Организация и проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «База Снабжения«Сибагрокомплекс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками, и разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические и методологические аспекты аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;
2. дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
3. изучить особенности организации аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «База Снабжения «Сибагрокомплекс»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….......
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………......

5
1.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки………………
5
1.2 Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками…...…………………………………………………………………......

15
1.3 Классификация возможных ошибок и нарушений, выявленных при аудите расчетов с покупателями и заказчиками…...………………………...

29
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «БАЗА СНАБЖЕНИЯ «СИБАГРОКОМПЛЕКС»..…………….…………………………………………...


33
2.1.Сведения о предприятие……......……………………………………
33
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля на предприятии….
35
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ООО «БАЗА СНАБЖЕНИЯ«СИБАГРОКОМПЛЕКС»…………………………………………


41
3.1 Цель, задачи и источники проверки………………….……………...
41
3.2 Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками……...................

43
3.3 Проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………….

47
3.4 Рекомендации по устранению выявленных ошибок и нарушений..
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………
65

Файлы: 1 файл

АУДИТ.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

Аудитору следует проверить, указаны ли суммы в договорах. Если суммы не указаны, то необходимо просмотреть приложения к договору. В приложении указывается наименование (чаще номер и артикул) товара, количество, цена по прайс-листу, сумма, сумма НДС и общая сумма. По данным этого приложения выписывается накладная на отпуск продукции. Аудитору необходимо сопоставить данные приложения с данными накладных на отпуск продукции и счет-фактуры. Данную аудиторскую процедуру можно отразить в рабочем документе аудитора «Проверка оформления заключенных договоров в соответствии с законодательством», представленном в таблице 1.6.

Таблица 1.6

Проверка оформления заключенных договоров в соответствии с законодательством

№ п/п

Наименование документа

Номер документа

Сумма, руб.

Дата составления документа

Реестр договоров

Замечание о характере нарушений

             

Далее необходимо проверить  регистрируются ли договоры в журнале  регистрации. Аудитору следует проверить, все ли договоры отражены в журнале в журнале регистрации договоров. Соответствуют ли данные, занесенные в журнале регистрации, данным, прописанным в договорах. Данная аудиторская процедура может быть отражена в рабочем документе «Проверка идентичности договоров продажи данным журнала регистрации», представленном в таблице 1.7.

Таблица 1.7

Проверка идентичности договоров продажи данным журнала  регистрации

 

Покупатели, заказчики

По заключенному договору

По журналу регистрации

Отклонение

дата

№ договора

дата

№ договора

           

 

На втором этапе аудита аудитор проверяет организацию  первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками.

При проверке учета расчетов с покупателями и заказчиками  аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая неотъемлемый риск и риск средств контроля при проведении аудита. Причины могут быть разные:

- отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

- сложность восстановления  отсутствующих и исправления  неправильно оформленных документов;

- большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

- значительная часть  первичных документов, подтверждающих  совершение этих операций (особенно  операций, связанных с договорами  на оказание услуг), не унифицирована.

Данные аудиторские  процедуры можно отразить в рабочих документах аудитора «Проверка первичной документации на наличие всех обязательных реквизитов, подписей и печатей» и «Проверка соответствия первичной документации законодательным документам», представленных в таблице 1.8, 1.9.

Таблица 1.8

Проверка первичной  документации на наличие всех обязательных реквизитов, подписей и печатей

 

№ п/п

Типовые хозяйственные операции

Первичный документ

Сумма, руб.

Замечание о характере нарушений

         

 

Таблица 1.9

Проверка соответствия первичной документации законодательным документам

 

№ п/п

Первичный документ

Унифицированная форма (документ ее утверждающий)

Форма, принятая на предприятии

       

 

На третьем этапе  аудиторской проверки, необходимо проверить  состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

На основе данных аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» аудитор проверяет  правильность группировки дебиторской  задолженности на краткосрочную  и долгосрочную с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной задолженности относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

Данные аудиторские  процедуры можно отразить в рабочих документах аудитора «Проверка реальности дебиторской задолженности» и «Проверка правильности группировки дебиторской задолженности», представленных в таблице 1.10,1.11.

Таблица 1.10

Проверка реальности дебиторской задолженности

 

№ п/п

Наименование покупателя

Наименование договора, дата, номер

Сальдо задолженности на счета 62.01 в оборотно-сальдовой ведомости  по счету 62.01

Соответствие сальдо расчетным  документам, выпискам, договору, регистрам  учета

Выводы и предложения аудитора

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

               

 

Таблица 1.11

 

Проверка правильности группировки дебиторской задолженности

 

№ п/п

Наименование покупателя

Сумма в руб. и дата возникновения  дебиторской задолженности 

Группировка дебиторской задолженности по срокам

Выводы и предложения аудитора

Краткосрочная

Долгосрочная

Просроченная

Нереальная

Свыше 3 мес.

Более чем 12 мес.

                 

 

Для определения реальности задолженности анализируются материалы  инвентаризации расчетов. В случае отсутствия или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

Реальность задолженности  определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской  задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, неподтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.

По фактам обнаружения  нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.

Согласно Положению  о бухгалтерском учете и отчетности в РФ дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на результаты хозяйственной деятельности.

На этом этапе составляется рабочий документ «Сличительная ведомость», представленная в таблице 1.12, в котором определяется излишек или недостаток в сумме задолженности, отраженной в учете и по данным инвентаризации (актов сверки).

Таблица 1.12

Сличительная ведомость

 

Покупатели

По данным учета (счета-фактуры)

Фактически (акт сверки или инвентаризационная опись)

Результаты проверки

Примечание

дата

№ документа

сумма

дата

№ документа

сумма

излишек

недостаток

                   

 

Списание долга в  убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Аудитор проверяет наличие  доказательств фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с момента отпуска товаров, работ, услуг, документы по оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т.п.).

Истребованная дебиторская  задолженность может числиться  на балансе до истечения срока  исковой давности – 3 года.

При этом необходимо проверить  регистры, касающиеся списания дебиторской  задолженности за счет резервов по сомнительным долгам или за счет прибыли (если создание резерва не предусмотрено учетной политикой клиента). Аудитор должен соотнести эти записи с договорами, в которых указаны сроки погашения дебиторской задолженности, и с заключениями инвентаризационной комиссии. Если не обнаружено документов, подтверждающих обоснованность списания дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам, аудитор должен выписать эти данные в рабочий документ «Дебиторская задолженность, необоснованно списанная за счет резерва по сомнительным долгам», представленный в таблице 1.13.

 

Таблица 1.13

Дебиторская задолженность, необоснованно списанная за счет резерва по сомнительным долгам

 

№ п/п

Наименование покупателя

Дата возникновения задолженности

Дата списания задолженности

       

 

По фактам списания неистребованной  дебиторской задолженности покупателей  в связи с истечением предельного  срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги) проверяется правильность определения  налогооблагаемой прибыли. Сумма списания такой задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли.

При проверке списания дебиторской  задолженности, по которой истек  срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания, аудитор  устанавливает соблюдение требований п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а именно:

- правильность исчисления  срока исковой давности. В соответствии  со ст. 200 ГК РФ течение исковой  давности начинается со дня,  когда лицо узнало или должно  было узнать о нарушении своего  права. По обязательствам с  определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения;

- списание должно производиться  по каждому обязательству;

- наличие акта по  форме № ИНВ-17 о поведении инвентаризации  задолженности;

- наличие письменного  обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации;

- списание за счет  резерва сомнительных долгов (Дт  сч. 63 «Расчеты по сомнительным  долгам» Кт сч. 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками») либо  на финансовые результаты (Дт  сч. 91 «Прочие доходы и расходы»  Кт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»), если резерв не создавался;

- правильность начисления  НДС;

- ведение учета на  забалансовом счете 007 «Списанная  в убыток задолженность неплатежеспособных  дебиторов» в течение 5 лет.

Процедуры проверки состояния  дебиторской задолженности ее списания пересекаются с проверкой правильности образования использования резерва по сомнительным долгам. Проверка обоснованности использования резерва по сомнительным долгам рассматривается в ходе проверки списания дебиторской задолженности.

Также аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях-покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов. Чтобы удостовериться в точности отраженных сумм необходимо, во-первых, провести сверку цен в прайс-листе и накладной; во-вторых, сверку количества товара по накладным и договорам; и, в-третьих, сверку количества по накладным и счетам-фактурам.

Информация о работе Организация и проведение аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «База Снабжения«Сибагрокомплекс»