Риски в банковской деятельности и методы управления ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

По состоянию на сегодняшний день можно констатировать, что дальнейшее развитие банковской системы РФ будет проходить в плоскости интенсификации и качественного совершенствования. Кризисы банков продемонстрировали, что даже самые надежные из них не застрахованы от серьезных потерь. Эффективное управление предполагает своевременное предвидение перемен, адекватную адаптацию к ним и контроль над процессом во благо клиентов, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Подразумевается также постоянная консолидация сильных сторон, реализация вновь открывающихся возможностей, равно как и уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций, ликвидацию внутренних слабостей.

Оглавление

Содержание
Глава 1. Риски в банковской деятельности
1.1. Понятие, роль и значение рисков в банковской деятельности
1.2.Виды, классификация и группировки рисков.
1.3. Основные факторы формирования рисков
1.4. Комплексная оценка рисков банковской деятельности
Глава 2. Основы управления рисками банковской деятельности
2.1. Основные аспекты управления банковскими рисками.
2.2.Необходимость создания комплексной системы управления банковскими рисками
2.3.Комплексная система управления банковскими рисками
Глава 3. Создание банковских резервов на возможные потери по ссудам как один из методов управления рисками банковской деятельности
3.1. Управление рисками в»
3.2. Понятие и классификация банковских резервов. Создание резервов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

Поскольку ссуда, предоставленная ООО «Ромашка», является стандартной, то, в соответствии с таблицей 16, размер резерва в процентном отношении составляет 0%. В качестве обеспечения выступает имущество заемщика (оценивается по справедливой стоимости).

Размер обеспечения, порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога, то есть такой его цены, по которой залогодатель, в случае, если бы он являлся продавцом имущества, предоставленного в залог, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости указанного имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести в разумно короткий срок, не превышающий 180 календарных дней определяется внутренними нормативными документами Банка.

Заключительным моментом является определение порядка и периодичности формирования (регулирования) резерва.

Резерв формируется (регулируется) в соответствии с Учетной политикой Банка. В соответствии с Внутренней методикой резерв формируется (регулируется) по каждой конкретной ссуде. При формировании резерва подразделения Банка, ответственные за данную операцию, определяют размер расчетного резерва и минимального резерва.

Расчетный размер резерва – резерв, отражающий величину потерь Банка по ссуде, без учета факта наличия и качества обеспечения по ссуде.

Минимальный размер резерва – резерв, отражающий величину потерь Банка по ссуде, без учета факта наличия и качества обеспечения по ссуде.

При наличии  обеспечения I и II категории качества определяется минимальный размер резерва по следующей формуле:

              Р =РР * (1-  (ki*Oбi / Ср)), где

Р – минимальный размер резерва. Резерв, формируемый Банком, не может быть меньше минимального размера резерва;

РР – размер расчетного резерва;

ki – коэффициент (индекс) категории качества обеспечения. Для обеспечения первой категории качества принимается равным единице (1,0). Для обеспечения второй категории качества ki (k2) принимается равным 0,5.

Обi – стоимость обеспечения соответствующей категории качества (за вычетом дополнительных расходов Банка, связанных с реализацией обеспечения);

Ср – величина основного долга по ссуде.

Если ki * Обi >= Ср, то Р принимается равным нулю (0).


Заключение

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть практическое значение темы данной дипломной работы. Банковский бизнес в мире выступает одной из самых важных отраслей экономики. Являясь высокотехнологичным, он в наибольшей степени восприимчив к происходящим изменениям как на макро-, так и на микроуровне. Как показывает практика, подобные изменения связаны с усиливающейся интернационализацией кредитных учреждений и рынков, совершенствованием банковского законодательства и современных компьютерных технологий, повышением уровня конкуренции, появлением на финансовых рынках новых банковских продуктов и услуг. Банк выступает в роли своего рода "кровеносной системы" экономики, поэтому важно, чтобы банковская система государства функционировала без сбоев, стабильно и эффективно. От ее устойчивого развития во многом зависит успешность экономической деятельности предприятий и организаций, спокойствие и уверенность граждан в сохранности своих сбережений.

