Организация и проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «База Снабжения«Сибагрокомплекс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками, и разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические и методологические аспекты аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
2. дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
3. изучить особенности организации аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «База Снабжения «Сибагрокомплекс»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….......
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………......

5
1.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………
5
1.2 Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками…...…………………………………………………………………......

15
1.3 Классификация возможных ошибок и нарушений, выявленных при аудите расчетов с покупателями и заказчиками…...………………………...

29
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «БАЗА СНАБЖЕНИЯ «СИБАГРОКОМПЛЕКС»..…………….…………………………………………...


33
2.1.Сведения о предприятие……......……………………………………
33
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля на предприятии….
35
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ООО «БАЗА СНАБЖЕНИЯ«СИБАГРОКОМПЛЕКС»…………………………………………


41
3.1 Цель, задачи и источники проверки………………….……………...
41
3.2 Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками……...................

43
3.3 Проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………….

47
3.4 Рекомендации по устранению выявленных ошибок и нарушений..
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………
65

Файлы: 1 файл

АУДИТ.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

Основным источником информации на данном этапе выступает  письменно зафиксированная учетная  политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализа деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политики [23, с. 22].

Кроме того аудитор использует материалы, хранящиеся в архиве аудиторской фирмы, может использовать информацию, полученную от других аудиторских фирм. Также источниками информации могут быть устав организации, документы о ее регистрации, протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров, внутренние отчеты аудиторов, внутрифирменные инструкции, материалы судебных и арбитражных исков.

После изучения всех источников информации аудитор должен владеть  следующими данными:

- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность  экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность  экономического субъекта, связанных  с его индивидуальными особенностями. 

На основе сведений об организации, полученных в ходе предварительного планирования, аудитор приступает к разработке общего плана аудита, являющегося руководством в осуществлении программы аудита.

Разрабатывая план, обязательно  определяют аудиторский риск и уровень  существенности, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность аудируемой организации достоверной. По сути, существенность это – вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д. процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная  с которой квалифицированный  пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать верные экономические решения.

Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям Правила (Стандарта) №4 «Существенность в аудите».

Завершающей стадией  планирования является разработка программы  аудита. Программа аудита предусматривает  перечень аудиторских процедур, необходимых  для реализации общего плана. Аудиторские процедуры предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Цель программы аудита – собрать достаточный объем  аудиторских доказательств, в соответствии с Правилом (Стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций о поставке продукции (работ, услуг) требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Процедуры, заложенные в  программу, могут включать в себя специальные тесты контроля, предназначенные  для сбора информации или методики аудита остатков на счетах бухгалтерского учета.

Программа составляется до начала проверки, и в процессе аудита в нее могут вноситься аудитором необходимые коррективы, причем они могут быть весьма существенными, форма программы представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Программа аудита

 

Аудиторские процедуры

Источники информации

Нормативные документы

Методы проверки

Рабочие документы аудитора

         

 

Выводы аудитора по каждому  разделу плана и программы  отражаются в его рабочих документах и служат основанием для составления  заключения [35, С. 99].      

С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны следующие виды рисков: предпринимательский и аудиторский.

Предпринимательский риск заключается  в том, что аудитор может потерпеть  неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от следующих факторов:

- конкурентоспособности  аудитора;

- вероятности судебных исков  по отношению к аудитору;

- финансового состояния клиента;

- характера операций клиента;

- компетентности администрации  и учетного персонала клиента;

- сроков проведения аудита и т.д.

Аудиторский риск заключается в  следующем: аудитор делает вывод  и отражает в заключении тот факт, что финансовая отчетность у клиента  составлена правильно. В действительности же она содержит существенные ошибки. Риск считается приемлемым, если он равен 5%.

Аудиторский риск содержит несколько  компонентов. Для анализа его  составляющих представим аудиторский  риск в виде следующей модели:

 

                                            ПАР = НОР × РСК × РНО, где                           (1.1)

 

ПАР – приемлемый аудиторский  риск. Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское  заключение; 

НОР – неотъемлемый риск. Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

РСК – риск средств  контроля. Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая  допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;

РНО – риск необнаружения. Выражает вероятность того, что применяемые  аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину [34, с. 115].

Аудитор должен дать оценку НОР на этапе планирования, используя  свое профессиональное суждение:

- при подготовке общего  плана, аудитор должен оценить  НОР в отношении отдельных  статей баланса и показателей  бухгалтерской финансовой отчетности;

- при подготовке программы  аудита должен оценить НОР  для счетов бухгалтерского учета  и хозяйственных операций;

- при оценке НОР  аудитор должен принимать во  внимание такие факторы как:

  1. особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой осуществляет свою хозяйственную деятельность экономический субъект;
  2. специфические особенности деятельности, осуществляемые данным экономическим субъектом;
  3. опыт и квалификация работников, которые ответственны за ведение учета и подготовки бухгалтерской финансовой отчетности;
  4. возможность наличия внешнего давления на руководство и персонал экономического субъекта с целью достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности и т.д.

Величина НОР может  быть выражена соотношением:

 

0 < НОР ≤ 1                                                 (1.2)

 

РСК характеризует надежность систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля экономического субъекта. Результаты оценки РСК аудитор должен отразить в общем плане аудита. Величина РСК может быть выражена соотношением аналогичным с соотношением НОР. Для оценки риска средств контроля аудитор должен применять специальные процедуры – тестирования.

Для составления более  эффективного плана можно использовать способ вычисления риска, а именно определить риск необнаружения и соответствующее количество подлежащих сбору свидетельств.

В этих целях модель аудиторского риска преобразуют следующим  образом:

РНО = ПАР / НОР × РСК                                    (1.3)

 

При этой форме модели риска ключевым фактором становится риск необнаружения, так как он предопределяет необходимое количество свидетельств. Требуемое количество свидетельств обратно пропорционально уровню РНО. Чем меньше уровень риска, тем больше требуется свидетельств [34, с. 120].

Все компоненты аудиторского риска можно оценить в процентах, доли которых представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Доли аудиторского риска

Низкая

Средняя

Высокая

0-35%

36-60%

61-100%


 

В данной главе курсовой работы описаны теоретические основы подготовки и планирования аудиторской проверки. Раскрываются методы и способы ее проведения. Рассмотрены компоненты аудиторского риска и представлен способ его расчета.

 

1.2 Методика аудиторской  проверки расчетов с покупателями  и заказчиками

 

Для определения наилучшей  методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками нами проведена сравнительная характеристика методик проведения аудита данного участка учета, различными авторами, представленная в таблице 1.3 (Приложение 1).

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что большинство авторов рекомендуют начинать аудиторскую проверку расчетов с покупателями и заказчиками с процесса проверки выяснения наличия и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем  от покупателей.

Также авторы сходятся во мнении об обязательности таких процедур как проверка законности, полноты и правильности отражения расчетов с покупателями и заказчиками, проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками данным сводного (синтетического) учета, анализ фактов просроченной дебиторской задолженности покупателей, с установлением истребованной и не истребованной задолженности.

Заключительный этап аудита расчетов с покупателями и заказчиками у всех изученных авторов различен и лишь Алборов Р.А. предлагает завершить аудиторскую проверку составлением аудиторского отчета и представлением его руководителю группы, формированием пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа и обработки, что при проведении повторного аудита значительно упростить процесс проверки.

Изучив различные методики авторов, нами разработана методика аудиторской проверки расчетов с  покупателями и заказчиками, которая  будет применяться в III главе курсовой работы.

   Основные этапы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками:

1 этап. Проверка наличия  и правильности оформления договоров  с покупателями и заказчиками.

2 этап. Проверка организации  первичного учета расчетов с  покупателями и заказчиками.

3 этап. Проверка состояния дебиторской задолженности.

4 этап. Проверка правильности  отражения в бухгалтерском учете  различных операций по расчетам  с покупателями и заказчиками.

5 этап. Проверка правильности  налогообложения по расчетам  с покупателями и заказчиками.

Более детальные аудиторские процедуры проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками отражены в программе аудита, представленной в таблице 1.4 (Приложение 2).

На первом этапе, необходимо установить наличие договоров с  покупателями и заказчиками и  правильность их оформления. Необходимость проведения этой процедуры обусловлена тем, что договор заключает в себе функцию установления правоотношений между организацией, покупателем и заказчиком.

Таким образом, договор, как и этап, в данной методике является неотъемлемой частью. Аудитор проверяет наличие и оформление договоров по совершенным операциям (купли-продажи, поставки продукции, на оказание услуг и выполненных работ), устанавливает их соответствие требованиям гражданского законодательства, выявляет договоры, которые могут быть расценены ничтожными (недействительными).

В ходе изучения основных положений договоров  купли-продажи аудитор выясняет момент перехода права собственности на реализованную продукцию (в момент отгрузки или в момент оплаты). Данную аудиторскую процедуру можно отразить в рабочем документе аудитора «Проверка наличия договоров по совершенным операциям», представленном в таблице 1.5.

 

Таблица 1.5

Проверка наличия договоров  по совершенным операциям

 

№ п/п

Наименование покупателя (заказчика)

Сумма, руб.

Первичная документация по операции

Договор, №, дата

         

 

В ходе проведения проверки аудитору надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Необходимо также установить наличие обязательных реквизитов согласно ГК РФ. В любом договоре должны быть указаны: номер договора, наименование сторон, предмет договора, условия отгрузки и платежа, порядок приемки товара и его качество, ответственность сторон, спорные вопросы, юридический адрес и подписи. Все перечисленные реквизиты являются обязательными.

Информация о работе Организация и проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «База Снабжения«Сибагрокомплекс»