Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:29, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

Оглавление

Введение
Глава 1. Товар как объект учета
1.1 Понятие товара, цели и задачи учета в организациях торговли
1.2 Классификация и оценка товара
1.3 Особенности учета товарных операций в оптовой и розничной торговле
1.4 Нормативно-законодательная база, регулирующая учет товарных операций в организациях торговли
Глава 2. Организация учета товарных операций в ООО «СЕЛЬПО»
2.1 Особенности деятельности торговой организации
2.2 Оценка товаров в «СЕЛЬПО»
2.3 Документальное оформление и учет поступления товаров
2.4 Учет реализации товаров
2.5 Учет товарных потерь
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета товарных операций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 53.45 Кб (Скачать)

 

Предприятие работает с 9 до 20 часов. Средняя продолжительность  рабочего дня составляет почти 11 часов.

 

В ООО "СЕЛЬПО" работает 58 человек, из них 48 являются продавцами. Удельный вес продавцов в общей численности  работников предприятия составляет 82,8%. Из которых 65% имеют 2 разряд, 25% - 3 разряд и всего 10% имеют 4 разряд по специальности.

 

Бухгалтерский учет и отчетность в ООО "СЕЛЬПО" ведется согласно разработанной своей учетной политики в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете». Положение по ведению бухучета и бух. отчетности в РФ «Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями на 26 марта 2007 года)

 

Учетная политика ООО " СЕЛЬПО " разработана главным бухгалтером предприятия и утверждена приказом об учетной политике директора. Ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя. Бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером.

 

Уставный  фонд образован в соответствии с  уставом ООО "СЕЛЬПО".

 

Структура бухгалтерии предприятия представлена на рисунке 2.

 

Рис.2. Организационная структура бухгалтерии ООО «СЕЛЬПО»

 

 

Бухгалтерия включает в себя главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтеров  учета розничной торговли (по каждому  магазину), бухгалтера отдела дистрибьюции, бухгалтера расчетного отдела, бухгалтера - кассира.

 

Бухгалтерия готовит отчетность предприятия  для предоставления в контролирующие органы и для руководства ООО «СЕЛЬПО». Магазины розничной торговли находятся на едином вмененном налоге. По другим видам деятельности предприятие ведет обычный учет и является плательщиком всех установленных налогов.

 

Таблица 2.1. Эффективность функционирования оборотных средств в ООО «СЕЛЬПО» за 2009-2010 годы

 

№ п/п 

Показатели 

2009 г. 

2010 г. 

Темп  роста в % 

Отклонение (+;-) 

 

А 

Б 

 

Запас оборотных средств 

133 

122 

91,7 

-11 

 

Время обращения в днях 

112 

126 

112,5 

+14 

 

Коэффициент оборачиваемости 

3,23 

2,85 

-0,38 

 

Коэффициент фондоотдачи 

0,85 

0,79 

-0,06 

 

Коэффициент фондоемкости 

1,31 

1,35 

+0,04 

 

Рентабельность  средств, % 

14,0 

13,2 

-0,8 

 

 

 

Можно сделать выводы, что эффективность  использования оборотных средств  на исследуемом предприятии снижается, время обращения удлиняется. Торговому  предприятию необходимо разработать  меры по ускорению оборачиваемости  оборотных средств и направить  их на другие цели, выполнить хозяйственные  планы при наименьшей сумме оборотных  средств, сократить издержки обращения  и повысить доходность. Однако нельзя допускать ускорения оборачиваемости  оборотных средств за счет снижения товарных запасов в торговой сети и обеднения ассортимента.

 

По  широте влияния и степени управляемости  факторы условно можно объединить в три группы: общеэкономические, организационные и связанные  с техническим прогрессом.

 

К общеэкономическим факторам относятся: изменение величины товарооборота  и его структуры; размещение производительных сил; динамика производительности труда, занятого в сфере товарного обращения  и в отраслях, ее обслуживающих; развитие хозяйственного расчета.

 

В группу экономико-организационных  факторов входят: изменение размеров торговых предприятий и их специализации: внедрение новых способов торговли.

 

Факторы, связанные с техническим прогрессом, - это: изменение технологии и применяемой  техники в отраслях, обслуживающих  торговлю (транспорт, связь, коммунальное хозяйство); автоматизация торговых процессов.