Кредитный риск представляет собой наиболее существенную составляющую банковских угроз, поскольку большинство банковских банкротств обусловлено невозвратом заемщиками кредитов и непродуманной политики банка в области рисков. Для отечественных банков данная проблема актуальна вдвойне, так как показатели просроченной и сомнительной задолженности по их кредитным портфелям в два-три раза превышают уровень аналогичных показателей банков развитых стран. Поэтому вопросы управления банковским кредитным риском, от своевременного решения которых зависит эффективность деятельности каждого конкретного банка и стабильность функционирования всей банковской системы страны, в сложившихся условиях приобретают первостепенное значение.

Принципы прямого государственного управления банковской системой также должны измениться. В большинстве стран государство должно создать правовую, регулятивную и политическую среду для надежного банковского дела. Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в кризисе, что и происходит со многими банками в России.

Проблема роста банковской системы не может быть решена за счет лишь ужесточения требований банковского надзора - это экстенсивный и малоэффективный путь. Настоящий импульс развитию банковской системы может предать лишь активная реализация масштабной банковской реформы, что не имеет ничего общего с манипулированием банковскими нормативами. Прежде всего, правительство и Банк России должны озаботиться вопросом повышения рентабельности банковского бизнеса, что связано с проблемой гипертрофированной банковской отчетности, отсутствием реальной системы рефинансирования, неразвитостью рынка производных инструментов, проблемой неравной конкуренции.

Усиление регулирования банковской деятельности - самый серьезный риск, с которым сталкивается кредитная организация. Об этом свидетельствуют результаты исследования рисков в банковском секторе. Это связано с тем, что чрезмерное регулирование истощает ресурсы банков, способствует развитию бюрократии и создает ложное ощущение безопасности. Основными причинами, по которым регулирование само является источником риска, выступают, в частности, высокие затраты на соблюдение требований законодательства; серьезные последствия несоблюдения этих требований; вытеснение мелких банков с рынка; снижение привлекательности банков для клиентов.

На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии для определения своей роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой политике.

Каждый элемент риска требует конкретной политики и характеристики параметров риска, вырабатываемых совместно директорами и управлением банка. Ключевой задачей является балансирование, при этом не обязательно уравнение, этих взаимозависимых элементов риска. Полное равновесие здесь невозможно, поскольку действия, предпринимаемые для снижения одних рисков, могут увеличить другие.

Цели и задачи стратегии управления рисками в большой степени определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку. Основными признаками изменения внешней среды в банковском деле России в последние годы являются: нарастание инфляции, рост количества банков и их филиалов; регулирование условий конкуренции между банками со стороны Центрального Банка и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии Центрального банка; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких конкурентов; увеличение потребности в кредитных ресурсах в результате изменения технологий; роста потребностей предприятий в оборотном капитале и изменения структуры финансирования в сторону уменьшения банковской доли собственного капитала клиентов банка; учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным отклонением от исполнения требований кредиторов; отсутствие действенных гарантий по возврату кредита.

В данной дипломной работе был проведен анализ теорий банковских рисков, их классификации, были выделены различные методы управления рисками, возможность применения этих методов в банковской системе России. Кроме того, были выявлены  проблемы управления рисками, методы совершенствования банковских методик, определены перспективы в управлении рисками. Создание системы по управлению рисками позволяет решать задачи процентной, ценовой и курсовой политики, а также регулирования кредитного риска. Процесс управления рисками осуществляется различными коллегиальными органами, поэтому необходима интеграция управления всеми видами рисков в единый блок. Требуется постоянно совершенствовать систему управления рисками на основе распространенных в современном банковском деле технологий, более широкого использования методов математического моделирования и развития системы контроля. Для такого совершенствования системы управления рисками необходимо повысить гибкость управления Банком, обеспечить быстроту реакции на меняющиеся рыночные условия, оптимизировать филиальную сеть с учетом экономических и социальных факторов, опережающими темпами развивать современные информационные технологии. Достижение поставленных целей невозможно без качественного повышения квалификации и профессионализма персонала, совершенствования системы мотивации и стимулирования кадров.

