Основы формирования годовой бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – исследовать особенности методики составления бухгалтерского баланса предприятия, а также его финансового состояния.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:
- рассмотреть понятие бухгалтерского баланса и требования, предъявляемые к нему;
- проанализировать значение баланса как источника информации для анализа финансового состояния предприятия;
исследовать особенности методики составления баланса конкретного предприятия;
провести анализ составных компонент финансового анализа предприятия (финансовой устойчивости, платежеспособности, дебиторской и кредиторской задолженности, ликвидности баланса;
выявить резервы укрепления финансового состояния предприятия.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основы формирования годовой бухгалтерской
отчетности 5
1.1. Сущность, значение и виды бухгалтерской отчетности 5
1.2. Задачи анализа финансового состояния
предприятия и используемые источники информации. 17

Глава 2. Составление форм годовой бухгалтерской
отчетности 24
2.1. Порядок составления и предоставления
бухгалтерского баланса 24
2.2. Порядок формирования пояснений к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках 51

Глава 3. Анализ показателей бухгалтерской отчетности
ООО «ОЛЬГА» 80
3.1. Общая оценка финансового состояния предприятия
и его изменение за отчетный период 80
3.2. Анализ финансовой устойчивости 90
3.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности
предприятия 98
3.4. Анализ финансовых результатов 107

Заключение 113
Список используемой литературы 116
Приложения 120

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НОВАЯ.docx

— 179.66 Кб (Скачать)

г) осмотрительность — в соответствии с международными стандартами правило осмотрительности отнесено к качественным характеристикам информации, хотя очень часто это требование рассматривается как составляющая второй группы принципов — принципов ведения учета. Суть принципа осмотрительности состоит в большей готовности к учету потенциальных убытков, а не потенциальных прибылей, что выражается в создании резервов, и в оценке активов по наименьшей из возможных стоимостей, а обязательств — по наибольшей (правило оценки по наименьшей из рыночной и фактической стоимостей для активов). Отметим, что этот принцип действует только в состоянии неопределенности и не означает создания скрытых резервов или искажения информации.

д) в международной  практике "достоверность" включает и такую характеристику, как требование полноты информации с точки зрения как ее существенности, так и затрат на ее подготовку.

В целом  же выполнение всех требований к качеству учетной информации должно дать в  результате правдивый, полный и полезный отчет о деятельности компании.

 

 

2.1. Порядок  составления и предоставления  бухгалтерского баланса.

 

В бухгалтерский  баланс организации включают показатели деятельности ее подразделений (филиалов, представительств и т.п.).

По каждому  числовому показателю бухгалтерского баланса (кроме отчета, составляемого  за первый отчетный период) должны быть приведены данные за аналогичный  период прошлого года. Если  данные за период, предшествовавший отчетному, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них принадлежат корректировке по установленным правилам. Данная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке к отчетности с указанием ее причин. 

Рассмотрим  общие правила подготовки бухгалтерского баланса [34,с.21].

 В  бухгалтерском балансе приводятся  все предусмотренные в них  показатели. В случае не заполнения той или иной  статьи (строки, графы) ввиду отсутствия организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если  при составлении бухгалтерского баланса выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления об имущественном  и финансовом положении организации, а также финансовых результатах  ее деятельности, то в бухгалтерский  баланс  организации включаются соответствующие дополнительные показатели.

 Заголовочная  часть формы заполняется в  следующем порядке:

- реквизит "Организация" - указывается полное  наименование юридического лица;

- реквизит "Отрасль (вид деятельности)" - указывается вид деятельности  Общесоюзному классификатору "Отрасли  народного хозяйства" (ОКОНХ);

- реквизит "Организационно-правовая форма" - по данной строке указывается  организационно-правовая форма организации  согласно Классификатору организационно-правовых  форм хозяйствующих субъектов.  При этом в левой половине  графы указывается код по КОПФу, а в правой - код собственности по Классификатору форм собственности;

- реквизит "Орган управления  государственным имуществом" - указывается  наименование органа, на который  возложены координация и регулирование  деятельности государственного  и муниципального унитарного  предприятия и  которому направляется  бухгалтерская отчетность;

- реквизит "Адрес" - указывается полный  почтовый адрес организации.

- реквизит "Контрольная сумма" организацией  не заполняется.

 При  заполнении формы бухгалтерского  баланса в нее должны включаться  показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений,  в том числе выделенных на  отдельные балансы.

 Организация,  подлежащая ликвидации или реорганизации,  изменяющая государственную форму  собственности на иную в отчетном  году, представляет отчет по типовым  формам годовой бухгалтерской  отчетности за период с начала  года до момента ликвидации (реорганизации).

Вновь созданная  организация показывает в балансе  средства (по стоимости приобретения, получения)  и их источники со дня ее государственной регистрации  в установленном порядке по 31 декабря включительно отчетного  года, для организации, созданной  после 1 октября отчетного года - по 31 декабря следующего года включительно (указанный порядок не распространяется на организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) организаций, их структурных  подразделений).

Организация, передающая и приобретающая (получающая) новые подразделения не по состоянию  на 1 января, в пояснительной записке  приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного  периода.

Статьи  бухгалтерского баланса, составляемые за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества  и финансовых результатов в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

В бухгалтерском  балансе организации должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за соответствующий  период предыдущего года исходя из изменений учетной политики, законодательных  и иных актов.

Если данные за период, предшествующий отчетному, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указаниями ее причин.

