Организация, порядок подготовки и принципы проведения аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:58, лекция

Краткое описание

Известно, что обязательные аудиторские проверки носят строго сезонный характер, то есть проводятся, по закону, по результатам годовой отчетности организаций. Однако аудиторским службам необходимо иметь объемы работ не только один раз в году, но и повседневно, причем для получения доходов (прибыли) от данного вида предпринимательской деятельности. Поэтому, чтобы аудиторская фирма успешно работала, перечень видов ее деятельности должен быть расширен, то есть аудиторские фирмы могут заниматься (кроме основного вида деятельности — проверок) также налаживанием, восстановлением и совершенствованием бухгалтерского учета у своих клиентов. Кроме того, аудиторы и аудиторские фирмы могут заниматься ведением бухгалтерского учета и составлением отчетов организаций.

Оглавление

1. Организация аудиторской деятельности
2. Письмо-обязательство о согласии на проведение
3. Договор на оказание аудиторских услуг
5. Оценка материальности (существенности)
6. Аудиторский риск
7. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
8 Оценка непрерывности деятельности и аудит операций со связанными сторонами

Файлы: 1 файл

подготовка и проведение аудита.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Следующим этапом предварительной  работы является оценка величины риска неэффективности системы внутрихозяйственного контроля в отношении каждого типа операций. Для этого первоначально оцениваются: отношение руководства организации к необходимости поддержания адекватной системы внутрихозяйственного контроля; структура системы внутрихозяйственного контроля и уровень профессионализма внутренних аудиторов, их самостоятельность и независимость; насколько хорошо и эффективно работает данная система.

процедурный риск (риск необнаружения) определяет план бъема тестирования для получения большого количества ауди-ооских свидетельств. Поэтому аудитор должен установить связь между целями системы внутрихозяйственного контроля и аудиторской проверки, определяя для каждой статьи отчета и цели контроля отдельную величину процедурного риска. Когда аудитор готов взять на себя большой риск, свидетельств требуется меньше. Следовательно, необходимо стремиться к минимизации аудиторского риска, и тогда можно получить максимум доказательств для составления аудиторского заключения. Допустимые значения риска необнаружения для различных соотношений внутрихозяйственного риска и риска средств контроля приведены в табл. 4.7.

Таблица 4.7 Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска

   

Аудиторская организация оценивает  риск средств контроля как:

 

высокий

средний

низкий

 

При этом уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет:

 Ауиторская организация оценивает нугрихозяйствен-^Риск как:

высокий

наинизший

ниже

средний

 

средний

ниже

средний

выше

 

низкий

средний

выше

наивысший


 

аудиторы не могут настолько  полагать на эффективность системы учета клиента, чтобы снизить необходимость процедур сбора данных; аудиторы не могут полностью полагаться на эффективность системы внутреннего контроля и не пр0 водить в полном объеме фактически требуемых аудиторских процедур; аудиторская проверка не может считаться проведенной должным образом, если велика вероятность того, что аудиторы невыявления существенных ошибок, допущенных клиентом; аудиторы могут доверять данным, собранным в ходе проведения первоначального и повторного аудита, даже если они считают, что система учета и внутрихозяйственного контроля клиента неэффективна.

Таким образом, для того чтобы подготовить  оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие, основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволят составить приемлемый план аудита. Поэтому при оценке аудиторских рисков необходимо руководствоваться требованиями правила (стандарта) «Существенность в аудите». * Аудиторский риск зависит также от уровня существенности (материальности) в аудите.

Между степенью аудиторского риска и уровнем существенности имеется обратная зависимость:

а) чем выше уровни существенности, тем ниже обший аудиторский риск;

б) чем ниже уровни существенности, тем выше аудиторский риск. В случае, если по ходу выполнения аудиторской проверь аудитор принимает решение об использовании более низких значений уровня существенности, он обязан принять меры по снижению аудиторского риска, для чего ему следует уточнить знание риска средств контроля и риска необнаружения следующим образом:

а) снизить, если это возможно, риск средств контроля, чего необходимо предусмотреть выполнение в ходе проверки дополнительных процедур тестирования средств контроля;

  снизить, если это возможно, риск необнаружения, для чего: модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и изменение их сути; повысить объем аудиторских выборок.

При этом следует иметь в виду, что значения внутрихозяйственного риска остаются постоянными и могут измениться  в случае обнаружения в ходе проверки объективно существующих факторов, не учтенных в ходе подготовки общего плана.

 

 7. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля

В настоящее время неизмеримо возросло значение бухгалтерского учета как важнейшего средства контроля и функции управления хозяйственными процессами организаций. Поэтому согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 февраля 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет в организации должен решать следующие задачи:

♦  формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

♦  обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

♦  предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной Деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Эффективность системы бухгалтерского учета может быть обе печена только при соблюдении основных принципов  его ведения:

♦  правильная денежная (стоимостная) оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации — рублях;

♦  двойственное отражение хозяйственных  операций на взаимосвязанных счетах в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

♦  документирование хозяйственных  операций;

♦  обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета;

♦  соблюдение в течение года учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций, оценки имущества и финансовых обязательств;

♦  правильность отнесения доходов  и расходов к отчетным

периодам;

♦  разграничение в учете  текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;

♦ тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число |

каждого месяца;

♦  отражение в балансе организации  лишь имущества, являющегося ее собственностью;

♦  непрерывность ведения бухгалтерского учета;

♦  временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

В свою очередь, четкое и правильное соблюдение указанных принципов  бухгалтерского учета зависит от правильности организации, использования методики и постановки ведения его техники в организации. В связи с этим аудитору следует дать оценку состояния бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения существенных ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности, на основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. В ходе предварительного обследования особое внимание аудитора должно быть направлено на строгости соблюдения в данной организации, при бухгалтерского учета, требований, предусмотренных в нормативных документах

Структура, объем работы бухгалтерии  зависят от характера объемов  деятельности конкретной организации, степени оперативной самостоятельности отдельных подразделений органики и уровня автоматизации учетно-вычислительных работ. В зависимости от этого устанавливаются количество отделов в составе бухгалтерии и штат работников, соотношение централизации и децентрализации бухгалтерского учета. Каждый работник бухгалтерии должен иметь закрепленный за ним участок учета и хорошо знать свои права и обязанности. Разделение обязанностей необходимо для того, чтобы предупреждать злоупотребления и хищения: при хранении активов и их учете; при совершении сделок; при ведении учетных работ, начиная от записи операций и заканчивая составлением баланса (если, например, одно и то же лицо выполняет все учетные работы, то возрастает вероятность пропуска ошибки или повторения типичных ошибок). В связи с этим аудитор должен проверить организацию бухгалтерского учета, построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления. В частности, необходимо установить, имеются ли в данной организации обоснованно разработанные и утвержденные руководителем должностные инструкции для работы бухгалтерского персонала.

Должностные инструкции — важнейший  организационный  регламент, обеспечивающий целенаправленность и эффективность труда работников управления и, в частности, бухгалтерского персонала.

На эффективность построения и  функционирования системы бухгалтерского учета во многом влияет то, насколько правильно оформляется и своевременно представляется необходимая информация по соответствующим центрам управления. Поэтому необходимо проверить, имеется ли в данной организации план-график распределения обязанностей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другие работниками, ответственными за правильность оформления и своевременность представления необходимой информации.

На эффективность постановки системы  бухгалтерского учета, а также системы управления организации в целом значительное влияние оказывает организация первичного учета. Первичный учет представляет собой единую организационную систему сбора, измерения и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие в данной организации. Он является основным носителем первичной информации для всех видов учета: бухгалтерского, оперативно-технического, статистического, а также используется для анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и для осуществления внутреннего и внешнего контроля.

Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации  необходимые требования оформления первичных документов, содержатся ли в них обязательные реквизиты. За достоверность содержащихся в документах данных, а также за доброкачественное их составление несут ответственность должностные лица, подписавшие этот документ. Иногда тот или иной документ с формальной точки зрения составляется недоброкачественно из-за незнания требований его оформления отдельными работниками. В связи с этим в бухгалтерии организации должны иметься перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.

Своевременность получения информации для нужд управления и эффективность постановки бухгалтерского учета в значительной мере зависят от четкости составления графика. С этой целью аудитор должен установить, насколько обоснованно разработан и четко выполняется график документооборота в Данной организации. Это также позволяет в какой-то мере оценить систему учета и внутрихозяйственного контроля. график документооборота является важнейшим организационным результатом  , обеспечивающим создание стройной системы организации бухгалтерского учета. Он является средством обслуживающего рабочего места и средством повышения качества работы службы бухгалтерского учета и финансовой деятельности.

Он должен проанализировать и установить правильность выбора и соблюдения учетной политики в области правил (вариантов) методики, организации и технической основы реализации способов (метода) бухгалтерского учета:

♦  порядок и критерии разграничения  средств труди в бухгалтерском учете на основные средства и средства в обороте;

♦  варианты погашения стоимости  основных средств и нематериальных активов;

♦  варианты оценки сырья, материалов и других производственных запасов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;

♦  варианты учета затрат на производство продукции (работ, услуг), распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;

♦  порядок учета и отнесения  на издержки производства (обращения) расходов будущих периодов;

♦  правила учета процесса реализации и варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), признания прибыли, в том числе по работам и услугам долгосрочного характера (по договорам на выполнение работ со сроком более одного года);

♦  порядок создания резервов предстоящих  расходов, а также резервов по сомнительным долгам;

♦  варианты распределения издержек обращения на остаток товаров  и реализацию;

порядок учета распределения (использования) прибыли, создания и использования  резервного капитала; порядок учета  и отражения доходов будущих  периодов и внереализационных доходов отчетного периода; ♦ порядок учета кредитов банков и займов других организаций;

♦  варианты финансирования и учета  затрат на ремонт основных средств;

♦  варианты отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению товарно-материальных ценностей и вы пуска готовой продукции;

♦  методы производственного и  варианты сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

♦  формы бухгалтерского учета  и порядок ведения учета  имущества, обязательств и хозяйственных операций на счетах'

♦  порядок организации и  проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, учета  и отражения излишков и недостач товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

♦  порядок оформления и представления  внутрипроизводственной отчетности;

♦  варианты организации бухгалтерского учета, внутренние правила и должностные  инструкции;

♦  система внутрихозяйственного контроля организации и др.

Следует отметить, что использование  вышеперечисленных правил (вариантов) является обязательным. В условиях рыночной экономики это особенно важно. В современных условиях учет должен отражать достоверную и полную информацию об. имущественном и финансовом состоянии организации, которая необходима не только для принятия решений, но и должна быть доступной и понимаемой всеми заинтересованными субъектами. Несоблюдение же указанных правил (вариантов) искажает картину имущественного и финансового положения организации. возникает вероятность пропуска существенных ошибок (при неправильном применении того или иного варианта методики, техники или организации учета), которые трактуются как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Информация о работе Организация, порядок подготовки и принципы проведения аудита