Однако новый подход к банковской деятельности ведет и к новым рискам. Основной пик этих рисков ожидается в 2007 году, когда будет окончательно отменено валютное регулирование, и Россию ожидает вступление в ВТО. В условиях валютной либерализации и международной глобализации государственная политика должна быть направлена на то, чтобы российская система не исчезла и не растворилась бы в мировой банковской системе. Достаточно важным выводом данной дипломной работы является и то, что оптимальность уровня риска - понятие относительное, поскольку определяется на основании субъективных оценок специалистов, не выходящих, тем не менее, за пределы, определенные с помощью математических методов. В последнее время широкое распространение получила система статистической оценки и управления риском VAR. Однако ее очевидные преимущества не могут быть использованы в российской практике ввиду того, что не представляется возможным создать более или менее представительные базы статистических данных за длительный, качественно однородный период времени. Вместе с тем это не означает, что принципы теории вероятности, математической статистики, теории нечетких множеств, теории игр и массового обслуживания и т.д. неприменимы в процессах стратегического управления рисками банка.

Стратегия отдельно взятого банка в России будет зависеть от механизмов государственного регулирования рынка банковских услуг и пруденциального надзора со стороны Центрального банка. Масштабы негативного влияния риска на кредитные институты вынуждают государство искать эффективные методы и инструменты воздействия. Административное и экономическое регулирование рисков со стороны государства предполагает существование системы банковского законодательства и подзаконных актов, описывающих механизмы и процедуры эффективного решения рисковых ситуаций. Политика ЦБ  должна быть направлена на поддержание системы оборонительных мер и должна дать дополнительный источник пополнения кредитного потенциала коммерческого банка, необходимого для противодействия значительным и непредсказуемым потерям. Разработка стратегии управления рисками находится полностью в компетенции банка, а надзорные органы всего лишь создают такие системы, которые позволяют контролировать качественный стандарт в управлении риском. Преодоление кредитных, валютных и прочих рисков всегда должно проводиться взвешенно между доходностью и ликвидностью. ЦБ РФ не должен сильно ущемлять принцип доходности, иначе возникают прямые угрозы краха банковской системы. И, наоборот, отсутствие каких-либо инструкций и указаний "сверху" создает почву для банкротств банков в больших количествах.

Разработка конкретных мероприятий по преодолению риска зависит от очень многих обстоятельств и всегда специфична для отдельно взятого банка, и потому критерий оптимальности будет поставлен в зависимость от массы эндогенных и экзогенных факторов. В любом случае правильный учет риска и неопределенности позволяет систематизировать и упорядочить процесс принятия рационального, взвешенного решения.


Список литературы

1.       Инструкция ЦБ РФ №110-И «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 г.

2.       Инструкция ЦБ РФ №65 «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы» от 11.09.1997г.

3.       Положение ЦБ РФ №283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» от 20.03.2006г.

4.       Положение Банка России №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004г.

5.       Положение №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.2003г.

6.       Положение №186-П «О проведении мониторинга предприятий Банком России» от 19.03.2002г.

7.       Положение Банка России №89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» от 24.09.1999г.

8.       Указание Банка России №1672-У «О внесении изменений в инструкцию Банка России от 16 января 2004 года №110-И «Об обязательных нормативах банков»» от 20.03.2006г.

9.       Указание Банка России №1671-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней  задолженности» от 20.03.2006г.

10.   Указание Банка России №1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами  офшорных зон» от 22.06.2005г.

11.   Указание Банка России №650-У «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 11.09.97 №65 «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы»» от 28.09.1999г.

12.   Письмо Банка России №119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» от 13.09.2005г.

13.   Письмо Банка России №92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» от 30.06.2005г.

14.   Письмо Банка России №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» от 24.05.2005г.

15.   Письмо Банка России №70-Т «О резервах банков, формируемых согласно Положению Банка России от 26.03.2004 №254-П» от 29.04.2005г.

16.   Указание Банка России №70-Т «О типичных банковских рисках» от 23.06.2004г.

17.   «Внутренняя методика определения категории качества ссуды, формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» протокол №10 от 14.03.2006г. (утверждена решением Правления Банк»).

Информация о работе Риски в банковской деятельности и методы управления ими