Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:09, дипломная работа
Целью работы является изучение ведения учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками на исследуемом предприятии.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи написания работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- Привести организационно-экономическую характеристику предприятия;
Введение
1. Теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2 Формы расчетов, применяемые предприятием
3. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.1 Документальное оформление учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.3 Учет не денежных форм расчетов
3.4 Отчетность по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.5 Инвентаризация расчетов
Заключение
Список литературы
При приобретении материалов у торговых фирм, как правило, отпуск материальных ценностей производится на основании товарных накладных.
Пример: При покупке товаров ОАО СМУ-4 у ООО «Сталепромышленная компания» на общую сумму 59446,40 руб. (с НДС), ООО «СПК» выписана товарная накладная № 6097 от 02.12.04 (приложение 7). В товарной накладной нашли отражение следующие факты: реквизиты поставщика и покупателя, наименование товара: уголок 125х125-9 (100%) и арматура 8 бухта (100%), ед. измерения (тн.), количество (3,024), сумма без учета НДС (50378,31 руб.) ставка НДС (18%), сумма НДС (9068,09 руб.), сумма с учетом НДС (59446,40).
Товарная накладная выписана на основании доверенности № 62 от 01.12.04, выданной Частоедову В.Н. экспедитору ОАО СМУ-4.
3) Счет-фактура
В гл.21 Налогового кодекса РФ установлены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в счете-фактуре (п.5 ст.169). Их всего 14. Нужно отметить, что все они и приведены в типовой форме счета-фактуры. Перечислим их в том порядке, как они приведены в Налоговом кодексе:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
В то же время отметим, что налогоплательщик вправе вносить дополнительные реквизиты в счет-фактуру (Письмо МНС России от 8 апреля 2002 г. N 03-1-09/918/14-Н443).
Пример: 16.11.04 ОАО СМУ-4 на отгруженные по накладной № 157 товары выставлен счет-фактура № 231 (приложение 8). Перед принятием к учету счета-фактуры бухгалтер проверил правильность и полноту заполнения счета-фактуры, наличие всех обязательных реквизитов, печати и подписей должностных лиц. Счет-фактура служит основанием, для расчета суммы НДС и предоставления его к возмещению в бюджет. На основании счетов-фактур заполняется книга покупок, в которой накопительным итогом производится расчет НДС полученный от поставщиков.
В счет-фактуре № 231 НДС не выделен, т.к. поставщик ЗАО «Отделстрой плюс» не является плательщиком налога. Однако в счет-фактуре № 231 обязательно указание ставки НДС в размере 0%, суммы налога – 0 руб., что подлежит дублированию в книге покупок ОАО СМУ-4 (приложение 9).
Рассмотрим пример принятия к учету счет-фактуры с выделенным НДС.
03.11.04 ООО «Сталепромышленная компания» выставило счет-фактуру ОАО «СМУ-4» № 6097 на отгруженные товары по товарной накладной № 6097 от 02.12.04 г. на общую сумму 59446,40 руб. (в т.ч. НДС – 18%). Отдельной строкой выделена сумма НДС – 9068,09 руб., стоимость товаров без налога (50378,31 руб.).
Проверив счет-фактуру бухгалтер занес данные в программу, на основании чего произошла регистрация покупки в книге покупок .
ОАО «СМУ-4» в ходе выполнения работ в некоторых случаях приходится обращаться к другим строительным организациям – субподрядчикам. В основном это случаи, когда СМУ-4 не успевает в силу технических причин осуществить работы в поставленный заказчиком срок, отсутствия какой-либо техники, необходимой для проведения работ, отсутствия определенных специалистов по выполнению тех или иных работ.
В этом случае у ОАО СМУ-4 возникают расчеты с подрядчиками. Учет их ведется аналогично поставщикам. Но в дополнении к вышеназванным документам оформляется справка о стоимости выполненных работ.
Документ оформляется по унифицированной формеКС-3 и является двухсторонним документом, т.е. обе стороны согласовывают документ и оставляют себе по экземпляру.
МУП УКС и ОАО «СМУ-4» в октябре 2001 года заключили договор на строительство жилого дома по ул. Труда –Володарского в г. Киров.
Для проведения электросетей ОАО «СМУ-4» привлек субподрядчика ОАО «Электромонтаж-Киров».
В декабре 2004 года производилась оценка стоимости выполненных работ, при этом ОАО «СМУ-4» и ОАО «Электромонтаж-киров» вместе производили оценку стоимости выполненных работ. По результатам оценки была составлена справка о стоимости выполненных работ и затрат за декабрь 2004 года . Отчетным периодом выступал период с 01.12.04 по 30.12.04.
