ошибок оператора, а также от искажения в каналах передачи информации при вводе.
Все открываемые банком лицевые счета регистрируются в книгах регистрации открытых и закрытых лицевых счетов. Эта книга является классификатором лицевых счетов, открытых в банке. В ней для каждого балансового счета 4-го порядка отводятся отдельные листы. Книга должна содержать следующие обязательные реквизиты: - полное наименование владельца счета; - код банка; - дата и основание открытия и закрытия лицевого счета; - наименование денежной единицы (код валюты); - номер лицевого счета; - поле для примечаний.
При открытии лицевых счетов необходимо учитывать, что номера ранее закрытых лицевых счетов могут присваиваться вновь открытым лицевым счетам по истечении трех лет после даты закрытия.
Банк вправе осуществлять ведение одной книги регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, в которой будет регистрироваться открытие и закрытие всех лицевых счетов.
Книги регистрации лицевых счетов могут вестись на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Книги на бумажном носителе должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписями руководителя и главного бухгалтера банка или подписями лиц, ими уполномоченных, а также оттиском печати банка. При ведении книг в электронном виде банк обязан обеспечить их сохранность путем создания резервных копий.
Инф-ия, отражаемая на аналитических счетах на основании первичных учетных документов систематизируется в регистрах аналитического учета.
Основным регистром анал-ого учета в банках являются лицевые счета. Они ведутся в банках на электронных и (или) бумажных носителях в двух экземплярах. Второй экземпляр представляет собой выписку из лицевого счета и предоставляется клиентам банка в подтверждение выполненных за день операций с приложением док-ов, на основании кот-ых совершены записи в лицевом счете клиента.
Порядок и периодичность выдачи клиенту выписки из лицевого счета, форма их предоставления и прочие вопросы устанавливаются в соответствующем договоре между банком и клиентом. Владелец счета обязан в течение 10 календарных дней после получения выписок письменно сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанный срок возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.
Для ведения аналитического учета в банке применяются также такие регистры как карточки, книги, журналы, которые ведутся на бумажных или машинных носителях информации. В этих документах отражаются данные о наличии и движении основных средств, нематериальных активов, материалов банка, бланков строгой отчетности, заготовок банковских пластиковых карточек и прочих ценностей.
Аналитический учет в банке ведется в денежной (стоимостной) оценке. При этом аналитический учет операций в иностранной валюте ведется в двойной оценке: в иностранной валюте по ее номиналу и в рублевом эквиваленте по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком.
В синтетическом учете информация о банковской деятельности отражается в обобщенном виде в денежной оценке и только в белорусских рублях.
Основными элементами системы синтетического учета в банке являются синтетические счета и регистры синтетического учета.
Синтетические счета представлены балансовыми счетами 2-го, 3-го и 4-го порядка, а также внебалансовыми счетами 2-го, 3-го, 4-го и 5-го порядка.
Регистрами синтетического учета в банке являются: - ежедневный баланс;
- кассовый журнал; - оборотная ведомость; - проверочная ведомость,
Ежедневный баланс В ежедневном балансе отражаются обороты по дебету и кредиту за день, исходящие остатки по активу и пассиву по каждому балансовому счету IV порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам III и II порядков. В балансе выводятся итоги по каждому классу баланса и в целом по банку. По внебалансовым счетам отражаются обороты по приходу и расходу и исходящие остатки. Ежедневный баланс проверяется и подписывается руководителем, главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Наличие ежедневного баланса оборотов и остатков является обязательным условием начала нового операционного дня. Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством дебетовых и кредитовых оборотов и итогов остатков по активу и пассиву, а правильность итога остатков по внебалансовым счетам - соответствием его итогу по остатку за предыдущий операционный день плюс сумма оборотов по приходу минус сумма оборотов по расходу за текущий операционный день.
Информация о работе Шпаргалка по «Бухгалтерский учет в банках»