Ответственность главного бухгалтера при составлении и представлении отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Отметим, что деятельность профессионального бухгалтера имеет следующие особенности:
наличие специфической квалификации и навыков, достигаемых образованием и опытом работы;
приверженность к единой, определенной системе ценностей;
признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами клиента или работодателя, вытекающее из этого обстоятельства, что деятельность профессионального бухгалтера часто имеет большое значение не только для его клиента или работодателя, но и для всего общества в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные положения о бухгалтерской финансовой отчетности ………….4
1.1. Отчетность как информационный ресурс. ………………………………...4
1.2. Требования, предъявляемые к процедуре представления и содержанию показателей бухгалтерской отчетности…………………………………………8
1.3. Главный бухгалтер как должностное лицо……………………………….11
1.4. Права и обязанности главного бухгалтера………………………………..12
1.5. Дисциплинарная ответственность главного бухгалтера в соответствии с Трудовым кодексом РФ…………………………………………………………19
1.6. Административная ответственность главного бухгалтера в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях………………………...23
1.7. Фальсификация бухгалтерской отчетности и уголовная ответственность главного бухгалтера……………………………………………………………..25
2.Практическая работа…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Ответственность главного бухгалтера при составлении и представлении отчетности.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Основные положения  о бухгалтерской финансовой отчетности ………….4

1.1. Отчетность как информационный ресурс. ………………………………...4

1.2. Требования, предъявляемые к процедуре представления и содержанию показателей бухгалтерской отчетности…………………………………………8

1.3. Главный бухгалтер как должностное лицо……………………………….11

1.4. Права и обязанности главного бухгалтера………………………………..12

1.5. Дисциплинарная ответственность главного бухгалтера в соответствии с Трудовым кодексом РФ…………………………………………………………19

1.6. Административная ответственность главного бухгалтера в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях………………………...23

1.7. Фальсификация бухгалтерской отчетности и уголовная ответственность главного бухгалтера……………………………………………………………..25

2.Практическая  работа…………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Становление рыночной экономики, изменения методов  управления хозяйственными организациями существенно повысили роль и значение системы бухгалтерского учета как средства информационного обеспечения и контроля. Началась радикальная реформа сложившейся системы учета и его нормативного регулирования. Цель ее состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к «информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов».

    В 90 – е годы был принят Федеральный  закон «О бухгалтерском учете», утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В развитие этой программы Министерством финансов РФ было принято новое Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, разработан и утвержден новый План счетов бухгалтерского учета. На их основе был разработан План счетов для предприятий и организаций АПК; разработаны и утверждены стандарты (положения) по ведению бухгалтерского учета на отдельных участках работ; разработана система унифицированных форм первичной учетной документации, учетных регистров, общефедеральных и отраслевых методических рекомендаций.

    Реформирование  отечественного учета в соответствии с международными стандартами способствовало выделению из системы бухгалтерского учета двух подсистем: финансового и управленческого учета. Налоговая реформа последних лет привела к появлению еще одного вида учета – налогового.

    Развитие  различного вида предпринимательства  сопровождается возрастанием роли бухгалтерской  информации в управлении, контроле и анализе предпринимательской деятельности. Своевременность ее получения, соответствующее качество и достоверность обеспечиваются наличием высокоподготовленных специалистов – бухгалтеров – профессионалов.

    Именно  от квалификации главного бухгалтера, его способности живо откликнуться на изменения законодательства зависит финансовое благополучие каждого предприятия. Однако место, которое занимает сегодня в структуре управления каждого экономического субъекта главный бухгалтер, не могло не сказаться на круге его прав и обязанностей, на его ответственности за принимаемые решения. Одно дело – бухгалтер – счетовод, от которого фактически ничего не зависело, и совсем другое – бухгалтер – управленец, практически второе лицо в иерархии большинства предприятий, чья ошибка может «поставить крест» на результатах труда большого коллектива.

    Отметим, что деятельность профессионального  бухгалтера имеет следующие особенности:

    наличие специфической квалификации и навыков, достигаемых образованием и опытом работы;

    приверженность к единой, определенной системе ценностей;

    признание своей ответственности перед  обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами клиента или работодателя, вытекающее из этого обстоятельства, что деятельность профессионального бухгалтера часто имеет большое значение не только для его клиента или работодателя, но и для всего общества в целом. 
 

1. Основные положения о бухгалтерской финансовой отчетности

1.1. Отчетность как информационный ресурс.

    В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям.

    Одной из задач бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операции и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

    Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим  итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

    При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011);
  •  Федеральный закон от 27.07.2010 N 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
  • Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)";
  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023);
  •  Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598);
  •  Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации"

    Данный  блок нормативных документов связан с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

    Новые подходы к формированию бухгалтерской  отчетности выражаются в отказе от типовых форм бухгалтерской отчетности, т. е. от одинакового набора показателей  о работе организации независимо от вида деятельности, масштаба производства, организационно-правовой формы и т.п. Как показала практика, типовые формы для одних организаций являлись избыточными в части предусмотренных показателей, а для других – недостаточными. В связи с этим возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности с условными названиями: упрощенный, стандартный и множественный.

    Упрощенный  вариант – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций. В  этом случае в состав годовой бухгалтерской  отчетности не включается ряд форм – Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу. По некоммерческим организациям рекомендуется дополнительно включить в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.

    Стандартный вариант – для коммерческих организаций, относящихся к группе средних  и крупных организаций. Этот вариант  предполагает формирование бухгалтерской  отчетности применительно к образцам форм, показанным в приложении к приказу № 66н, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать изложенные в ПБУ 4/99 общие требования к бухгалтерской отчетности, правила оценки бухгалтерской отчетности, а также требование, касающиеся к раскрытию информации, которые содержаться в положениях по бухгалтерскому учету.

    Множественный вариант – для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших организаций, и крупных организаций, имеющих несколько видов деятельности. При этом варианте количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организаций, а также вариантность представления отчетной информации значительно возрастают

    Однако  в части формирования бухгалтерской  отчетности возможно выделение 4-го варианта для отдельной группы организаций  – акционерных обществ, ценные бумаги которых котируются на фондовом рынке. Они, наряду с бухгалтерской отчетностью, сформированы по российским правилам, составляют годовую бухгалтерскую отчетность, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.

    Новые формы бухгалтерской отчетности, по которым организации будут  обязаны отчитываться, начиная с  годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, утверждены приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н, далее — Приказ № 66н. Напомним, в проекте этого приказа планировалось разрешить воспользоваться новыми формами с 2010 года. Состав новой отчетности следующий:

    - бухгалтерский баланс (Приложение  № 1 к приказу);

    - отчет о прибылях и убытках  (Приложение № 1 к приказу);

    - отчет об изменениях капитала (Приложение № 2 к приказу);

    - отчет о движении денежных  средств (Приложение № 2 к приказу);

    - отчет о целевом использовании полученных средств, (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)). 

1.2 Требования, предъявляемые к процедуре представления и содержанию показателей бухгалтерской отчетности

    В финансовую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления  о финансовом положении организации, финансовых результатов ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении организации, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в финансовой отчетности, т. е. включено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей финансовой отчетности перед другими. Если по средствам отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов, информация не является нейтральной.

    Данные финансовой отчетности организации должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

    Показатели  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных  операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в финансовой отчетности обособленно в случаях их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями не возможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Каждый  существенный показатель должен представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут  объединяться и не представляться отдельно.

    Показатель  считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Информация о работе Ответственность главного бухгалтера при составлении и представлении отчетности