В форме  бухгалтерского баланса не должно быть никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые  подтверждают лица, подписавшие бухгалтерский  баланс и иные формы с указанием  даты исправления.

 Исправления  отчетных данных как текущего, так и прошлого года производятся  в бухгалтерском балансе, составленном  за отчетный период, в котором  были обнаружены искажения ее  данных, причем исправления вносятся  в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Если  не установлен период совершения  искажений, исправления отчетных  данных производятся в аналогичном  порядке.  Указанный порядок исправления   отчетных данных действует в  ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией  и контролирующими органами.

В случаях  установления в ходе проверки годового бухгалтерского баланса занижение  доходов или финансовых результатов  в результате отнесения на издержки производства не связанных с ними затрат исправление  в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции со счетом "Прибыли и убытки".

В тех  случаях, когда в затраты на производство продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим  законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, либо на другие источники или излишне  начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем  уменьшения соответствующего источника  на сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции с кредитом счета "Прибыли и убытки".

 Годовая  бухгалтерская отчетность должна  предоставляться в отдельной  папке в сброшюрованном виде.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем  и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Чтобы правильно  составить баланс, нужно знать  следующие правила:

- нельзя  зачитывать активы и пассивы,  статьи прибылей и убытков,  кроме случаев, когда такой  зачет предусмотрен соответствующими  положениями по бухгалтерскому  учету;

- основные  средства и нематериальные активы  нужно отражать в балансе по  остаточной стоимости;

- активы  и обязательства следует показывать  в зависимости от сроков их  обращения (погашения) и разделять  на долгосрочные и краткосрочные;

- данные  по счетам бухгалтерского учета  расчетов с другими организациями  и гражданами нужно приводить  в развернутом виде: по счетам  аналитического учета, по которым  имеется дебетовое сальдо, - в  активе, по которым имеется кредитовое  сальдо, - в пассиве;

- если  какой-либо показатель необходимо  вычесть или он имеет отрицательное  значение, то в бухгалтерской  отчетности этот показатель нужно  записать в круглых скобках.

Группа статей "Нематериальные активы". В этой группе статей бухгалтер приводит остаточную стоимость нематериальных активов, которые принадлежат организации. Согласно пункту 3 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", нематериальными считаются те активы, которые:

- не имеют  материально-вещественной (физической) структуры;

- можно  отделить от другого имущества;

- используют  в производстве продукции, при  выполнении работ или оказании  услуг либо для управленческих  нужд организации;

- применяют  в течение срока полезного  использования или обычного операционного  цикла, каждый из которых должен  быть больше года;

- организация  не планирует перепродать;

- способны приносить доход в будущем.

Кроме того, на нематериальные активы должны быть оформлены документы, которые подтверждают, во-первых, что эти активы действительно  существуют и, во-вторых, что организация  имеет исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.).

Так, к  нематериальным активам можно, в  частности, отнести исключительное право:

- на изобретение,  промышленный образец, полезную  модель;

- на программы  для ЭВМ, базы данных;

- на товарный  знак и знак обслуживания, наименование  места происхождения товаров;

- на селекционные  достижения;

- а также  имущественное право на топологию  интегральных микросхем.

Кроме того, к ним относятся деловая репутация  организации, а также организационные  расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

Первоначальная  стоимость нематериальных активов  учитывается по дебету счета 04 "Нематериальные активы".

Что же касается амортизации нематериальных активов, то она в соответствии с пунктом 15 ПБУ 14/2000 может начисляться одним  из следующих способов:

- линейным;

- пропорционально  объему продукции (работ, услуг);

- уменьшаемого  остатка.

Последний из них применяется лишь к тем  нематериальным активам, которые были введены в эксплуатацию после 1 января 2001 года.

Сумму амортизации  нужно рассчитывать исходя из срока  полезного использования нематериального  актива. В соответствии с пунктом 17 ПБУ 14/2000 он равен:

- сроку  действия патента, свидетельства  и т.п.;

- ожидаемому  сроку использования нематериального  актива, в течение которого организация  может получать доход;

- количеству  продукции или иного натурального  показателя объема работ, ожидаемого  к получению в результате использования  нематериального актива [6, с.11].

В бухгалтерском  учете организации ООО «Ольга» начисление амортизации отражается следующими проводками.

Дебет 20,26 Кредит 05- начислена амортизация способом накопления соответствующих сумм на отдельном счете;

Дебет 20 (26) Кредит 04 - начислена амортизация способом уменьшения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов.

А вот  по объектам жилищного фонда амортизация  не начисляется. Их износ учитывается  на за балансовом счете 014 "Износ жилищного фонда" или на счете 010 "Износ основных средств".

По строке 110 Бухгалтерского баланса нужно  показывать остаточную стоимость всех нематериальных активов, которые принадлежат  организации. Она равна:

- разности  между первоначальной стоимостью  нематериальных активов и суммой  начисленной амортизации - если  организация начисляет амортизацию  способом накопления соответствующих  сумм на отдельном субсчете;

- стоимости  нематериальных активов, учтенной  по дебету счета 04, - если организация  начисляет амортизацию способом  уменьшения первоначальной стоимости  объекта нематериальных активов.

По строке 111 приводится остаточная стоимость  исключительных прав:

- патентообладателя  на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

- автора  на программы для ЭВМ, базы  данных;

Информация о работе Основы формирования годовой бухгалтерской отчетности