Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью настоящей работы является проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками, и разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические и методологические аспекты аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
2. дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
3. изучить особенности организации аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «База Снабжения «Сибагрокомплекс»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….......
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………......
5
1.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………
5
1.2 Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками…...…………………………………………………………………......
15
1.3 Классификация возможных ошибок и нарушений, выявленных при аудите расчетов с покупателями и заказчиками…...………………………...
29
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «БАЗА СНАБЖЕНИЯ «СИБАГРОКОМПЛЕКС»..…………….…………………………………………...
33
2.1.Сведения о предприятие……......……………………………………
33
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля на предприятии….
35
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ООО «БАЗА СНАБЖЕНИЯ«СИБАГРОКОМПЛЕКС»…………………………………………
41
3.1 Цель, задачи и источники проверки………………….……………...
41
3.2 Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками……...................
43
3.3 Проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………….
47
3.4 Рекомендации по устранению выявленных ошибок и нарушений..
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………
65
Сопоставление данных можно отразить в рабочем документе аудитора «Соответствие данных договоров, накладных и счетов-фактур», представленном в таблице 1.14.
Таблица 1.14
Соответствие данных договоров, накладных и счетов-фактур
Покупатели |
Количество по договору |
Количество по накладной |
Количество по счету-фактуре |
Отклонение |
На четвертом этапе
аудитор проверяет правильность
отражения в бухгалтерском
Оценив состояние учета, контроля и реальности сальдо счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», аудитор проверяет достоверность учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками. Важность проверки оборотов по этому счету обусловливается формированием информации по важнейшему показателю деятельности организации – выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг.
При проверке операций по
расчетам с покупателями и заказчиками
устанавливается тождество
Данную аудиторскую
процедуру можно отразить в рабочем
документе «Проверка
Таблица 1.15
Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам
Регистры аналитического учета |
Регистры синтетического учета |
Примечание | ||
По данным карточки счета 62.01 |
По данным анализа счета 62.01 |
По данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 62.01 | ||
Сальдо на 01.01. 2010 |
||||
Проверка законности, полноты и правильности отражения расчетов с покупателями и заказчиками проводится по схеме:
договор – первичные документы – регистры по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аудитор устанавливает, учтены ли условия перехода права собственности, обусловленные законом или договором, при отражении в учете расчетов за отгруженные и реализованные товары (работы, услуги). Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственности переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью: Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт сч. 90 «Продажи», независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения «по оплате» или «по отгрузке». Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность отражения операций.
Если договором предусмотрен особый порядок перехода права собственности на товар, то право собственности на отгруженные ценности может переходить не в момент их отгрузки, а в момент оплаты. В этом случае аудитор контролирует, чтобы задолженность покупателей за отгруженные и реализованные товары была отражена той же записью: Дт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт сч. 90.1 «Продажи» субсчет «Выручка», но на момент оплаты.
Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52, 55, 57, 60, 66, 67, 68 и прослеживания записей в регистрах аналитического учета.
Аудитор выясняет своевременность и полноту отражения полученных авансов и НДС по ним, а также обоснованность зачета авансов и восстановления НДС. Данные аудиторские процедуры можно отразить в рабочих документах «Проверка своевременности и полноты отражения полученных авансов» представленных в таблице 1.16 и «Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам», представленных в форме аналогичной таблице 1.15.
Таблица 1.16
Проверка своевременности и полноты отражения полученных авансов
№ п/п |
Наименование покупателя |
Дата получения аванса, сумма в руб. в карточке счета 62.02 |
Дата получения аванса, сумма
в оборотно-сальдовой |
Корреспонденция счетов |
Примечание | |
Дебет |
Кредит | |||||
При расчетах с покупателями векселями обращается внимание на соблюдение требований Плана счетов о ведении аналитического учета по полученным векселям:
- срок оплаты, которых не наступил;
- дисконтированным (учтенным) в банках;
- по которым денежные средства не поступили в срок.
Проверяется правильность отражения вексельных процентов по полученным векселям при их погашении и НДС, обязательство по уплате которого, возникает при поступлении денежных средств по векселю.
В ходе проверки анализируются факты просроченной дебиторской задолженности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолженности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обоснованность и правильность отражения.
Далее аудитор проверяет правильность отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями и заказчиками, путем сопоставления учетных регистров с данными Приложения к балансу (форма №5). Результаты проверки можно оформить в рабочем документе «Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями и заказчиками», представленном в таблице 1.17.
Таблица 1.17
Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями и заказчиками
№ п/п |
Учетный регистр |
Остаток на начало |
Обороты за период |
Остаток на конец |
Примечание | |||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт | |||
1 |
Карточка сч. 62, тыс. руб. |
|||||||
2 |
Оборотно-сальдовая ведомость |
|||||||
3 |
Бухгалтерский баланс ф. № 1, тыс. руб. |
|||||||
4 |
Приложение к балансу ф. № 5, тыс. руб. |
|||||||
5 |
Отклонение, тыс. руб. |
Следующей процедурой проверки явилась проверка правильности корреспонденции счетов, в осуществлении которой необходимо использовать данные по оборотно-сальдовой ведомости по счету 62. Результаты проведения данной аудиторской процедуры можно оформить в рабочем документе «Проверка правильности корреспонденции счетов», который представлен в таблице 1.18.
Таблица 1.18
Проверка правильности корреспонденции счетов
№ п/п |
Описание операции |
По данным предприятия |
По данным проверки |
Примечание | ||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит | |||
На пятом этапе проверки аудитору следует провести проверку правильности налогообложения по расчетам с покупателями и заказчиками. Аудитор проверяет правильность исчисления налога на добавленную стоимость и корреспонденцию счетов. Проверку данных операций можно отразить в рабочем документе аудитора «Правильность отражения НДС и соответствие сумм на счетах бухгалтерского учета», представленном в таблице 1.19.
Таблица 1.19
Правильность отражения НДС и соответствие отраженных сумм на счетах бухгалтерского учета
Регистры учета и первичные документы |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
Примечание | |
Дебет |
Кредит | |||
Суммы, отраженные в счетах-фактурах по НДС, должны совпадать с суммами, указанными в счетах-фактурах, накладных и книге продаж. Результаты сопоставления этих сумм можно отразить в рабочем документе «Проверка правильности исчисления НДС», представленном в таблице 1.20.
Таблица 1.20
Проверка правильности исчисления НДС
Покупатели |
Накладная |
Счет-фактура |
Книга продаж |
Отклонения | |||
№ |
Сумма НДС, руб. |
№ |
Сумма НДС, руб. |
№ счет-фактуры |
Сумма НДС, руб. | ||
Далее аудитор проверяет правильность применения ставок и сопоставления с данными Налогового кодекса. Данную аудиторскую процедуру можно отразить в рабочем документе «Проверка полноты и точности регистрации НДС в регистрах бухгалтерского учета», представленном в таблице 1.21.
Таблица 1.21
Проверка полноты и точности регистрации НДС в регистрах бухгалтерского учета
Дата и № счет-фактуры |
Наименование покупателя |
Сумма продаж по счет-фактуре, руб. |
Применяемая ставка НДС, % |
НДС по счет-фактуре, руб. |
НДС по книге продаж |
НДС по пересчету, руб. |
Отклонения |
Также важным моментом является правильность отражения в учете полученного НДС от покупателей.
В зависимости от принятого метода признания выручки в учетной политике отражается сумма НДС в Кт счета 68 по методу начисления или кассовому методу [29, с. 85].
В данной главе курсовой работы изучены методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками различных авторов, определены основные этапы, выявлены сходства и различия. На основании анализа сравнительной характеристики разработана методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками, которая будет применяться в практической части курсовой работы.
1.3 Классификация возможных
ошибок и нарушений,
По мнению Министерства финансов РФ возможные ошибки и нарушения, выявленные при аудите расчетов с покупателями и заказчиками можно разделить на 2-е группы:
1. В части организации первичного учета:
- арифметические ошибки
при фиксировании оперативного
факта (при измерении
- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
- регистрация хозяйственных
операций в документах
- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
- нарушения, допущенные
при оформлении первичного
- отсутствие графиков документооборота;
- ошибки при регистрации документа (количественные или качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре.
- уничтожение подлинных
документов (акцептных поручений,
платежных требований и проч.)
и как следствие этого,