 

К факторам, повышающим величину оборотных  средств, относятся: повышение качества торгового обслуживания, расширение сети магазинов в прилегающих  населенных пунктах, а так же организация  развозной торговли, изменение структуры  товарооборота в сторону увеличения удельного веса товаров, имеющих  замедленную оборачиваемость.

 

Снижению  оборотных средств способствуют: экономия материальных и финансовых ресурсов.

 

В торговых предприятиях резервы в  пути ускорения оборачиваемости  оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных  средств.

 

Эффективность использования оборотных средств  торгового предприятия «СЕЛЬПО» зависит прежде всего от умения управлять им, улучшать организацию торговли, повышать уровень экономической и финансовой работы.

 

Форма ведения учета на предприятии  журнально-ордерная и частично автоматизированная (1:С Предприятие).

 

При составлении первичных документов данные соответствующих им хозяйственных  операций автоматически заносятся  в базу данных, составляются необходимые  проводки. Кроме того, программным  продуктом «1:С Предприятие» предусмотрено  автоматическое формирование форм налогового учета по различным видам расходов.

 

2.3 Документальное оформление и  учет поступления товаров

 

 

Для документирования операций могут применяться  типовые межведомственные формы, а  также формы, самостоятельно разработанные  применительно к соответствующим  типовым, содержащим обязательные реквизиты  и обеспечивающие достоверность  отражения в учете совершенным  операциям.

 

К обязательным реквизитам первичных  учетных документов относятся:

 

- наименование документа (форма); дата составления; содержание  хозяйственной операции; измерители  хозяйственной операции (в количественном  и стоимостном выражении); наименование  должностных лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и правильность ее  оформления; личные подписи и  их расшифровки. 

 

При этом бухгалтер руководствуется  Положением о бухучете и бух. отчетности Российской Федерации. ООО "СЕЛЬПО" самостоятельно осуществляет бухгалтерский учет имущества, финансовых обязательств и результатов деятельности на основании Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Следующим этапом учета является:

 

регистрация сведений, содержащихся в первичных  учетных документах, в применяемых  регистрах бухгалтерского учета;

 

составление бухгалтерской отчетности;

 

использование данных бухгалтерских регистров  для получения другой необходимой  для предприятия информации.

 

Основные  хозяйственные процессы торговой организации ООО «СЕЛЬПО» - покупка и продажа товара, которые состоят из множества операций, связанных с товарным и денежным оборотом. Рассмотрим детально организацию бухгалтерского учета операций по поступлению товаров в ООО «СЕЛЬПО».

 

  Размещено на http://www.allbest.ru/

 

Товар на склад поступает в основном от поставщиков с которыми заключены договора и оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).

 

Основанием  для выполнения записей в бухгалтерских  регистрах являются: - договор купли-продажи, накладная, платежно-расчетные документы.

 

Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые  продукты, продовольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим  документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного  учреждениями Госсанэпидслужбы. Документы  на импортную продукцию должны содержать  отметку учреждений Государственного санитарно-гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация продуктов питания и  продовольственного сырья без наличия  указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность запрещается.

 

В случае расхождений при принятии товара от поставщика на территории склада получателя составляется акт об установленном  расхождении по количеству и качеству и расходная накладная. (ф 2 ТОРГ-2, приложение).

 

Если  товары получает материально-ответственное  лицо вне склада покупателя, то необходимым  документом является доверенность, которая  подтверждает право материально  ответственного лица на получение товара. В ООО «СЕЛЬПО» получение товара вне склада организации осуществляется еженедельно по четвергам. Рассмотрим пример:

 

Товаровед Некрасова П.М. - МОЛ, принимает товар  в г. Вологда на базе продовольственных товаров ООО «Смак» по доверенности и заключенному договору купли-продажи. Товар был принят товароведом по колличеству и качеству на сумму 2570,0 тыс. руб. На основании данных составляется счет и накладная в 3-х экземплярах, один из которых с подписью сторон прикладывается к товару и доставляется на склад ООО «СЕЛЬПО». Товар был оплачен бухгалтерией по безналичному расчету в день получения. В бухгалтерии данная операция отражается проводкой:

 

Дебет 41 «Товары», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2570 тыс.руб. - оприходованы поступившие товары; Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 462600 руб. - учтен НДС по приобретенным товарам; Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 462600 руб. - произведен налоговый вычет по НДС; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 51 «Расчетные счета» - 3032,6 тыс. руб. - произведена оплата товаров поставщику.

