Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:58, лекция
Известно, что обязательные аудиторские проверки носят строго сезонный характер, то есть проводятся, по закону, по результатам годовой отчетности организаций. Однако аудиторским службам необходимо иметь объемы работ не только один раз в году, но и повседневно, причем для получения доходов (прибыли) от данного вида предпринимательской деятельности. Поэтому, чтобы аудиторская фирма успешно работала, перечень видов ее деятельности должен быть расширен, то есть аудиторские фирмы могут заниматься (кроме основного вида деятельности — проверок) также налаживанием, восстановлением и совершенствованием бухгалтерского учета у своих клиентов. Кроме того, аудиторы и аудиторские фирмы могут заниматься ведением бухгалтерского учета и составлением отчетов организаций.
1. Организация аудиторской деятельности
2. Письмо-обязательство о согласии на проведение
3. Договор на оказание аудиторских услуг
5. Оценка материальности (существенности)
6. Аудиторский риск
7. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
8 Оценка непрерывности деятельности и аудит операций со связанными сторонами
2. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита
Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), учреждения и т.д. При этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения аудиторской проверки. С этой целью заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет аудитору, аудиторской фирме официальное именное письмо-предложение о проведении аудита.
Официальным ответным документом, устанавливающим взаимоотношение между клиентом и аудитором, является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (см. с. 81), которое аудитор (аудиторская фирма) направляет исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора.
Для разовых соглашений между аудитором и клиентом письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудитором. Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо-обязательство аудитора может не составляться, либо содержание должно представлять дополнительную информацию для организации-клиента.
Письмо-обязательство аудитора (аудиторской фирмы), направленное клиенту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложенного назначения официальных аудиторов.
В содержании письма должны быть раскрыты: объекты аудита его масштабы; сроки проведения аудита; ответственность аудита перед клиентом; обязательства клиента по предоставлению информации, необходимой для проверки, с целью подготовки квалифицированного заключения по объектам аудита. Указываются также возможные или предпочтительные формы аудиторского заключения, обязательства по сохранению коммерческой тайны, условия оплаты выполненной работы. Основное содержание письма составляют:
♦ описание объектов аудита (бухгалтерского учета и финансовой отчетности);
♦ ответственность организации за достоверность представленных данных;
♦ определение границ аудита, включая ссылки на действующие нормативные документы, законодательство или рекомендации профессиональных аудиторских объединений, правил которых придерживается аудитор;
♦ вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности;
♦ определение риска невыявления существенных неточностей или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента;
♦ гарантия обеспечения свободного доступа ко всем записям синтетического и аналитического учета, документации и любой другой информации, изучаемой при аудите;
♦ обязательства аудитора по соблюдению коммерческой тайны.
Письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:
♦ о цели аудиторской проверки состояния учета и отчетности;
♦ об ответственности руководства организации за достоверность финансовой информации и отчетности;
♦ о законодательных актах и нормативных документах, используемых аудитором;
♦ о форме отчетности аудитора по результатам проведенной работы;
♦ о возможных не обнаруженных при аудите отдельных ошибках в учете, в записях, регистрах и отчетности.
Аудитор по своему усмотрению может включать в текст письма:
♦ краткий план проведения аудита;
♦ просьбу о предоставлении ему необходимой письменной
информации;
♦ вопросы о подтверждении клиентом в определенный срок получения письма-обязательства, а также условия оплаты аудита.
Дополнительно в письме могут быть изложены:
♦ предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудитор и клиент сочтут необходимыми;
♦ специальное соглашение об использовании результатов предшествующего аудита;
♦ описание важнейших ограничений ответственности аудитора;
♦ предложение о дальнейшем развитии договорных отношений аудитора и клиента.
В случае повторного аудита письмо-обязательство аудитор направляет клиенту лишь в случае:
♦ наличия фактов неправильного понимания клиентом объектов и масштаба аудита;
♦ пересмотра или изменения сроков аудита;
♦ значительных изменений профиля или масштабов деятельности проверяемой организации;
♦ изменения законодательства.
Если аудитор решает, что новое письмо-обязательство не нужно, он вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма. После подписания письма-обязательства о согласии на проведение аудита может быть составлен к подписанию заинтересованными сторонами договор на проведение аудита.
При общении с руководством экономического субъекта аудиторской организации следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться следующими принципами профессиональной этики: независимость; честность объективность; профессиональная компетентность; конфиденциальность информации; профессиональное поведение.
Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме, во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономного субъекта, так и в письменной форме, путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее представившего. При этом все существенные вопросы и полученные разъяв нения должны быть документированы аудитором.
Целью общения с руководством экономического субъекта д0 начала аудита (на стадии планирования и переговоров) является оценка возможности проведения аудита и заключение договор на оказание аудиторских и сопутствующих аудиту услуг.
Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
♦ вопросы планирования аудита;
♦ вопросы получения аудиторских доказательств;
♦ вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;
♦ вопросы использования работы экспертов;
♦ организационные вопросы, связанные с проведением аудита;
♦ другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением
аудита. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
♦ проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация;
'♦ вопросы ведения
♦ поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией;
♦ нарушения установленного законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе аудита особенности внешней и внутренней среды, влияющие или способные повлиять на деятельность и достоверность отчетности экономического субъекта;
♦ существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения, и другие вопросы.
С руководством экономического субъекта могут быть обсуждены также рекомендации по улучшению систем бухгалтерское учета и внутреннего контроля с целью их последующей реализации экономическим субъектом. При этом аудиторская организация должна получить информацию, свидетельствующую о готовности руководства экономического субъекта принять меры по улучшению системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
Если же руководство экономического субъекта заявило о своем согласии с предложенными рекомендациями, то аудиторская организация должна выяснить причины разногласия.
3. Договор на оказание аудиторских услуг
Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент — оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соответствие интересов участвующих сторон.
Общие положения указанного договора определяются согласно статьям 702—729, 730—739, 779—782 ГК РФ. Однако договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике. Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска, и, следовательно, разделение ответственности между исполнителем-аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц (пользователей информации финансовой отчетности). Последнее связано с тем, что аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и перед пользователями информации финансовой отчетности (акционерами, учредителями, кредиторами) проверяемого экономического субъекта при нанесении им ущерба в результате неквалифицированной проверки.
Многие руководители и должностные лица организаций, подвергающихся обязательной аудиторской проверке, не совсем четко понимают цель такой проверки, а поэтому аудитору необходимо разъяснить и помочь клиенту правильно определить свой заказ в предмете договора.
В договоре на оказание аудиторских услуг следует точно (неосмысленно) сформулировать права, обязанности и ответственность сторон. При этом подход здесь должен быть принципиальным, объективным и деловым с таким учетом различных ситуаций (которые могут возникнуть в процессе проведения аудита Ни После его завершения), чтобы не нанести ущерба ни клиенту, и Репутации аудиторов. Практика аудиторских проверок показывает, что клиент всегда желает получить от аудитора положительное аудиторское заключение, а результаты аудирования зачастую показывают обратное. Поэтому в договоре на оказание аудиторских услуг целесообразно отразить случаи (причины), когда аудитор может выдать клиенту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения. Необходимо также указать сроки представления клиентом документов, необходимых для проведения проверки поскольку зачастую клиенты приглашают аудитора, когда их бухгалтерский отчет еще не готов, что очень осложняет работу.
Важным условием при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Здесь необходима системная объективная оценка объема и трудоемкости предстоящих работ, необходимого времени их выполнения, а также уровня возможного аудиторского риска и предполагаемого экономического эффекта (экономии, сохранения средств) от аудирования, получаемого клиентом.
Желательно, чтобы в договоре была предусмотрена предварительная оплата заказчиком — хотя бы до 50% стоимости аудиторских услуг. Предоплата в определенной мере обеспечивает финансовую независимость аудитора в процессе аудита и исключает возможность диктовки клиентом невыполнимых условий путем угрозы невыплаты аудитору стоимости выполненных работ.
В договоре на оказание аудиторских
услуг целесообразно
При проведении аудита организации и фирмы обязаны предоставлять в распоряжение аудиторов все материалы и документы, необходимые для проведения проверки, и создавать надлежаще условия, что должно быть отражено в договоре на оказание аудиторских услуг.
В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверок могут оформляться справками и заключениями. Результаты аудиторской проверки носят строго конфиденциальный характер и не должны разглашаться. За разглашен14данных аудитор может нести как дисциплинарную так и материальную ответственность. Поэтому ответственность аудита за разглашение данных, представляющих коммерческую тайну проверяемой фирмы, может быть предусмотрена в договоре.
В связи с расширением круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку и представлять аудиторские заключения собранию акционеров, пайщиков и т.п., у аудиторских фирм одновременно растет число клиентов по другим вопросам деятельности. Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, ем чтобы выявить масштабы деятельности организации и ре-таты ее работы за исследуемый период. Большой осторожности требует проверка тех организаций, у которых сложилась сомнительная репутация. Поэтому, прежде та Заключить договор с такой организацией необходимо выяснить, кто ее руководитель, учредители, каковы результаты предыдущих проверок в данной организации, (если это возможно), получить сведения о формах и методах организации управления, учета, оценить эффективность системы внутрихозяйственного контроля и др.
Информация о работе Организация, порядок подготовки и принципы проведения аудита