В справке указано, что ОАО «Электромонтаж-Киров» провело электросетей в строящемся доме по адресу Труда-Володарского 0,4 КВ на общую сумму 83709 руб., НДС-18% -15068 руб. Итого стоимость работ составила 98777 руб.
Справка подтверждена подписями и печатями генподрядчика и субподрядчика.
3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на осуществляется на 60 счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.
Аналитический учет по счету на 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Пример: Бухгалтерские записи за декабрь 2004 г. по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «СМУ-4» приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Бухгалтерские записи за декабрь 2004 г. по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «СМУ-4»
Содержание хозяйственных операций | Документ первичный | Дебет | Кредит | Сумма , руб. |
Отражена задолженность за приобретенные материалы у ООО «Сталепромышленная компания» | Счет-фактура № 6097от 16.12.04, накладная 6097 от 02.12.04 | 10 | 60 | 50378,31 |
Отражена сумма НДС по приобретенным материалам (18%) | Счет-фактура № 6097от 16.12.04 | 19 | 60 | 9068,09 |
Отражено погашение задолженности перед ООО «Сталепромышленная компания» | Платежное поручение, №46 от 16.12.04 Выписка банка | 60 | 51 | 59446,4 |
Принята к зачету сумма НДС по приобретенным материалам | Бухгалтерская справка | 68 | 19 | 9068,09 |
Приобретен компьютер для работы бухгалтерии | Счет фактура № 1013 от 20.12.2004г. | 08 | 60 | 150000 |
Отражена сумма НДС по приобретенному компьютеру | Счет фактура № 1013 от 20.12.2004г. | 19 | 60 | 22881,3 |
Поступил счет от ОАО «Кировэнерго» за э/энергию | Счет фактура № 2536 от 21.12.2004г. | 26 | 60 | 75000 |
Отражена сумма НДС по использованной э/энергии | Счет фактура № 2536 от 21.12.2004г. | 19 | 60 | 12500 |
Принят в эксплуатацию компьютер | Акт приемки-передачи основ. ср.от 01.05.04 | 01 | 08 | 150000 |
Принята к зачету сумма НДС из бюджета по приобретенному компьютеру | Бухгалтерская справка | 68 | 19 | 25000 |
Принята к зачету сумма НДС из бюджета по использованной э/энергии | Бухг. справка | 68 | 19 | 12500 |
В ОАО «СМУ-4» учет расчетов с поставщиками ведется при помощи программы «1С Бухгалтерия» версия 7,7.
Программа имеет возможности ведения многоуровневой системы аналитического учета.
ОАО «СМУ-4» использует следующие регистры аналитического учета счета 60 «Расчеты с поставщиками»:
- анализ счета 60.
Для формирования этого регистра необходимо произвести следующие действия:
войти в меню «отчеты»
выбрать субконтно (по датам, по поставщикам, по материалам)
сформировать отчет при помощи действия «Сформировать».
Отчет содержит информацию о сальдо на начало периода, всех произведенных операциях с указанием корреспондирующих счетов по дебету и кредиту счета 60.
За декабрь 2004 года бухгалтер ОАО СМУ-4 сформировал анализ счета 60 (приложение 10), где отразилось:
сальдо на начало месяца – 1245136,03 руб.
Оборот по дебету (с указанием корр. счетов) – 33639,05 руб.
Оборот по кредиту (с указанием корр. счетов) – 228794,12 руб.
Сальдо на конец месяца – 1440291,10 руб.
Проверив, сальдо расчетным путем (1245136,03+228794,12-33639,
- оборотно-сальдовая ведомость также является регистром аналитического учета. Данный регистр служит для отражения произведенных расчетов в разрезе каждого контрагента. В качестве контрагентов могут выступать договора, заключенные с поставщиками, поставщики, счета-фактуры.
Для формирования этого регистра необходимо произвести следующие действия:
войти в меню «отчеты»
выбрать контрагента (по договорам, по поставщикам, по счета-фактурам);
ввести дату;
сформировать отчет при помощи действия «Сформировать».
Бухгалтер ОАО «СМУ-4» сформировал оборотно-сальдовую ведомость по итогам декабря 2004 года. Контрагентами выбраны «Договоры».
В ведомости нашли отражение все поставщики с которыми были заключены договора предприятия с указанием сумм возникновения задолженности (оборот по кредиту) и ее гашением (оборот по дебету).
Так в сформированной ведомости отражена задолженность по договору № 17.01.00 № 35 ОАО «Агропромгазстрой» на начало месяца – 576,63 руб., в декабре произведена оплата долга, что нашло отражение в графе Обороты за период «Дебет» - 573,63, сальдо на конец периода равно нулю.
Задолженность по договору № 151 от 20.12.04 СМУ -4 сальдо на начало нулевое, возникло задолженности на сумму 886,37 руб., сумма по кредиту – 44320 руб., остаток на конец периода – 43433,63.