 

В ООО "СЕЛЬПО" учет товаров ведет  материально-ответственное лицо - Зав.складом. Этот учет на предприятии организован сортовым способом. При сортовом способе хранения вновь приобретенный товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования. Покупная стоимость отпущенных на реализацию товаров расчитывается по себестоимости каждой единицы. Рассмотрим пример:

 

От  поставщика ИП «Чуканов Н.В.» в ООО «СЕЛЬПО» поступили товары на склад на общую сумму 157.5 тыс. руб. с сопроводительными документами: счет-фактура № 556 от 11.11.2010 и приложенная товарная накладная № 2727 от 11.11.2010 г. В бухгалтерском учете делается проводка:

 

Дебет 41 «Товары на складах», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 157,5 тыс.руб. - оприходованы поступившие товары; Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 105 тыс.руб. - учтен НДС по приобретенным товарам; Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 105 тыс.руб. - произведен налоговый вычет по НДС; Дебет 41 «Товары на складах», Кредит 42 «Торговая наценка» - 52,5 тыс.руб; Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 50 «Касса» - 105 тыс. руб. - произведена оплата товаров поставщику из кассы по расходно кассовому ордеру.

 

Со  склада ООО «СЕЛЬПО» товар отпускается в розничную сеть. Рассмотрим пример:

 

В сентябре организация со склада передает в магазин партию муки высшего  сорта в количестве 500 кг. (10 мешков). Учетная стоимость муки составляет 24,92 копейки за 1кг. Что складывается из покупной цены -16 рублей + НДС -- 2,88 копеек + торговая наценка 32% - 6,04 копейки.

 

Рабочим Планом счетов организации предусмотрено, что к балансовому счету "Товары" открыты следующие субсчета:

 

41-1 "Товары на складах"; 41-2 "Товары  в розничной торговле".

 

В бухгалтерском учете организации "СЕЛЬПО" данная операция на основании  накладной N ТОРГ-13 будет отражена следующим  образом:

 

Дебет 41-2 Кредит 41-1 -- 12460,8 коп. - переданы товары в розничный магазин по учетной (продажной) цене.

 

На  первое число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим  счетам и счету 41 "товары", где  по каждому наименованию товаров  указывают в натуральном и  денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а  также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41. Таким образом синтетический учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

 

При автоматизированной обработке данных по окончании месяца подводится анализ по счету 41 и по счету 41.1 - подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров  по другим счетам. (приложение)

 

Так как в ООО "СЕЛЬПО" также  применяется журнально-ордерная форма  бухгалтерского учета, регистром является журнал-ордер по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" с дебетовой ведомостью. Данный регистр  открывают на каждый месяц в отдельности. Запись в него начинают с переноса сальдо счета 60 из такого же регистра за предыдущий месяц. После этого в дебетовой ведомости отражается оплата товаров, а в журнале-ордере - оприходование товаров. Если записи в одинаковой сумме имеются как в ведомости, так и в журнале - ордере, это означает, что товары полностью оприходованы и оплачены. Если запись есть в дебетовой ведомости, но ее нет в журнале - ордере, значит товары оплачены, но не получены. В случае, если запись сделана в журнале - ордере, а в дебетовой ведомости отсутствуют, то товары получены, но не оплачены.

 

Практически весь товар поступает в таре, упаковке и также подлежит учету.

 

Тара  под товарами может совершать  однократный и многократный оборот.

 

Тара  однократного пользования (бумажная, картонная, полиэтиленовая) включается в себестоимость  отгруженного товара и торговой организацией отдельно не оплачивается. Бой, порчу и лом тары оформляют актом по форме ТОРГ-15. Движение тары в торговой организации отражается материально-ответственным лицом в товарном отчете формы ТОРГ-29 и отчете по таре формы ТОРГ-30.(приложение)

 

Одним из признаков учета товаров в  организациях розничной торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и  движении товаров - товарный отчет.

 

В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и  дата документа, сумма поступивших  товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров  за данный отчетный период, а также  итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного  отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление  выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток  товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и  расхода документы располагаются  в хронологическом порядке. Общее  число документов, на основании которых  составлен товарный отчет, указывают  прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное  лицо. Товарный отчет составляют под  копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке  последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии  материально-ответственного лица проверяет  товарный отчет и расписывается  в обоих экземплярах о приемке  отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета. В ООО "СЕЛЬПО" товарные отчеты составляется ежемесячно материально-ответственными лицами, а затем передаются в бухгалтерию  для проверки.(приложение)

Информация о работе Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле